«Большая тройка» операторов подсчитала, во сколько ей может обойтись реализация мер по борьбе с терроризмом, среди которых обязанность хранить три года звонки и сообщения абонентов, «а также изображения, звуки и иные сообщения пользователей». Такие поправки в закон «О связи» предложили депутаты Госдумы, пишут «Ведомости».
По оценке «ВымпелКома», хранение данных будет ему стоить около 18 млрд долл., а «МегаФону» – в 20,8 млрд долл. Затраты в несколько раз превысят годовую выручку, замечают представители операторов. Схожие подсчеты и у МТС.
«ВымпелКому» придется хранить 705,8 млрд минут голосовых вызовов, 39 млрд текстовых сообщений и 5 Эбайт данных. «МегаФон» оценивает размер информации, которую ему придется хранить, если поправки будут приняты, в 700 млрд минут голосовых вызовов, около 50 млрд текстовых сообщений и примерно 6 Эбайт данных. Суммарный годовой трафик МТС колеблется от 5 до 6 эксабайт.
Общий объем информации, который придется хранить всем операторам связи за три года, составит около 1700 Эбайт. Оборудование для хранения такого объема данных обойдется в 70 млрд долл., однако сейчас его негде размещать: емкостей нынешних дата-центров не хватит, и их придется расширять. Кроме того, добавятся расходы на электропитание и кондиционирование и в итоге исполнение требований закона обойдется отрасли минимум в 200 млрд долл.
Эксперты прогнозируют, что в итоге операторы не смогут ни поддерживать, ни развивать сервисы, ухудшение которых незамедлительно ощутят клиенты.
Сейчас операторы по закону обязаны три года хранить некоторые сведения об абонентах: паспортные данные, информацию о расчетах за услуги связи, соединениях, трафике и номерах абонента. Далее, по приказу Минкомсвязи операторы хранят факты интернет-сессий – но не их содержание. Кроме того, оператор должен быть способен 12 часов хранить весь трафик некоторых выбранных абонентов. Сейчас эта информация передается только госорганам, занимающимся оперативно-розыскной работой. Но в законопроекте фигурируют органы, обеспечивающие безопасность Российской Федерации, что несколько размывает как категорию получателя информации, так и порядок ее предоставления.