С самого начала медицинский центр Дальневосточного федерального университета ориентировался на работу по западным стандартам. Поэтому, выбирая медицинскую информационную систему, в ДВФУ изучали в первую очередь зарубежный опыт и лидирующие, по оценке Gartner, решения для здравоохранения. Оптимальным продуктом для автоматизации лечебно-диагностических и административных процессов сочли решение на базе SAP для здравоохранения, которое хорошо зарекомендовало себя более чем в 60 странах. Юрий Петропавловский, ИТ-директор ДВФУ, советует коллегам выбирать проприетарные решения, не ввязываясь в большой объем собственных разработок. «Мы довольны тем, что выбрали решение, которое не просто поддерживает процессы медцентра, а привносит в них лучшие практики в сфере здравоохранения», — заявил он.
Принципиальный подход, заложенный в организацию работы медцентра и увеличивающий ее гибкость, состоит в том, что вся деятельность строится вокруг пациента, а не врача. Например, традиционно принято размещать в одной палате пациентов одного профиля. Но в современных клиниках уже нет такого строгого разделения — и в одной палате могут находиться пациенты, к примеру, с кардиологическими и гастроэнтерологическими заболеваниями. Таким образом, количество мест в соответствующих отделениях не ограничивает возможности оказания медицинской помощи.
«МЦ ДВФУ создавался по прозападным образцам, и большинство его процессов повторяют логику, заложенную в систему», — рассказывает Сергей Мартынов, директор по развитию бизнеса с госсектором компании «Техносерв Консалтинг». Например, медцентр полностью «перенял» из системы процесс планирования и оказания амбулаторной помощи. Но информационную систему, конечно, частично адаптировали под требования учреждения, настраивая клиническую документацию, договоры и справки.
Медицинский центр Дальневосточного федерального университета, открывший двери в июне 2013 года, задумывался как одно из немногих в стране лечебных учреждений, оказывающих специализированную и высокотехнологичную медицинскую помощь на уровне европейских стандартов. В его состав входят 11 лечебных и три диагностических центра, консультативные поликлиники, приемные отделения и стационар на 200 коек. Создание медцентра обошлось в 4,8 млрд руб., включая 1,5 млрд руб. на оснащение новейшим медицинским оборудованием. Основная идея создания медцентра была в том, чтобы развернуть обратно в Россию поток денежных средств, который, к сожалению, с развитием медицинского туризма уходит в другие страны. Медцентр предлагает пациентам пройти курс лечения и обследования на оборудовании, не уступающем зарубежным клиникам, а по некоторым позициям и превосходящем их. Здесь «поселились» второй в стране четырехрукий робот-хирург Da Vinci, который планируется использовать для сложных хирургических вмешательств, аппарат ПЭТ/КТ, совмещающий возможности позитронно-эмиссионной и компьютерной томографии, трехтесловый магнитно-резонансный томограф и гибридный робот-ангиограф, позволяющий одновременно выполнять внутрисосудистые хирургические вмешательства без разрезов и операции на открытом сердце или мозге.
«Ожидается, что медцентр ДВФУ станет достойной альтернативой «медицинскому туризму» и в его стенах будут диагностировать и лечить заболевания, которые ранее вынуждали приморцев и других жителей Дальнего востока ехать в столицу или в соседние страны», — комментирует Юрий Петропавловский, ИТ-директор ДВФУ.
Методом «Большого взрыва»
Компании «Техносерв Консалтинг», которая выиграла открытый конкурс по выбору исполнителя проекта, пришлось выполнять свою работу в очень сжатые сроки. Проект прошел под девизом «Слона можно съесть только по частям». Объем работ был разделен на блоки: административный, финансовый, а в медицинской части — по отделениям.
В проектную команду вошли сотрудники ИТ-департамента ДВФУ, консультанты «Техносерв Консалтинг», а также врачи медцентра, имеющие большой опыт административной работы. С ними консультанты обсуждали функционал, который будет востребован врачами. При этом ни врачи, ни консультанты не могли опереться на принцип «сделать как есть», так как создание системы для нового медцентра и возведение его корпусов происходили одновременно. Сначала специалисты «Техносерв Консалтинг» развернули МИС на своей площадке и провели первую кастомизацию. Лишь когда был построен ЦОД медцентра, информационную систему перенесли на его мощности и финальные доработки производили уже на ИТ-инфраструктуре медцентра.
