Конференция для корпоративных клиентов «1С» в Турции собрала представителей свыше 70 компаний, включая руководителей, финансовых менеджеров и ИТ-директоров. О стратегии развития «1С», новых направлениях бизнеса и возможностях ее программ, о cовместных предложениях с IBM, Microsoft и Oracle и, конечно, самых интересных проектах — узнать обо всем этом из первых уст можно было и от вендоров, и от внедренцев, и от заказчиков. Обсуждения строились с учетом интересов участников как с точки зрения их роли в бизнесе, так и отраслевой принадлежности: на секциях по решениям для промышленного производства, энергетики и ЖКХ, строительства и управления недвижимостью, торговли и транспорта.
На пути к публичности
Время, когда «1С» тоже станет корпорацией, уже не за горами: директор «1С» Борис Нуралиев в своем докладе напомнил о намерении сделать компанию публичной. Предполагается, что возможность участвовать в бизнесе «1С» и разделить потенциальный финансовый успех для руководителей и совладельцев многочисленных совместных компаний должна сильнее сплотить партнерскую систему, повысить ее устойчивость и управляемость.
Решение о выходе на биржу акционеры «1С» приняли еще в 2008 году, тогда же началась структурная перестройка, результатом которой станет превращение компании в многопрофильный холдинг. Головную фирму поддержит группа совместных компаний, сильных или перспективных в своих секторах софтверного рынка. Например, «1С:Wireless» разрабатывает программы для мобильных телефонов, а «1С:Вьетнам» занимается созданием и дистрибуцией прикладных решений для вьетнамского рынка, розничное направление закреплено за компанией «1С-Интерес», игровое — за «1С-СофтКлаб».
С выходом из кризиса работа в этом направлении активизировалась: в 2011 году образовано семь новых дочерних и совместных предприятий. А совокупный рост продаж всех дочерних и совместных компаний холдинга «1С» по сравнению с первым кварталом 2010 года составил 28%. СП под управлением совладелецев, а не наемных менеджеров оказались рентабельнее и динамичнее филиалов, поэтому в последнее время Нуралиев стремится превратить дочерние компании в совместные, где чаще всего 51% принадлежит «1С» и 49% — партнеру. «У нас все, что получилось лучше всех, не соответствует западным шаблонам», — подчеркнул он.
О конкретных сроках IPO пока речи не идет — только прохождение международного аудита займет не менее трех лет.
Учитывая «облачность»
Отдавая должное тенденции движения в облака, «1С» пробует различные партнерские модели бизнеса в условиях «облачности».
В первую очередь создаются собственные решения, способные работать по модели SaaS, и обеспечивается готовность к этому режиму ранее разработанных приложений. Начиная с версии 8.2.13 приложения «1С:Предприятия» работают через браузеры так же, как в локальной сети, а в версию 8.2.14 встроен механизм разделения данных, поддерживающий работу множества независимых организаций в одной информационной базе, что позволяет наладить облачные сервисы. При трансформации бизнеса франчайзи под влиянием облачной модели возможно выравнивание региональных условий и переход от региональной специализации к отраслевой. Уже есть примеры, когда партнер автоматизирует все ветеринарные клиники одного города или несколько автовокзалов разных городов.
Во-вторых, создаются СП с партнерами и другими игроками рынка для предоставления услуг бухгалтерского аутсорсинга и работы по модели SaaS. В мае «1С» объявила об инвестициях в SaaS-проект автоматизации торговли «МойСклад». Осенью прошлого года началось создание сети компаний, предоставляющих услуги по ведению учета и сдаче отчетности через Интернет — «1С:БухОбслуживание». В качестве пилотных образовано шесть СП. Сервис включает обслуживание, консультации, а также веб-доступ к ПО, адаптированному для пользователей без бухгалтерской подготовки.
Бизнесу по аренде программных продуктов «1С:Предприятие 8» уже почти год, к лету 2011 года им начали заниматься 66 партнеров. За месяц добавляется три-пять новых партнеров по аренде ПО. Выручка по этому направлению в 2010 году составила 0,32% продаж коробочных продуктов.
Кроме того, «1С» осуществляет пилотные проекты по внедрению юридически значимого электронного документооборота между предприятиями, использующими ее решения.
Масштаб восстановился
Весной 2011 года продажи систем «1С:Управление производственным предприятием» вышли на уровень пиков докризисного периода. Немалая часть таких продаж превращается в сложные масштабные проекты: в «Трансмашхолдинге» на базе УПП автоматизировано более 5 тыс. рабочих мест, в группе компаний «Газпром» — свыше 2 тыс.
Как сообщил Алексей Нестеров, директор по ERP-решениям «1С», анализ свыше 300 публичных проектов внедрения УПП показал, что заказчикам удалось увеличить оборачиваемость денежных средств на 3-5%, cократить затраты на приобретение и хранение сырья и материалов на 10-15%, объем материальных запасов — на 30-45%, а объем незавершенного производства — на 20-30%. При этом рост качества информации для принятия управленческих решений, по оценке самих клиентов, составил 20%.
Случается, что путь к эффективности бывает нелегким. По словам Владислава Норкина, президента холдинга «Альянс Энерджи», целый год после подписания контракта проект внедрения УПП не двигался с места из-за «тихого саботажа» менеджеров. В итоге половина топ-менеджмента была уволена, а на позицию ИТ-директора пригласили гендиректора компании-подрядчика. К 2010 году уже было внедрено 8 подсистем из 13 запланированных.
Продукт, адресованный специально крупным заказчикам — «1С:Консолидация 8» — приобрели более 450 холдингов из 25 отраслей. Один из наиболее амбициозных проектов его внедрения идет сейчас в госкорпорации «Росатом», объединяющей свыше 250 предприятий и научных организаций.
Масштаб бизнеса «1С» позволяет делится с заказчиками собственным опытом автоматизации: ведь у нее одновременно находятся в работе почти 4 тыс. проектов. Размер базы данных, которой активно пользуются 530 сотрудников (до 300 одновременно), составляет 490 Гбайт. При этом четыре года компания работает на одних и тех же серверах, увеличивая скорость работы баз данных за счет оптимизации кода. В числе последних достижений внутренней автоматизации — создание системы оформления договоров с партнерами через Web, с помощью которой за четыре месяца заключено 10,2 тыс. договоров.
Судя по настроению руководителей информационных служб, кризис остался позади. По словам Константина Зимина, руководителя комитета по исследованиям СоДИТ, около четверти компаний готовятся к «прыжку», и планы активного развития ИТ почти во всех областях выросли в полтора-два раза по сравнению с 2009 годом. В списке приоритетных направлений на текущий год оказались: управление производством и управление по KPI, CRM, бюджетирование и отчетность, оценка финансовой эффективности. Новым ИТ-приоритетом стало управление постпродажным сервисом, который собираются автоматизировать 31% предприятий. Около 39% компаний намерены внедрять новые средства управления техническими изменениями, 37% — инструменты календарного планирования производства, 24% — системы управления проектами. Впрочем, не всем планам суждено сбыться, так как они не подкреплены ни бюджетом, ни кадрами. По данным портала GlobalCIO, средний размер ИТ-бюджета российских компаний в расчете на одного сотрудника снизился даже по сравнению с докризисным уровнем. А дефицит ИТ-специалистов вновь стал проблемой номер один и главным препятствием, тормозящим развитие российских ИТ.