Компания SAP в ходе конференции «Инновации в области управления», прошедшей в Санкт-Петербурге в середине сентября, объявила о смене корпоративной парадигмы. Новая концепция развития компании нацелена на радикальное увеличение количества пользователей ее решений. Такую задачу в SAP уже ставили перед собой в России около пяти лет назад, но теперь к решению этой задачи планируется подойти иначе.
К 2015 году количество пользователей продуктов SAP в мире должно возрасти в десять раз — до миллиарда человек. Эту цель корпорации озвучил в Санкт-Петербурге Игорь Богачев, директор департамента по работе с клиентами в СНГ. Для нашего рынка ориентиры по количеству пользователей не определены, но в компании рассчитывают, что увеличение должно быть сопоставимым, поскольку в последние десять лет продажи SAP росли в России так же, как и в мире, а в некоторые годы — намного быстрее.
Добиться поставленной цели SAP поможет более широкое использование мобильных устройств при работе с ее решениями (для таких устройств уже создаются специальные приложения), а также активное продвижение систем ERP и CRM в сегменте SMB, где пока доминируют другие разработчики.
«То, что наша компания работает только с гигантами, является мифом. В России у нас уже есть много клиентов, которые не являются крупными предприятиями. Внедрение наших продуктов у таких клиентов занимало девять, шесть, а иногда даже три-четыре месяца. Поэтому можно утверждать, что SAP — это быстро и недорого для большинства предприятий», — говорит Богачев.
Что-то подобное его коллеги уже сообщали около пяти лет назад, после того как в России появилась локализованная версия системы SAP Business One, разработанная для предприятий среднего и малого бизнеса. Тогда в Петербурге ее начала активно продвигать компания SSBS. Она стала партнером SAP в конце 2004 года.
Летом 2005 года SSBS объявила о первых достижениях — пять петербургских компаний не только внедрили SAP Business One, но и зафиксировали эффект при работе с новой системой (см. «Образ устойчивого спроса» , Computerworld Россия, № 23, 2005). Через год Михаил Погребняк, генеральный директор SSBS, уже жаловался на нехватку людских ресурсов, из-за которой даже возникла очередь из заказчиков. Однако в дальнейшем информации о значительных успехах в сегменте SMB не последовало. Вероятно, на тот момент условия для массового внедрения SAP Business One в российских компаниях еще не были созданы.
В текущем году ситуация выглядит по-другому. В SAP рассказывают об успешных внедрениях в небольших компаниях, однако некоторые из компаний, которые приводятся в пример, можно отнести к сегменту SMB с существенной натяжкой. Если в 2005 году SAP Business One внедрялась на предприятиях со штатом от 10 до 250 человек, то сейчас корпорация гордится такими «небольшими» клиентами, как «Талосто», в которой работает 4 тыс. человек, «Невская косметика» и Санкт-Петербургский государственный университет (13 тыс. человек).
Судя по всему, SAP решила не сразу переориентироваться с крупных предприятий на малые, а намерена сначала охватить корпоративный сегмент с условным названием "выше среднего". Для расширения аудитории пользователей корпорация приступила к решению проблемы нехватки специалистов, которая остро стояла пять лет назад. «В течение года мы планируем подготовить 500 консультантов по решениям SAP — сейчас в России и странах СНГ их насчитывается 5 тыс. Таким образом, мы сформируем экосистему для массового внедрения наших разработок», — говорит Богачев.
Между тем конференция «Инновации в области управления» была посвящена главным образом вопросам бизнес-аналитики и специализированному решению для этого круга задач — SAP BusinessObjects, что отражает текущие приоритеты компании (во всяком случае, в Северо-западном регионе). По словам Юлии Кудрявцевой, директора петербургского филиала SAP СНГ, кризис способствовал резкому повышению интереса к этому решению. Отметим, что продукт SAP BusinessObjects в основном покупали постоянные клиенты корпорации.