Одна из главных новинок EMC World — система VPLEX

Как отметил глава компании Джо Туччи, нынешние перемены значимы не меньше тех, что были вызваны мэйнфреймами, мини-компьютерами, ПК и распределенными вычислениями. Он выразил уверенность, что руководимая им компания на основе именно облачного подхода сможет предложить решения, которые облегчат проблемы, связанные со сложностью хранения гигантских объемов данных. Оценивая перспективы, Туччи сказал: «Это самый большой шанс из тех, которые когда-либо имела наша компания».

Важно подчеркнуть, что на конференции говорили не об облаках вообще, а о тех облаках, которые являются частью информационных инфраструктур предприятий, то есть о так называемых внутренних, или частных, облаках. Хотя термин «частное облако» принят, тем не менее он вызывает внутреннее сопротивление, облако понимается как нечто удаленное и неопределенное, а частное облако — это сочетание аппаратуры и ПО. Поэтому стоит согласиться со словами Чака Холлиса, вице-президента EMC: «Вы можете называть это как угодно, допустим, облаками или еще как-то иначе, но суть не в этом, в любом случае речь пойдет о динамических распределенных системах хранения данных».

Среди главных новостей мероприятия можно отметить официальную премьеру решения VPLEX, дальнейшее развитие экосистемы Atmos и результаты работы совместного предприятия VCE, образованного VMware, Cisco и EMC.

VPLEX

Если развивать провозглашенный тезис о пути к частным облакам, начинающемся на конференции EMC World, то следует признать, что VPLEX — это стартовая площадка к тем динамическим распределенным системах хранения данных, которые являются логическим развитием сетей SAN, построенных на блочных принципах. В узком смысле VPLEX можно рассматривать как семейство специализированных устройств масштаба от локального ЦОД до планетарного, служащих для виртуализации систем хранения. Сейчас нередко виртуализацию еще называют федерированием систем хранения, то есть созданием динамических пулов данных, которые доступны приложениям независимо от их местонахождения.

Историю VPLEX можно вести с 2005 года, когда три калифорнийских университетских исследователя — Рон Унрау, Стивен Бромлинг и Вэйн Карпов получили патент на метод согласования распределенных кэшей систем хранения DDC (Distributed Dache Coherence). Этот метод позволяет оптимизировать распределенное хранение данных — за счет уменьшения числа сообщений, необходимых для согласования работы узлов, сократить необходимую полосу пропускания и повысить ряд других показателей. На основе предложенного метода можно строить специализированные устройства (Distributed Data Caching Appliances). К практической реализации DDC подошли две компании, NetApp со своим программным продуктом FlexCache и EMC, предложившая аппаратно-программное решение VPLEX (несколько лет назад она купила небольшую канадскую компанию Yotta Yotta, которую возглавлял Карпов).

Конкуренты встретили новинку в штыки, в частности явно агрессивные комментарии сделали представители NetApp, а Хью Йошида, технический руководитель компании Hitachi Data Systems, назвал VPLEX виртуализационным продуктом предыдущего поколения Insignia, переодетым в костюм Yotta Yotta.

Критики VPLEX игнорируют тот факт, что все известные ранее технологии федерализации систем хранения обеспечивали абстрагирование от физической привязанности блоков данных к устройствам. В отличие от них VPLEX распространяет абстрагирование на географическое размещение блоков данных и позволяет строить в полном смысле распределенные виртуальные ЦОД. Распределенная федерация (Distributed Federation) дает возможность создавать виртуальный мэйнфрейм и расширять его границы за границы одного ЦОД. VPLEX позволяет перемещать данные относительно приложений или, наоборот, приложения относительно данных (что именно, зависит от размера данных и условий, необходимых для выполнения приложений). Если приложение статично и оно последовательно обрабатывает потоки данных, то можно использовать кэширующую технологию Access Anywhere, которая будет помещать в кэш требуемую часть данных, оставляя весь массив на месте. Если, наоборот, есть необходимость в обработке больших объемов данных, то дешевле переместить не данные, а само приложение ближе к данным и выполнять его в новой географической точке.

