7 апреля политики наконец санкционировали реализацию программы Galileo. В течение нескольких лет эта амбициозная программа - европейский ответ на созданную в США навигационную систему GPS - находилась под угрозой срыва из-за различных препятствий и задержек.
Теперь уже все трудности позади, и европейским аэрокосмическим и компьютерным компаниям наконец будут предоставлены контракты на миллиарды евро, с тем чтобы создание системы из 30 спутников и соответствующих наземных сетей было завершено к 2013 году.
Среди основных претендентов на реализацию программы - те компании, которые покинули проект Galileo в 2005 году. Это европейский аэрокосмический и оборонный концерн EADS, французские компании Thales и Alcatel-Lucent, британская Inmarsat, итальянская Finmeccanica, испанская AENA и германские Hispasat и Deutsche Telekom.
Компании оставляли проект из боязни потерять на нем деньги. Но в дело вмешалась Еврокомиссия и предложила залатать дыру в бюджете Galileo, составляющем, по оценкам, около 3,4 млрд евро, с помощью неиспользованных средств из фондов Евросоюза, в основном предназначавшихся для субсидий сельскому хозяйству.
Это фактически перевело проект из разряда коммерческих в проекты ЕС, но желание компаний участвовать в нем, похоже, не отбило.
В EADS уже готовятся к подаче заявки на контракт. Во вторник концерн объявил, что ведет переговоры о приобретении компании Surrey Satellite Technologies. Эта компания разработала и запустила единственный из спутников системы Galileo, находящийся сейчас на орбите.
Вынесенное 7 апреля политическое решение дает Европейскому космическому агентству права на немедленное проведение тендера на заключение контрактов. Процесс заключения контрактов должен закончиться к концу будущего года.
Согласно решению, все работы по проекту должны быть разделены на шесть основных сегментов, а конкретные задачи - равномерно распределены между подрядчиками и субподрядчиками.
А между тем 27 апреля российская ракета-носитель должна вывести на орбиту второй спутник для Galileo. Первый спутник системы был запущен в 2005 году. Однако запуск второго аппарата был отложен почти на год из-за короткого замыкания в ходе последних испытаний.