Почти 20 млрд долл. из утвержденного конгрессом стимуляционного пакета будет направлено на внедрение в системе здравоохранения США современных информационных технологий. Что знают об этих технологиях простые пациенты - потребители медицинских услуг? Чего ожидают от их повсеместного применения? . Обсуждения в фокус-группах были организованы во всех пяти географических регионах США.
Социологические опросы показывают, что большинство американцев пока не вполне осознают возможности медицинских информационных систем и реальный – не очень высокий - уровень их внедрения в современном здравоохранении. Хотя пациенты нередко видят, как врачи пользуются компьютерами, мало кто понимает суть производимых ими действий. Особенно это касается ведения электронных историй болезни. 63% участников опроса, проведенного в 2007 году, даже не слышали об электронных историях. Еще больше американцев не знают о принятой по указу президента Буша в 2004 году государственной программе поддержки внедрения персональных электронных медицинских карт граждан. С другой стороны, те, кто осведомлен о применении информационных технологий в медицине, и те, кому приходилось испытывать их на собственном опыте, как правило, активно поддерживают их широкое внедрение. Большинство уверено, что это поднимет качество медицинского обслуживания, сократит потери времени на бумажную работу и увеличит возможности информирования пациентов. Очень удобно, отмечают некоторые, получить совет врача по электронной почте, не теряя времени на лишний визит. Врачи тоже охотнее общаются по почте, чем по телефону, а некоторые клиники ведут запись на прием через Internet.
Большое впечатление на пациентов производят оборудованные компьютерными сетями рентгенологические отделения. Если раньше приходилось ждать проявки снимка и самому нести его лечащему врачу, то сейчас снимки из лаборатории сразу отправляют на компьютер врача.
Многие участники обсуждений отмечают важность обмена информацией между врачами разных специальностей. Пересылка историй болезни, результатов анализов, снимков в электронном виде должна значительно сократить количество ошибок - в том числе и из-за пресловутой неразборчивости почерка врачей.
Однако все это касается только одной из сторон в общении врачей и пациентов – самих врачей. Почти никто из пациентов, даже страдающих серьезными заболеваниями, не представляет, какие возможности им самим дают медицинские информационные системы и как ими воспользоваться. Мало кто знает, заведена ли уже на них электронная медицинская карта. Да и вообще, считают пациенты, лечение надо доверять специалистам, а больные, перегруженные информацией, будут им только мешать.
Особое беспокойство участников вызывают вопросы конфиденциальности медицинских данных. Пока истории болезни ведутся на бумаге и хранятся у врача, поводов для беспокойства нет. Мало кто решится на похищение документов из клиники, а все запросы сторонних организаций тщательно рассматриваются. Но если данные переведены в электронный вид и собраны в большие базы, опасность, по мнению участников обсуждения, значительно возрастает. Брешь в системе безопасности крупного электронного архива подвергнет риску данные множества пациентов. У всех должно быть право отказаться от ведения электронной истории болезни, подчеркивают некоторые.
Люди боятся как профессиональных хакеров, так и сбоев систем, вызванных чрезвычайными событиями. Как врачи найдут информацию без бумажных копий, если после урагана отключится электричество? Впрочем, некоторым участникам опроса приходилось страдать и от утраты бумажных документов.
Базы данных пациентов чрезвычайно полезны для медицинских исследований. Почти все согласны на такое использование информации - конечно, при условии, что сведения, позволяющие установить личности пациентов, будут из нее убраны. Не все, однако, готовы разрешить использование данных для чисто маркетинговых исследований, единственной целью которых является увеличение продаж лекарств.
Стиль общения врачей и пациентов по мере распространения информационных технологий может измениться, и это тоже беспокоит многих участников обсуждений. Врачи теперь будут больше внимания уделять экрану компьютера, а не пациенту, считают они, и повлиять на это сложно. Здесь все зависит от врача. Для хорошего доктора компьютер – всего лишь инструмент, а плохой и без компьютера не умеет общаться с пациентом.
Мнения участников по отношению к телемедицине разделились. Несмотря на то что жителям сельских районов часто приходится ездить к врачам за 50-100 км, многие из них все равно предпочитают личный контакт обследованию на расстоянии.
А вот во что участники не верят – так это в снижение стоимости медицинских услуг благодаря внедрению информационных технологий. Конечно, эффективность медицины повысится, считают они, но платить за это в конечном счете придется пациентам.
Итак, информационные технологии – это хорошо, полагают пациенты. Но кто решает, когда и как следует их внедрять? Должно ли при этом учитываться мнение потребителей медицинских услуг? Кто отвечает за соблюдение прав пациентов? Эти вопросы у участников обсуждений вызвали большие затруднения. Никто из них не знал о существовании таких организаций, как Управление национального координатора по вопросам информационных технологий в здравоохранении (Office of the National Coordinator for Health IT), Агентство по исследованию качества медицинских услуг (Agency for Healthcare Research and Quality), и других правительственных учреждений. Никто даже не упомянул о положениях, установленных в этой сфере законом о стимуляционном пакете. Пытаясь перечислить наиболее подходящие, по их мнению, организации, участники упоминали Американскую медицинскую ассоциацию (AMA), государственную программу медицинского страхования Medicare и многие другие, поскольку именно они вырабатывают общие принципы здравоохранения, им и следует поручить принятие решений в области информатизации. Но в любом случае решение должны принимать специалисты, заявляли участники обсуждений. И лишь когда речь заходила о безопасности данных, они вспоминали о роли самих потребителей услуг. Доступ к личным данным должны контролировать пациенты, считает подавляющее большинство участников, за исключением, может быть, экстренных случаев. К сожалению, мало кто верит, что мнение пациентов будет учтено.
Государство сейчас играет главную роль во внедрении медицинских информационных систем, и мнения участников обсуждений по этому поводу резко разделились. Многие не доверяют государственным организациям и возражают против активного участия государства в работе рынка медицинских услуг, хотя другие считают, что это обеспечивает пациентам большую безопасность. В целом, делают вывод авторы исследования, гражданам необходимо предоставлять больше информации по внедрению компьютерных технологий в здравоохранении, а особенно по вопросам безопасности личных данных.