Владимир Макаров: "Департамент здравоохранения учится применять новый инструментарий" |
Департамент информационных технологий Москвы представил возможности центра мониторинга Единой медицинской информационно-аналитической системы (ЕМИАС) и результаты его применения. Центр мониторинга непрерывно отслеживает и наглядно отображает данные о работе 660 московских поликлиник, что позволяет контролировать доступность амбулаторной медицинской помощи для пациентов.
Глубокий исследовательский функционал и огромный набор аналитических отчетов классического BI-инструментария ЕМИАС оказались не востребованы департаментом здравоохранения города, которому было необходимо более легкое решение, представляющее информацию в обобщенном виде. Поэтому в 2013 году в компании ЛАНИТ разработали средство для оперативной оценки доступности амбулаторной помощи на базе игрового движка.
Система показывает обеспеченность столичных поликлиник врачами относительно федеральных нормативов и, самое главное, помогает понять, существует ли у пациентов возможность записаться на прием в сроки, установленные программой государственных гарантий для плановой медицинской помощи (один день для терапевтов и неделя для узких специалистов). На интерактивной карте отображаются все поликлиники города, объединенные в кластеры, а степень их загруженности обозначена цветом по принципу светофора. Зеленым отмечены медучреждения и территории, где пациенты попадают к врачу в нормативные сроки, красным выделяются «очаги напряженности», где по какой-то причине образуются слишком длинные очереди. При выборе медучреждения открывается доступ к детальной информации о загруженности каждого доктора.
С центром мониторинга ежедневно работают около 1,2 тыс. человек, включая всех главных врачей и руководителей московского здравоохранения, а также мэра города. Если раньше основными источниками «объективной» информации для управленцев служили поток жалоб пациентов, с одной стороны, и утверждения главврачей о перегруженности медучреждения и нехватке ресурсов - с другой, то теперь в руках организаторов здравоохранения есть достоверная информация о доступности каждого конкретного доктора в режиме реального времени. Два десятка сотрудников городского cитуационного центра отслеживают текущее состояние дел и при необходимости принимают меры по повышению доступности медпомощи. При этом есть возможность моментально увидеть, как скажется на результате изменение каких-либо параметров, например времени, отведенного на прием одного пациента.
В 2015 году cитуация с доступностью врачей в поликлиниках заметно улучшилась, утверждает Владимир Макаров, заместитель главы ДИТ Москвы. Число граждан, которые не смогли попасть к доктору в нормативные сроки, во многих округах резко сократилось. Еще летом прошлого года «пораженными в правах» оказывались примерно треть пациентов, а сегодня их доля не превышает 1%. Карта доступности амбулаторий Москвы стала зеленой. Однако теперь растет время ожидания под дверью кабинета. Это видно в системе по интервалу между назначенным временем визита пациента и моментом, когда врач открывает его талон амбулаторного приема.
Депздрав сейчас учится применять новый инструментарий, отметил Макаров. Появление системы мониторинга поставило организаторов здравоохранения перед необходимостью стандартизации и унификации деятельности амбулаторий, и в конце 2014-го — начале 2015 года в депздраве начали серьезно заниматься стандартизацией процессов в поликлиниках.
В настоящее время разрабатывается еще несколько сервисов, которые планируется добавить в центр мониторинга ЕМИАС в 2015 году. Ожидается, что со временем он станет собирать информацию о доступности высокотехнологичной медицинской помощи, о ходе диспансеризации, времени ожидания по лабораторным исследованиям, а также о доступности помощи на дому и неотложной медпомощи у дежурных врачей.
Легче не станет
Вся медицинская документация занимает несоизмеримо меньший объем, чем совокупность всевозможных учетно-отчетных форм, заполняемых врачом. Но если за счет сокращения бумажной околомедицинской документации ЕМИАС сможет немного облегчить жизнь врачу, то электронные медкарты (ЭМК), протоколы осмотра и дневниковые записи, напротив, скорее осложнят ее, особенно на первых порах. «Мы стараемся это сбалансировать, именно поэтому столько времени потратили на то, чтобы сделать пользовательский интерфейс ЭМК действительно удобным», – подчеркнул Макаров. Тестирование ЭМК в консультационно-диагностическом центре № 6 в 2013 году явно показало, что ее интерфейс недостаточно удобен врачам, и с осени 2014 года в поликлининике №175 и детской поликлинике №110 апробируется уже новая версия интерфейса медкарты.
