Организации внедряют аналитические системы, пытаясь решить наиболее актуальные для себя проблемы. Как отмечают в IDC, в числе ожидаемых ими эффектов традиционно присутствуют сокращение издержек и повышение оборачиваемости активов. Однако существует и принципиально другой фактор: 45% предприятий ожидают появления ответов на вопросы, которые не были доступны ранее.
Во многих случаях компании достигают положительных результатов. Во всяком случае, более половины компаний отвечают «Да» на вопрос, окупились ли инвестиции в BI, говоря не только о сокращении издержек, но и об оптимизации бизнес-процессов, и повышении эффективности работы с клиентами.
При этом будущее созданных систем – их развитие и расширение в рамках компании – зависит именно от накапливаемой внутренней экспертизы. Об экспертизе речь идет в самом широком понимании слова: от обеспечения организационных изменений предприятия до методологии управления информацией. Необходимые от руководства компаний действия весьма многогранны. Например, организационные изменения, как минимум, подразумевают тренинги, внутреннее продвижение проектов и формирование корректных метрик эффективности.
Другой важный шаг к популяризации бизнес-аналитики – внедрение резидентных технологий. Проведение вычислений в оперативной памяти, помимо скорости получения результатов, делает анализ более гибким, устраняя потребность в пред-агрегированной и пред-рассчитанной информации.
«О финансовой окупаемости BI-проектов говорить не всегда верно. По моему глубокому убеждению, правильнее говорить об удовлетворенности бизнес-заказчика», — говорит Александр Макеев, руководитель группы аналитической отчетности «Северстали». Например, эффект от сокращения штата сотрудников, отвечающих за формирование отчетности, будет измеримым, но для крупного предприятия практически незаметным. А вот как оценить то, что в результате реализации проекта появилась возможность решения ранее недоступных задач?
Именно удовлетворенность пользователей стала ключевой задачей при внедрении на «Северстали» системы отчетности для топ-менеджмента на базе SAP Business Objects. Разумеется, пожелания бизнеса удалось реализовать не в полном объеме. Это было связано как с техническими ограничениями, так и с масштабностью необходимых работ. «Тем не менее, не было направлений, по которым не удалось найти компромиссов», — подчеркивает Макеев.
Следующим этапом работ, направленных на повышение удовлетворенности заказчиков, станет внедрение мобильных технологий и повышение производительности системы. Первая задача будет решена с помощью доступа к отчетам с планшетов, а вторая – с помощью перехода на технологии SAP HANA.