Исследование "самых компьютеризированных" медицинских стационаров, проведенное специалистами Гарвардской медицинской школы, показало, что компьютеризация не дает экономию денег и не повышает эффективность административной деятельности.
Обработав собиравшуюся на протяжении четырех лет информацию о 4 тыс. клиник США, исследователи пришли к выводу, что затраты на развертывание в медицинских учреждениях ИТ-систем и их техническую поддержку оказываются выше ожидаемой экономии. А большая часть программного обеспечения в медицинских центрах предназначена не для врачей, а для администрации, медсестер и лаборантов.
Исследование проводилось в преддверии новой инициативы федерального правительства о выделении отрасли здравоохранения 19 млрд долл. на стимулирование развертывания систем электронных медицинских карт. В соответствии с принятым законом о применении медицинских информационных технологий в клинической практике (Health Information Technology for Economic and Clinical Health Act, HITECH), на каждого врача, установившего у себя систему электронных медицинских карт и эффективно ее использующего, предусмотрены выплаты в размере до 64 тыс. долл.
"Но все дело в том, что компьютерные системы создаются для бухгалтеров и управленцев, а врачам, медсестрам и пациентам никакой пользы от них нет, -- заметил в интервью еженедельнику Computerworld один из авторов отчета, адъюнкт-профессор Гарвардской медицинской школы доктор Дэвид Химмельштайн. -- В своем нынешнем состоянии компьютерные системы стационаров способны несколько улучшить качество процессов лечения, но никакого сокращения административных расходов при этом ждать не приходится. Сначала вам понадобится потратить на саму систему 25 млн долл. и привлечь от пары десятков до тысячи человек для ее обслуживания. Что касается врачей, то работа с компьютерными системами сопряжена для них лишь с дополнительными затратами времени на ввод данных".
По словам Химмельштайна, только нескольким больницам и клиникам удалось добиться небольшой экономии и повышения эффективности. Но их системы создавались на заказ, а архитекторы программного обеспечения в течение нескольких месяцев проводили необходимые исследования.
Определенного успеха в развертывании эффективных электронных медицинских систем достигли клиники Brigham and Women's Hospital в Бостоне, Latter Day Saints Hospital в Солт-Лэйк-Сити, а также Regenstrief Institute в Индианаполисе. Установленные там системы были интуитивно понятными и предназначались для клинических специалистов, а не для администраторов. В ходе бесед с разработчиками этих систем Химмельштайн выяснил, что программисты не писали никаких руководств и не предлагали пользователям обучаться.
"Если вам необходимо руководство, значит, система не работает, -- заметил он. -- Если требуется обучение, значит, система не функционирует должным образом". Хотя многие специалисты в области здравоохранения и утверждают, что компьютеризация позволит повысить качество лечения, сократить расходы и поднять эффективность администрирования, в отчете исследователей из Гарвардской медицинской школы говорится, что затраты на компьютеризацию до сих пор никто не оценивал, а характер ее воздействия на различные клиники никто не изучал. Даже в тех стационарах, где уровень компьютеризации самый высокий, качество услуг, их стоимость и административные расходы практически такие же, как и в других медицинских учреждениях.
С 2003 по 2007 год Химмельштайн и его группа исследователей внимательно изучали сведения примерно о 4 тыс. клиник, предоставленные обществом медицинских ИТ и систем управления, данные об административных затратах, фигурирующие в отчетах Medicare Cost Reports, а также информацию о стоимости и качестве услуг, опубликованную в 2008 году в Dartmouth Health Atlas.
Химмельштайн, выполнявший в свое время обязанности ИТ-директора в клинике Cambridge Hospital, отметил, что в ожидании экономии от компьютеризации нет ничего нового. В 60-х и 70-х годах компании IBM и Lockheed рекламировали компьютеризацию как способ уменьшения объемов бумажной работы и улучшения медицинского обслуживания. В 90-е годы специалисты расписывали преимущества электронных медицинских карт, отмечая быстроту их внедрения и существенную экономию затрат на администрирование. В 2005 году одна из аналитических групп прогнозировала, что объемы ежегодной экономии от компьютеризации составят 77,8 млрд долл. Другая группа обещала экономию на уровне 81 млрд долл. и существенное повышение качества медицинского обслуживания. Сегодня на сайте федерального правительства США, посвященном медицинским технологиям, говорится: "Широкое применение ИТ в медицине позволит улучшить медицинское обслуживание, предотвратить врачебные ошибки, сократить расходы на здравоохранение, повысить эффективность административных операций, уменьшить объем бумажной работы и сделать медицинскую помощь более доступной".
"К сожалению, все эти многообещающие заявления так и не нашли подтверждения, -- читаем мы в отчете Химмельштайна. -- В отчете, подготовленном в 2006 году по заказу Агентства исследований и оценки качества медицинского обслуживания, а также во всесторонних систематических обзорах мы находим свидетельства того, что в некоторых организациях компьютеризация действительно способствовала повышению качества обслуживания и сокращению затрат, но в целом этого не произошло. В последних документах бюджетного управления Конгресса США также содержатся скептические выводы. Широкомасштабного подтверждения сделанные ранее прогнозы так и не получили".
Дэвид Брайлер, занимавший при президенте Буше должность главного координатора национальных программ в области медицинских информационных технологий, указал в интервью еженедельнику Computerworld, что только 25-30% общего числа национальных клиник (а всего их в стране насчитывается около 5 тыс.) уже сейчас используют компьютерные системы обработки заказов и электронные медицинские карты или инициировали процесс их внедрения.
С 2004 по 2006 год Брайлер возглавлял Национальное управление координации внедрения медицинских ИТ. Сегодня он выполняет обязанности председателя совета директоров инвестиционной фирмы Health Evolution Partners, специализирующейся на финансировании поставщиков медицинских услуг.
"Внедрение систем электронных медицинских карт в национальном масштабе будет стоить от 75 млрд до 100 млрд долл., -- отметил Брайлер. -- Отдельным клиникам придется выделить на эти цели весьма значительные средства -- до нескольких сотен миллионов долларов. Полнофункциональная национальная электронная медицинская система способна обеспечить ежегодную экономию на уровне 200-300 млрд долл. за счет исключения дублирующих друг друга записей, уменьшения числа ошибок при ведении учета, отсеивания неправомерных требований, а также улучшения координации действий поставщиков услуг".
Химмельштайн все эти заявления охарактеризовал как безосновательные. "Вот уже 45 лет люди утверждают, что компьютеры помогут нам сэкономить огромные средства, что в ближайшее время все затраты окупятся, -- подчеркнул он. -- Первое, что следует сделать, -- это прекратить разбрасываться громкими заявлениями, не подкрепленными никакими доказательствами. Ведь все они базируются на каких-то призрачных предположениях, справедливость которых ничем не подтверждена".