Согласно прогнозу Gartner, затраты на образование во всем мире, включая начальное, среднее и высшее, в этом году вырастут на 2,3% и достигнут 67,8 млрд долл.
Как отмечают аналитики в свежеопубликованном исследовании, социальные и экономические факторы заставляют образовательные учреждения менять бизнес-модели и переходить на новые технологии, чтобы продолжать расширяться и снижать административные расходы.
Аналитики Gartner составили десятку технологий, которые, по их мнению, окажут влияние на сферу образования в этом году.
1. Адаптивное обучение — персонализация образования, осуществляемая с учетом результатов анализа информации об освоении того же материала другими студентами.
2. Адаптивные электронные учебники, обновляемые с учетом самой актуальной информации, поддерживающие функции социальных сетей, позволяющие следить за работой студента с материалом и соответственно адаптирующиеся к индивидуальному стилю обучения.
3. Системы CRM, которые уже сейчас широко применяются для управления отношениями с абитуриентами, студентами, родителями, коммерческими структурами, меценатами и т. п. Успешному применению систем CRM мешают сложности со стандартизацией и интеграцией данных образовательных учреждений.
4. Большие Данные — сбор информации об активности студентов, родителей, преподавателей и других сотрудников, анализ этих данных и выдача на его основе рекомендаций по оптимизации рабочих процессов.
5. Технологии и сервисы, помогающие планировать стратегии закупок оборудования и программного обеспечения. Как считают в Gartner, стратегический подход к закупкам позволяет отделам ИТ переключить фокус внимания с административных операций и эксплуатационной поддержки на деятельность, помогающую инновации.
6. Экзоструктура — стратегии, направленные на повышение интероперабельности и осуществляемые с целью интеграции растущего количества партнеров, инструментов и сервисов в экосистему образования. Основанный на стандартах экзоструктурный подход дает возможность образовательному учреждению пользоваться облачными сервисами вместо локальных, позволяя быстрее адаптироваться к изменениям. По мнению аналитиков, будущее принадлежит экзоструктуре, а не инфраструктуре.
7. Универсальные цифровые бейджи (open microcredentials) — знаки отличия, хранящие информацию об учебных достижениях и т. п. Такие бейджи уже используются в учебных заведениях, но обычно их формат проприетарный; универсальный вариант позволил бы демонстрировать достижения и за пределами своего вуза.
8. Цифровая аттестация — автоматизированная проверка знаний и выставление оценок. По мнению аналитиков, цифровая аттестация в первую очередь должна помочь повышению доверия к онлайн-образованию, для чего понадобятся механизмы идентификации, основанные на облачных сервисах распознавания лиц или индивидуальных особенностей набора текста.
9. Мобильные технологии, используемые в управлении образовательными учреждениями, в учебном процессе и в исследованиях. В Gartner отмечают, что эта область развивается медленно — из-за высокой стоимости смартфонов и ограниченного времени их работы от батареи, а также из-за большого разнообразия мобильных устройств и нехватки адаптированных для них учебных материалов.
10. Технологии социального обучения, предоставляющие возможности формирования онлайн-профиля, отражающего уровень образования, интересы и т. д.; создания, обсуждения образовательного контента («учебных объектов») и обмена им; участия в рейтингах; взаимодействия с соучениками; мгновенного получения психологической и иной поддержки. Как отмечают в Google, сейчас многие преподаватели и студенты предпочитают пользоваться социальными сетями общего профиля наподобие Facebook вместо социальных функций, появляющихся в специализированных образовательных платформах.