«При столь стремительном развитии ситуации, какое мы наблюдаем в случае с COVID-19, она может оказать не менее разрушительное воздействие на непрерывность ведения организациями своего бизнеса, чем кибератаки и природные катастрофы, – указала директор Gartner по исследованиям Сэнди Шен. – Как только вспышка заболевания отразилась на традиционных каналах коммуникаций и операциях, ценность цифровых каналов, продуктов и операций сразу стала очевидной. Это недвусмысленный сигнал организациям, которые решили сосредоточиться на удовлетворении повседневных операционных нужд в ущерб инвестициям в цифровой бизнес и долгосрочное обеспечение жизнестойкости».

Предлагаемые Gartner первоочередные меры таковы.

Инструменты взаимодействия и совместной работы со встроенными элементами безопасности

Карантинные мероприятия и ограничения передвижения, накладываемые руководством организаций и властями городов и целых стран, порождают неопределенность и сбои; деловые операции начинают откладываться или выполняться в ограниченном объеме.

В организациях, где возможность удаленной работы пока отсутствует, ИТ-руководителям необходимо искать компромиссные решения, формулируя в том числе и требования к используемым инструментам: мессенджерам для общего взаимодействия, средствам обмена файлами и организации конференций, доступу к корпоративным системам ERP и CRM. Необходимо пересмотреть все меры безопасности, с тем чтобы они гарантировали защищенный доступ к приложениям и данным.

Предприятия могут испытывать нехватку персонала для новых бизнес-процессов, поэтому ИТ-руководителям совместно с руководителями бизнес-подразделений необходимо заниматься кадровым планированием, оценивая риски и устраняя кадровые пробелы, особенно в критически важных областях.

Для автоматизации подбора кандидатов и обслуживания клиентов можно использовать средства искусственного интеллекта.

Привлечение клиентов и контрагентов через цифровые каналы

Для привлечения клиентов и внедрения различных сценариев взаимодействия с ними можно использовать уже имеющиеся средства связи, видеоконференции и решения для стриминга.

«Ценность цифровых каналов становится очевидной по мере сокращения рыночного спроса и перехода людей на онлайн-платформы при совершении повседневных покупок, – отметила Шен. – Для компенсации падения спроса можно задействовать средства электронной коммерции и платформы социальных сетей. Предприятия могут создавать там свои официальные страницы, расширяя свои коммерческие возможности за счет онлайн-продаж. Продукты следует как можно быстрее адаптировать к особенностям распространения через цифровые каналы».

Формирование единого источника проверенной информации для сотрудников

Поступление данных из непроверенных источников, равно как и их отсутствие приводит к принятию необоснованных решений, росту беспокойства сотрудников и затруднению возвращения организаций к нормальной работе.

В Gartner полагают, что уровень нервозности можно уменьшить, если активнее использовать данные при принятии решений и информировать сотрудников о достигнутом прогрессе.

Для предоставления сотрудникам руководств к действию можно обратиться к инструкциям, почерпнутым как из внутренних, так и из внешних источников. К этим источникам относятся местные власти, представители органов здравоохранения и международные организации, в частности, ВОЗ.

«К проверке контента и разъяснению политики компании целесообразно привлечь руководителей отделов кадров и связей с общественностью, – предложила Шен. – Организациям следует создать сайт, приложение или горячую линию для обмена информацией такого рода на регулярной основе. Сотрудники смогут использовать эти платформы для уведомления компании о состоянии своего здоровья и обращения за экстренной поддержкой и медицинской помощью».