Наталья Ляшенко: «При цейтноте закончить оформление протокола осмотра в ЭМК можно уже после завершения приема пациента» |
(ЭМК). Около трети государственных поликлиник начнут работать с ЭМК уже в текущем году, а ее внедрение во всех амбулаториях города займет не менее трех лет. Кроме того, как сообщил Владимир Макаров, заместитель руководителя Департамента информационных технологий Москвы, к концу 2015 года планируется предоставить доступ к электронным медкартам врачам «Скорой помощи». Таким образом, Единая медицинская информационно-аналитическая система Москвы (ЕМИАС) вскоре обретет долгожданное «сердце».
Впервые ДИТ и департамент здравоохранения Москвы продемонстрировали ЭМК летом 2013 года, опробовав ее в консультационно-диагностическом центре № 6 Северного округа. Предполагалось, что в 2014 году решение начнут распространять на остальные поликлиники. Однако интерфейс системы оказался крайне неудобен врачам, масштабирование было отложено, а компании ЛАНИТ и UseTech получили заказ на разработку более дружественного представления электронной медкарты.
В сентябре прошлого года в городской поликлинике № 175 приступили к тестированию ЭМК с новым интерфейсом, собирая отзывы и предложения врачей по его усовершенствованию, и в апреле 2015 года ДИТ и Депздрав вновь представили на суд общественности итоги пилотного внедрения ЭМК. В отличие от презентации двухлетней давности, на этот раз врачи показывали работу с картой без «внедренца», стоящего у них за спиной. Чтобы опытная эксплуатация ЭМК не нарушала рабочий режим поликлиники, к каждому врачу был изначально приставлен специалист ЕМИАС, который отвечал на возникающие вопросы. Однако, как рассказал Алексей Тернавский, главврач городской поликлиники № 175, интерфейс ЭМК оказался настолько понятным для врачей, что внедренцев спокойно отпустили из поликлиники уже через три дня работы с картой.
Тем не менее о стопроцентной готовности системы к тиражированию можно говорить лишь условно, так как ее доработка продолжается в режиме нон-стоп, как и развитие ЕМИАС в целом. «Мы применяем итерационный метод разработки, что означает 'выкатывание' на пользователей первого же протитипа c последующим его развитием, – напоминает Макаров. – С одной стороны, это позволяет максимально быстро учитывать пожелания пользователей и выдавать адекватный результат, с другой – ошибки и зависания превращают жизнь врачей-тестировщиков в кошмар. Можно только снять шляпу перед сотрудниками поликлиники, приложившими огромные усилия, чтобы помочь нам сделать этот продукт удобным».
Алексей Тернавский: «Интерфейс ЭМК оказался настолько понятным для врачей, что внедренцев спокойно отпустили из поликлиники уже через три дня работы с картой» |
Несмотря на то что более 10 тыс. врачей прошли бесплатное обучение слепому десятипальцевому методу печати и курсы по работе с ЕМИАС, осваивать ЭМК медикам все равно будет нелегко. Поэтому, рассказал Макаров, ДИТ старался сбалансировать нагрузку на врачей при внедрении ЕМИАС, вначале снизив ее за счет автоматизированного заполнения околомедицинской документации. Только внедрение системы электронных рецептов освобождает в год порядка 600 тыс. часов рабочего времени врача, а в совокупности с талонами и больничными листами прямая экономия составит 1,7 млн часов. Но теперь высвободившееся время заполнит работа с ЭМК.
Недочеты во взаиморасчетах
Сегодня с электронной медкартой работают 580 врачей. Ее заполнение занимает у доктора в среднем 6-10 минут в зависимости от уровня владения компьютером и сложности случая. Как рассказала врач-офтальмолог Наталья Ляшенко, протокол осмотра можно сохранить в качестве шаблона, чтобы впоследствии сэкономить время, необходимое на заполнение карты пациента с тем же диагнозом. Кроме того, при цейтноте закончить оформление протокола можно уже после завершения приема пациента. Единственное серьезное неудобство, по ее словам, – невозможность задействовать функционал статистики, так что ежедневные статистические отчеты врачу по-прежнему приходится заполнять на бумаге.