Вообще системы согласования кэшей известны, они есть в различных распределенных файловых системах (CXFS, GPFS, Lustre и даже Oracle RAC), но ни в одной из них не обеспечивается запись в любой блок, любым узлом кластера, в любое время и в любой точке пространства.


На данный момент семейство VPLEX включает EMC VPLEX Local и EMC VPLEX Metro. Первая представляет собой локальный продукт, он обеспечивает упрощенное управление и бесперебойную мобильность данных между разнородными массивами. Один модуль VPLEX Local высотой 3U может виртуализовать до 8 тыс. логических устройств, максимальное количество совместно работающих модулей — четыре. Подключаться могут накопители Symmetrix и CLARiiON, а также некоторые массивы Hitachi и IBM, в будущем планируется подключать также хранилища HP и NetApp.

VPLEX Metro — кластер из двух VPLEX Local, которые могут размещаться на одной площадке или быть разнесены на расстояние до 100 километров, обеспечивается работа DDC в синхронном режиме. В будущем планируются еще две версии Geo и Global. В первом продукте обеспечивается когерентность в асинхронном режиме, а во втором — в синхронном.

Другой путь

Есть у EMC и альтернативная «дорога в облака». Работу над ней EMC начала в 2008 году, когда выпустила модульную систему устройств Atmos, рассчитанную на хранение мультипетабайтных и более крупных объемов неструктурированных данных. Потенциальными потребителями таких систем могут стать поставщики сервисов Web 2.0, а также телекоммуникационные компании и поставщики медийного контента. Atmos — это технология создания частных облаков для контент-провайдеров. Аппаратное обеспечение Atmos состоит из трех основных частей: серверов, на которых работает ПО Atmos, Ethernet-коммутаторов (с пропускной способностью 1 или 10 Гбит/с) и системы хранения (с интерфесом SAS или SATA). Обычная метрика емкости не может в полной мере характеризовать Atmos, поскольку здесь нет логических устройств и не предусмотрена организация RAID-массивов. Кроме того, хранимые данные организованы в виде объектов, сопровождаются метаданными и объединены общим пространством имен. В нынешнем году Atmos модернизировали, теперь он комплектуется четырехъядерными процессорами Nehalem и дисками емкостью до 2 Тбайт.

Тройственный союз

Еще одна новинка, представленная на EMC World, — система vblock, являющаяся результатом реализации совместного проекта Acadia VCE, в котором участвуют три компании: VMware, Cisco и EMC. Не имеющее аналогов совместное предприятие построено по принципу «гражданского брака» (то есть совместная деятельность без особых взаимных обязательств). Руководит VCE Майкл Капеллас, одно время возглавлявший Compaq, а также занимавший ряд других высокопоставленных должностей. Основной вариант расшифровки VCE — Virtual Computing Environment («Виртуальная компьютерная среда»), есть еще несколько вариантов, включая, разумеется аббревиатуру из первых букв трех компаний. Продукция предприятия собрана из «комплектующих» участников альянса. Cisco «вкладывает» серверы Unified Compute Solution, коммутаторы Nexus 1000v и Multilayer Director, EMC — накопители Symmetrix VMax, CLARiiON, а VMware — облачную ОС vSphere, системы обеспечения безопасности RSA и систему управления ИТ-ресурсами Ionix IRM. Предполагается три модели общего изделия: vblock0, поддерживающая от 300 до 800 виртуальных машин (поставки начнутся уже в нынешнем году), vblock1 — от 800 до 3000 VM и vblock2 — от 3000 до 6000 VM.

Не облаками едиными

Помимо облачных новинок, на EMC World были представлены и более прозаические, но не менее важные продукты. Среди них — решение для резервного копирования DD Boost, купленное в 2009 году вместе с компанией Data Domain; EMC Legato NetWorker, теперь чаще называемый EMC NetWorker; решения, служащие для обеспечения безопасности в облаках, предложенные RSA. Президент RSA Арт Ковелло заявил, что прошедшая в марте конференция его компании дает основание сделать два вывода: во-первых, общественность заметно преувеличивает опасность облаков и, во-вторых, уже существующие методы достаточны для обеспечения безопасности.