Помимо разработки ПО, создание ЭМК потребовало серьезной методической работы и подготовки медицинского сообщества к переходу на электронные медкарты. Форсировать масштабирование ЭМК в ДИТ не намерены. «Попытка у нас будет только одна, если электронная медкарта вызовет резкое отторжение врачей, второй возможности уже не будет», – сказал Макаров.
В Москве насчитывается 10,5 млн граждан, застрахованных в системе ОМС, при этом электронных медкарт сегодня заведено около 0,5 млн. Предполагается, что к концу текущего года примерно треть столичных поликлиник будет вести ЭМК в общей сложности около 2 млн пациентов.
Из уже запущенных в массовую эксплуатацию функций ЕМИАС очень востребованным медиками оказался электронный рецепт, так как этот сервис дает очевидный выигрыш во времени. Если выписка бумажного льготного рецепта занимала у врача в среднем 3,5 минуты, то на оформление электронного документа уходит лишь около 30 с. За год в городе выписывается порядка 12,5 млн льготных рецептов, каждый в трех экземплярах, так что общая экономия времени получается солидная. Сегодня 80% льготных рецептов выписывается в электронном виде с последующей распечаткой на бумаге, как того требует федеральное законодательство.
Единственная территория, где внедрение ЕМИАС пока не выходит на уровень врачей, ограничиваясь регистратурами поликлиник, – Новая Москва. Деградировавшая инфраструктура и разбросанность медучреждений в этом районе города требуют миллиардных инвестиций, в то время как население составляет всего порядка 250 тыс. человек. Тем не менее в течение четырех-пяти лет жителям Новой Москвы планируется предоставить те же возможности ЕМИАС, что и в остальных округах.
Внимание к надежности
Больной вопрос для создателей ЕМИАС – надежность работы системы. Выбирая между быстрым развитием функционала и сбалансированной релизной политикой с адекватным нагрузочным тестированием кода, ДИТ отдает предпочтение первому. Поэтому на каждом десятом релизе, то есть примерно раз в два месяца, система «падает» на 6-8 часов.
Пока ЕМИАС обеспечивает только запись на прием к врачу, ее выход из строя на несколько часов не особо сказывается на работоспособности поликлиник в целом. «Но по мере погружения в клинические процессы мы будем уделять больше внимания надежности, – пообещал Макаров. – По большей части это вопрос денег на тестирование, дублирование вычислительных мощностей и каналов».
Денег хватает
За последние несколько лет на разработку ПО ЕМИАС и его апробацию в Москве потратили около 1 млрд руб. И в ближайшее время нехватка финансовых ресурсов ЕМИАС тоже не грозит. Каждый год на информатизацию здравоохранения столицы выделяется больше денег, чем тратится, так что в конце года излишки возвращаются в бюджет города. Тем не менее та фаза проекта, когда для ДИТ было крайне важно сделать рывок, а его цена была уже не столь значима, осталась позади. Теперь расходы стремятся оптимизировать — в частности, дорогостоящее обучение врачей на рабочих местах сменила более экономная централизованная подготовка медперсонала.
Кроме того, как сообщил Макаров, в 2014 году было сэкономлено порядка 40% средств, выделенных на инфраструктуру.
Не будучи стесненным в средствах, ДИТ тем не менее вряд ли поддержит предложение о создании бесплатных зон Wi-Fi в поликлиниках, поступившее в рамках недавно проведенного краудсорсингового проекта «Московская поликлиника». А вот в стационарах, по мнению Макарова, такие зоны действительно необходимы. Предложения участников краудсорсингового проекта дополнительно обсудят с москвичами с помощью сервиса «Активный гражданин».
Отложенное качество
Если в управлении доступностью амбулаторной помощи произошли явные позитивные сдвиги, то в решении второго важнейшего вопроса здравоохранения – контроля качества медицинской помощи - ЕМИАС вряд поможет в ближайшие годы. Качество — категория гораздо более трудноизмеримая, чем доступность. Для автоматизированного контроля качества необходима система индикаторов, показывающая фактические отклонения в процедуре оказания медпомощи от клинических протоколов ведения больных по основным нозологическим группам, которых для амбулаторного звена не существует. Депздрав проводит исследовательскую работу по созданию протоколов ведения хронических больных со множественными заболеваниями в одной из поликлиник, но эти протоколы в итоге будут носить рекомендательный характер. Вносить в ЕМИАС подобные документы можно будет лишь тогда, когда методологическая база для этого созреет.