Как объясняет Макаров, проблема в том, что система для расчетов за оказанную медицинскую помощь (АИС ОМС), используемая Московским городским фондом обязательного медицинского страхования, функционирует с 1994 года и не имеет современных коннекторов, которые могли бы связать ее с ЕМИАС. В КДЦ № 6 опробовали функционал ЕМИАС для взаиморасчетов, выгрузив данные в систему МГФОМС, но, чтобы решить эту задачу по-настоящему технологично, необходимо «омолодить» АИС ОМС. В МГФОМС уже объявили несколько конкурсов на доработку системы, и ожидается, что к концу года эта проблема будет решена.
«Мы надеемся к концу 2015 года избавиться от 2/3 стенографисток в поликлиниках», – заявил Макаров. В 84 амбулаторных центрах сегодня существуют машбюро, где 1,44 тыс. человек занимаются набиванием талонов амбулаторного приема в АИС ОМС. Cовокупные расходы на их содержание составляют около 1,5 млрд руб. ежегодно, и cокращение этих расходов – одна из приоритетных задач власти, отметил он.
Шире круг
В настоящее время электронная медкарта содержит результаты врачебных осмотров, диагнозы, назначения, рецепты, направления и листки нетрудоспособности. В течение 2015 года в нее планируют добавить еще результаты лабораторных исследований, протоколы учета вакцинации и диспансеризации. Эффект от внедрения ЭМК можно будет заметить, когда созданные «контейнеры» наполнятся медицинскими данными пациентов. Тогда врачу не придется тратить время на выяснение того, на что у пациента аллергия, какие препараты он уже принимает и не противоречат ли новые назначения рекомендациям других специалистов.
Перечень поликлиник, которые первыми примут электронную медкарту, cейчас определяется, сообщил Алексей Погонин, заместитель руководителя Департамента здравоохранения Москвы. В их число войдут медучреждения с сильным менеджментом и хорошей доступностью врачей, оцениваемой по данным центра мониторинга ЕМИАС. При этом доступность медпомощи не должна достигаться в ущерб качеству работы врача – за счет сокращения времени на прием пациента. Рассматривается также возможность сделать акцент на детских поликлиниках при тиражировании ЭМК.
Одна из них, детская городская поликлиника № 110, участвовала в пилотном проекте по созданию ЭМК наряду с КДЦ № 6 и поликлиникой № 175. «Чем раньше мы начнем формировать электронную медкарту ребенка, тем больший эффект получим на протяжении его жизни», – отметил Макаров. По его словам, бродят даже идеи адаптировать школьный учебный процесс под физиологические особенности конкретного ребенка на основании накопленных в его медкарте данных.
Перспектива для пациента
Безопасность данных в ЕМИАС обеспечивается за счет раздельного хранения баз персональных данных и медицинской информации в разных организациях, шифрования при передаче по защищенным каналам связи и авторизации пользователей с помощью индивидуальных пластиковых карт. Регламентация доступа к медицинской информации будет постепенно дорабатываться, чтобы ЭМК могли пользоваться не только врачи поликлиник, но и врачи стационаров, частных клиник и «Скорой помощи».
Пациент также в будущем получит возможность просматривать свою медкарту, оставив заявление на московском портале госуслуг. «Мы бы хотели привязаться к социальной карте москвича, чтобы ее можно было использовать в качестве ключа пациента к своим данным в случае, если он обращается не в ту поликлинику, к которой прикреплен», – сообщил Макаров. По его словам, на определенных условиях API ЭМК будут открыты интернет-компаниям, которые захотят представлять сервис доступа к медкартам своим пользователям. При этом пациент должен будет на портале госуслуг заявить о желании получать свою медицинскую информацию через конкретного провайдера.