«Еще на старте проекта мы стремились как можно активнее вовлечь в него медицинский персонал. И когда дело дошло до обучения сотрудников работе с системой, этот подход себя оправдал», Юрий Петропавловский, ИТ-директор Дальневосточного федерального университета |
Медицинское «производство»
«Информационная система медцентра решает два блока задач — административный и производственный, — рассказывает об ИТ-решении Петропавловский. — К первому блоку относится базовый функционал по управлению финансами и материальными ресурсами, ко второму — бизнес-процессы и задачи, специфичные для медицинского учреждения».
Помимо формирования статистической отчетности и реестра для фонда ОМС, в число отраслевых задач входят ведение расписания и запись на прием к врачу, а также возможность внесения всех данных о пациенте и страховых отношениях. В системе оформляется поступление пациента в отделение стационара, размещение его на койке и перевод из одного отделения в другое, в ней фиксируются результаты консультаций и диагностических исследований, формируются записи в электронной медкарте, суточные эпикризы, готовится и ведется план операций. На данном этапе развития системы электронная медкарта функционирует как локальное приложение, что обеспечивает высокий уровень информационной безопасности.
Интеграция МИС с системой архивации и передачи изображений (PACS) позволяет использовать ее возможности при работе с диагностическим оборудованием.
При постановке диагнозов предусмотрено автоматизированное формирование медицинских заключений, эпикризов и выписок из медицинской карты. А когда врач назначает лечение, в МИС фиксируется название лекарственных препаратов с указанием дозы и кратности приема, регистрируется серия и номер рецепта. Направления к специалистам при назначении консультаций автоматически формируются с помощью шаблонов и медико-экономических стандартов.
Превентивные меры
Обучение пользователей работе с системой — это всегда один из самых напряженных этапов проекта, поэтому сложности на этом фронте не стали сюрпризом для команды внедрения. «Мы тщательного готовились к тому, чтобы снизить возможный негатив, и превентивные меры оказались не напрасны», — отметил Мартынов.
«Еще на старте проекта мы стремились как можно активнее вовлечь в него медицинский персонал. И когда дело дошло до обучения сотрудников работе с системой, этот подход себя оправдал», — подтвердил Петропавловский.
Так или иначе в проект были вовлечены все руководители отделений. Выступая заказчиками и экспертами в ходе внедрения, они постепенно стали его евангелистами и старались донести до своих сотрудников «сверхцель» проекта и его ценность. Кроме того, были обучены сотрудники, входящие в рабочую группу внедрения, — они потом рассказывали коллегам, как работать с системой.
К обучению пользователей команда компании-внедренца подошла творчески. В костюмированных миниатюрах обыгрывались различные ситуации: запись различных категорий граждан на прием к врачу, когда сотрудникам регистратуры нужно получить от пациентов информацию, чтобы завести ЭМК; обращение пациентов к врачам с готовыми диагнозами и назначениями — таким образом удалось непринужденно донести информацию о функционале системы.
В начале большого пути
По мнению Петропавловского, давать оценку экономической эффективности проекта пока рано, так как медцентр еще не заработал на полную мощность, но при максимальной нагрузке в нем будет производиться до 10 тыс. операций в год: «Уверен, что с наплывом пациентов информационная система справится».
Точка в проекте внедрения информационной системы в медцентре ДВФУ еще не поставлена. Планируется, что c 2014 года МИС будет поддерживать процессы операционной деятельности медцентра, оказания высокотехнологичной медицинской помощи, клинико-экспертной работы, реабилитации и восстановительной медицины, сестринского ухода. Намечено также разработать электронный паспорт учреждения, регистр медицинских работников, реестр хронических больных, организовать информационный обмен с другими медицинскими организациями. Увеличится и объем функционала, используемого сотрудниками финансово-экономической, кадровой и маркетинговой служб. Общее число пользователей системы достигнет 200 человек.
По словам Перопавловского, развивается и автоматизация лечебно-диагностического процесса. Результатом этого развития станет экспертная система поддержки принятия врачебных решений.
В будущем МИС медцентра планируется интегрировать с региональной медицинской информационной системой и Единой государственной информационной системой здравоохранения, с порталом госуслуг и порталом Дальневосточного федерального университета.