Отчитываться о проделанной работе чиновники умеют, но в случае с информатизацией здравоохранения это не просто: нереальные сроки, хронические задержки с выходом нормативных документов, неоднократный пересмотр региональных программ плюс обещания «сверху» наказывать регионы как за самостоятельные шаги, так и за пассивность. И все это при беспрецедентном объеме финансирования и пристальном внимании проверяющих органов. В числе основных нарушений: неосвоение бюджета, закупки по завышенным ценам, неэффективное использование закупленного.
Череда проверок — сотни нарушений...
Эксперты Счетной палаты РФ констатировали, что регионы не смогли освоить средства, выделенные на модернизацию здравоохранения в 2011 году и в первом полугодии 2012 года, а потраченные деньги расходовались неэффективно.
Только в Кировской области контрольно-счетная палата при проверке использования бюджетных средств, направленных на модернизацию здравоохранения в 2011 году, насчитала 325 финансовых нарушений на сумму 316 млн руб., из них неэффективное использование медицинского и компьютерного оборудования — на 40,5 млн руб. В Челябинской области Росздравнадзор обнаружил, что полторы тысячи единиц компьютерной техники, предназначенной для внедрения информационных систем в здравоохранении, простаивает.
В Бурятии прокуратура выявила факты заключения контрактов на приобретение медицинскими организациями радиографических цифровых станций по завышенным ценам. В Омской области обвиняется в халатности бывший министр здравоохранения, в его деле фигурируют компьютерные томографы.
По преступлениям, связанным с приобретением высокотехнологичного медицинского оборудования, МВД возбудило свыше 130 уголовных дел, предъявив обвинение почти сотне высокопоставленных чиновников.
Частный случай?
Оренбургская область делала первые шаги к информатизации здравоохранения самостоятельно: еще в 2009-2011 годах здесь создавалась система «Диспетчерский центр» для Минздрава, а на 2011/2012 год планировалось организовать каналы связи, оснастить лечебные учреждения компьютерной техникой и внедрить информационную систему уже в рамках федеральной программы модернизации. Для построения ведомственной сети передачи данных был подписан контракт с «Ростелекомом». В декабре 2011 года директор областного МИАЦ написал докладную министру здравоохранения, что контракт на создание сети находится под угрозой срыва из-за невыполнения «Ростелекомом» своих обязательств. Тем не менее контракт был оплачен, хотя при подписании акта приемки работ руководство МИАЦ вместо проверки каналов удовольствовалось протоколами испытаний, предоставленными подрядчиком. Последущее тестирование точек подключения выявило многочисленные отклонения в работе сети в 72% организаций, и в филиал «Ростелеком-Волга» направили претензию. В ответе телекома указано, что в службе техподдержки жалоб пользователей не зарегистрировано, часть виртуальных каналов «была организована по временной схеме», а штатную схему компания обязуется обеспечить в ближайшее время.
В январе 2012 года, когда работу ведомственной сети в медучреждениях Оренбургской области проверила Счетная палата, к системе «Диспетчерский центр» было подключено лишь восемь учреждений из 42, участвующих в программе модернизации. Формально все ЛПУ имели подключение к Минздраву по VPN-каналам, но не пользовались им, так как в них не было локальных сетей. При этом из 23,6 млн руб, отпущенных на создание локальных сетей в 12 учреждениях, израсходовано было лишь 8 млн.
Проверка также обнаружила, что из 492 АРМов врача стоимостью 67,8 млн руб. в эксплуатацию введено только 215 рабочих мест, а остальные комплекты находятся на складах.
Еще не выйдя на проектную мощность, «Диспетчерский центр» стоимостью 68,5 млн руб. уже начал сбоить. C запуском модулей «запись к врачу» и «плановая госпитализация» число обращений к «центру» увеличилось с 11 тыс. до 27 тыс в месяц. Возросшая нагрузка сразу вызвала нарекания по работоспособности системы и... обращение за дополнительным финансированием в сумме 1,5 млн руб на приобретение еще трех серверов.
Счетная палата направила информацию в прокуратуру. Начальнику отдела АСУ минздрава Оренбургской области Виталию Стекачеву и директору МИАЦ Рустаму Гильмутдинову объявлены замечания, начальники отдела по защите информации и технического отдела МИАЦ, отвечающего за информатизацию, а также несколько сотрудников уволились по собственному желанию еще раньше. Вот только пойдет ли это на пользу делу?
