Олег Симаков: «Отставание от плана внедрения ЕГИСЗ составляет чуть больше года» |
Вместо поддержки существующих бизнес-процессов и их совершенствования информатизация здравоохранения направлена главным образом на подготовку отчетности для руководства, обработку статистических данных в системе сложившихся показателей. Между тем, помимо учета объема и качества оказываемой медицинской помощи, в перечень задач информатизации входят накопление персонифицированных данных о каждом пациенте, обеспечение преемственности его лечения, сравнительная оценка эффективности различных методов, схем лечения и реабилитации, а также развитие медицинской науки. Оснащенность лечебных учреждений, подготовка медицинских кадров все еще неравномерны и недостаточны для полноценного использования ИТ-инструментов в решении этих задач. Текущее отставание от плана в реализации программы информатизации здравоохранения составляет чуть больше года, отметил Олег Симаков, ИТ-директор МИАЦ РАМН, выступая на октябрьском совещании ИТ-специалистов Академии медицинских наук.
Полномасштабное внедрение медицинских информационных систем на уровне регионов и лечебных учреждений, а также массовое подключение потребителей к федеральному фрагменту единой государственной информационной системы здравоохранения должно было завершиться в октябре–ноябре 2012 года. Однако сегодня внедрение ЕГИСЗ находится на этапе технического оснащения медицинских организаций и проведения конкурсных процедур, израсходовано менее половины средств, выделенных на двухлетний период, при этом считается, что две трети регионов удовлетворительно выполняют программу модернизации. К концу года будет потрачено приблизительно 70% средств, отставание по срокам ввода информационных сервисов придется нагонять в 2013 году, а неиспользованные ассигнования в сумме около 5 млрд руб., скорее всего, вернутся в федеральный бюджет, считает Симаков.
По его словам, из 15 запланированных федеральных сервисов официально сданы разработчиками заказчику-Минздраву 6, включая реестр нормативно-справочной информации, первую очередь электронной регистратуры, интегрированной электронной медкарты, управленческого учета медучреждения, а также единую систему идентификации, аутентификации и авторизации пользователей ЕГИСЗ и ведомственную аналитическую систему для мониторинга данных регистров и первичного учета медпомощи.
К 1 декабря Минздрав обещает запустить услугу электронной записи к врачу, увязанную с соответствующими региональными сервисами. Справедливо критикуемую интегрированную электронную медкарту тем не менее можно использовать при создании региональных систем как ориентир в организации хранения медицинских данных, отметил Симаков. «Скоро нас ждут облачные бухгалтерия и отдел кадров», — сообщил он также участникам совещания.
Однако у самого важного ресурса — реестра НСИ — имеются серьезные проблемы с наполнением, которые будут сдерживать развитие остальных сервисов. По мнению Симакова, следует наконец развернуть работу по созданию контента НСИ, включая cправочники, классификаторы и медико-экономические стандарты. «К сожалению, кроме МКБ-10 все остальное пока под большим вопросом», — отметил он.
Разработка унифицированных структур данных и стандартов взаимодействия федеральных и региональных сегментов ЕГИСЗ должна опережать создание прикладных компонентов и вестись для всех сервисов, предусмотренных концепцией системы, а не только базовых. Напомним, что к ресурсам федерального уровня, помимо вышеупомянутых, относятся также регистры паспортов медицинских организаций, медоборудования и медперсонала, системы для проведения телемедицинских консультаций, электронная библиотека и другие прикладные решения. Как недавно сообщила министр здравоохранения Вероника Скворцова, всем регионам уже доступны девять сервисов, предназначенных главным образом для управления медицинскими учреждениями. Однако их интеграция в единую систему еще впереди.
По мнению Симакова, необходимо разработать и запустить программу, стимулирующую внедрение медицинских информационных систем в лечебных учреждениях. Кроме того, отрасли не хватает приказа Минздрава, уравнивающего «права» бумажных и электронных документов.