Александр Мазуров: «Мы не планируем на этом останавливаться, для нас это важно» |
Компания «ВымпелКом» представила специальный тарифный план для людей с особыми потребностями и подписала соглашение о социальном партнерстве со Всероссийским обществом глухих (ВОГ).
По уровню проникновения мобильной связи Россия занимает третье место в мире, на каждого жителя страны приходится в среднем по полтора телефона. Доля смартфонов растет и уже превысила 35%, а мобильный интернет-трафик в сети «Билайн» во втором квартале 2015 года увеличился на 61% по сравнению с тем же кварталом прошлого года.
Чтобы при существующем охвате абонентской базы обеспечить дальнейший рост бизнеса, оператору нужно переходить к работе с узкими сегментами рынка, отметил Александр Мазуров, директор по продуктам компании «ВымпелКом». Одним из таких сегментов, к которому, по его словам, можно отнести около 15% населения, являются люди с различными ограничениями по здоровью. Универсальность мобильных аппаратов и доступность Интернета с любого устройства дают им новые возможности для общения, передвижения, получения информации и управления своим окружением.
Доступу к электронным ресурсам посвящена отдельная статья «Конвенции о правах инвалидов», ратифицированной Россией в 2012 году. «Это не просто декларация, а вполне конкретное обязательство государства, которое должно быть выполнено», – подчеркнул Александр Горелик, директор Информационного центра ООН в РФ. При этом немаловажное значение имеют как инфраструктурная и ценовая доступность цифровой среды, так и возможности получения навыков работы с адаптивными технологиями.
Государство обеспечивает условия для создания доступной среды, а бизнес находит для себя новые ниши. В 2006 году совместно с фондом «Страна глухих» в «Билайне» разработали специальный тариф «Со-общение» для слабослышащих. Затем были созданы «нулевые зоны» для бесплатного общения глухих в социальных сетях, а c 2014 года несколько офисов компании начали обслуживать клиентов на жестовом языке.
В сентябре в тарифном плане «Со-общение» появились опции для слабовидящих и слепых.
Два профиля
Конкретные шаги по созданию продуктов или услуг для инвалидов обязательно следует предпринимать при их непосредственном участии. Поэтому тариф «Со-общение» для клиентов с нарушениями зрения и нарушениями слуха разрабатывался на основе исследования, проведенного «ВымпелКомом» совместно с ВОГ и Культурно-спортивным реабилитационным комплексом Всероссийского общества слепых (ВОС).
Исследование проводилось для уточнения потребностей глухих и слепых людей в мобильных сервисах с целью выявить новые для оператора возможности и определить направления развития специализированных продуктов и сервисов.
«Результаты исследования нас несколько удивили», – заметил Мазуров. Оказалось, что инвалиды сегодня все чаще получают высшее образование и работают по специальностям, требующим активной коммуникации и поиска информации. Освоив компьютерные технологии, молодые специалисты хотят полностью использовать потенциал своих смартфонов, которые служат слабовидящим и слабослышащим очень важными проводниками в общество. Между тем большинство устройств, имеющихся на российском рынке, либо по техническим характеристикам не подходят для людей с ограничениями по слуху и зрению, либо недоступны им по цене. В дешевых моделях телефонов специальные возможности производители урезают в первую очередь.
В целом потребность в мобильных технологиях у людей с ограниченными возможностями намного выше, чем у остальных пользователей. Помимо более активного применения голосовых сервисов, эта категория клиентов гораздо чаще пользуется мобильным Интернетом, ведь это самый простой и дешевый способ решения одной из главных проблем для инвалидов – дефицита общения. По словам Дмитрия Поликанова, президента фонда поддержки слепоглухих «Со-единение», эта особая категория пользователей очень интенсивно общается, к примеру, в специальной группе в Facebook.
В полученном оператором профиле незрячих и слабовидящих пользователей на мобильный Интернет приходится 70% всех услуг мобильной связи. При этом трафик, составляющий в среднем 3-5 Гбайт в месяц, тратится преимущественно на видео и голосовые чаты со зрячими помощниками — при выборе одежды, ориентировании на местности и решении других бытовых задач. Слепые активно используют программы для навигации в городской среде и на транспорте, мобильные приложения для распознавания денег, лекарств, предметов, текстов, штрихкодов и цветов, а также для проверки светового режима в комнате. В Интернете у них очень популярны обучающие аудио- и видеоподкасты, специализированная библиотека для незрячих и онлайн-радиостанции.
Что касается людей с ограничениями слуха, то для 95% слабослышащих владельцев смартфонов основным средством цифровых коммуникаций являются мессенджеры и социальные сети. В первую очередь они пользуются такими сервисами мгновенных сообщений, как WhatsApp и Viber, видеозвонками и групповыми видеочатами, например в Skype. Кроме того, у этой категории пользователей высоко востребована справочная и новостная информация в Интернете. И, конечно, интернет-трафик тратится при использовании технологий преобразования речи в текст.
Адресное «Со-общение»
Специальные тарифные планы и сервисные решения для людей с особыми потребностями включены в долгосрочную стратегию «Билайна». «Мы не планируем на этом останавливаться, для нас это важно», – подчеркнул Мазуров. Развивать свои предложения для таких пользователей компания намерена в тесном сотрудничестве с общественными объединениями инвалидов.
Одновременно с выпуском обновленного тарифа «Со-общение» «ВымпелКом» подписала соглашение о сотрудничестве с ВОГ, которое предусматривает разработку новых продуктов, совместное информирование инвалидов по слуху о специальных мобильных тарифных планах и пакетах услуг, а также работу над повышением доступности мобильных устройств и специальных опций.