По неофициальным данным
На повестке у регионов не только создание собственных информационных систем здравоохранения, но и их интеграция с федеральными сервисами — в первую очередь с электронной регистратурой и интегрированной электронной медицинской картой (ИЭМК). Между тем результаты тестирования федеральных сервисов «ЕГИС-Здрав» в пилотных регионах, до получения которых Минздрав рекомендовал регионам воздержаться от внедрения программного обеспечения, так и не были официально опубликованы. В отчете, с которым удалось ознакомиться MedIT, перечисление недостатков решений, разработанных «Ростелекомом», занимает несколько страниц — от непроработанного интерфейса, форм ввода и даже алгоритма получения стандартной государственной статистической отчетности до отсутствия штрихкодирования амбулаторной карты, истории болезни и статистического талона.
Одно из самых существенных замечаний — не налажен информационный обмен с территориальными фондами ОМС, формирование реестров в ФОМС и страховые организации. Вопросы использования актуального регистра застрахованных пациентов, сверки лицензированных и реально осуществляемых видов медицинской деятельности, обязательного контроля сертификации врачей, ведущих амбулаторный прием, не проработаны. Между тем во многих территориях эти проверки стараниями фондов ОМС осуществляются в режиме реального времени.
Как отмечают специалисты, федеральные сервисы не связаны с реестром нормативно-справочной информации и между собой, не позволяют организовать сквозной процесс обслуживания пациентов и уложиться при этом в нормативные сроки. В регистратуре нет механизмов квотирования и разграничения доступа к расписанию по видам записи (для врача, пациента, регистратора, сотрудника контакт-центра). Не решены вопросы разграничения потоков первичных и повторных больных на приеме, что дезорганизует работу врача и будет создавать задержки в приеме сверх указанного в статталоне времени. Из-за отсутствия в ИЭМК данных о месте жительства пациента и соответствующих федеральных реестров его невозможно прикрепить к ЛПУ или участку, как это принято.
Предзаполненных шаблонов протоколов приемов по профилям специалистов в системе не предусмотрено, как нет и возможностей автоматического переноса данных из предыдущего протокола, что существенно увеличивает время на заполнение полей. АРМ врача не дает возможности просмотреть и проанализировать данные лабораторных и параклинических исследований пациента.
Разработчики не комментируют результаты пилотной эксплуатации своего медицинского сервиса. Остается надеятся, что они интенсивно трудятся над решением перечисленных задач.
Потратили бюджет — хорошо поработали?
Как отмечают эксперты, многие регионы продолжают подписывать акты приемки работ под административным давлением: непосредственного начальства чиновники на местах опасаются больше, чем прокуратуру. Решения «Ростелекома» постепенно занимают регионы: Нижний Новгород, Новосибирск, Саратов, Ставрополь, Тамбов, Чита. Другие поставщики еще могут побороться за Башкирию, Волгоградскую область, Калининград, Красноярский край, Псков, Смоленскую, Самарскую и Тульскую области. Жестко конкурирующие друг с другом разработчики медицинских информационных систем пристально отслеживают региональные закупки в сфере информатизации здравоохранения и выявляют конкурсы и аукционы, условия которых прописаны под конкретных исполнителей. В результате многие конкурсы отменяются через антимонопольную службу и переигрываются.
Реальные шансы захватить заметную часть региональных рынков имеют, по экспертным оценкам, такие системы, как «Инфоклиника» компании «БФТ-Мед» (совместное предприятие IBS и «Смарт Дельта Системс»), «Медиалог» компании «Пост Модерн Текнолоджи», входящей в группу «Армада», «ПроМед» компании «Сван», входящей в госкорпорацию «Ростехнологии», «ТрастМед» компании «Софтраст», а также местные разработки в некоторых субъектах федерации.
Между тем Минздрав приступил к собственным проверкам и приостановил финансирование регионов с низкими показателями освоения федеральных денег, пригрозив передать средства эффективно работающим регионам. «Эффективных» регионов насчитали 57, дополнительное стимулирующее финансирование распределят между ними пропорционально степени превышения «среднего уровня реализации программ модернизации».
«В ходе проверок регионам была оказана методологическая поддержка, и это принесло свои плоды: cкорость реализации программ модернизации за три месяца возросла почти в два раза», — утверждает министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова. Если бы еще между освоением бюджетов и модернизацией отрасли стоял знак равенства...
На нынешнем этапе проекта под неэффективным использованием бюджетных средств проверяющие понимают компьютеры, не привезенные со склада, но ведь настанет время, когда необходимо будет продемонстрировать результат их применения. Или не настанет?