По словам Алексея Попова, переход исполнительной власти на электронные рельсы задерживался из-за длительного согласования процедур взаимодействия различных ведомств на федеральном и региональном уровнях |
В конце августа в Москве состоялась конференция, посвященная актуальным вопросам перехода на межведомственное электронное взаимодействие. На мероприятии докладчики из ключевых министерств, отвечающих за реализацию проекта, познакомили представителей органов исполнительной власти и журналистов с ходом его выполнения.
Работа по переводу всей исполнительной власти страны на «электронные рельсы» ведется в соответствии с требованиями Федерального закона № 210 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» от 27 июля 2010 года. Первоначально его вступление в силу было запланировано на 1 июля 2011 года, однако уложиться в этот срок не удалось. По словам Алексея Попова, директора Департамента информационных технологий и связи Правительства РФ, основная проблема состояла в длительном согласовании процедур взаимодействия различных ведомств на федеральном и региональном уровнях. Проекту явно недоставало системного архитектора, способного спроектировать систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), а затем и скоординировать работы по ее внедрению в практику. По сути дела, до последнего времени в роли архитектора процесса оказания госуслуги выступали сами граждане, всякий раз организовывавшие сбор необходимых справок и их предоставление в соответствующие госучреждения.
Дело сдвинулось с мертвой точки в апреле 2011 года благодаря созданию специальной правительственной подкомиссии по использованию информационных технологий при предоставлении государственных и муниципальных услуг, которая взяла на себя, в частности, функции упомянутого архитектора СМЭВ. Первым важнейшим результатом ее деятельности стало появление «дорожной карты», предусматривающей пять этапов реализации требований 210-ФЗ.
Первый этап, о котором до апреля 2011 года фактически не было и речи, состоит в детальном проектировании, или составлении, технической карты, межведомственного взаимодействия, включая описание бизнес-процессов взаимодействия органов исполнительной власти в новых условиях.
Второй этап, ответственным за реализацию которого является Минкомсвязи, включает в себя разработку, тестирование и внедрение веб-сервисов межведомственного взаимодействия. На базе этих сервисов будет построена система структурированного электронного документоборота, которая позволит информационным системам разных ведомств обмениваться друг с другом данными без участия госслужащих. Это, правда, не будет означать полного отказа от традиционного документоборота, то есть обмена неструктурированными документами в электронной и даже в бумажной форме, однако общее число документов и запросов, которые циркулируют «в коридорах власти», в будущем уменьшится на порядки.
К тому же для граждан, которые не вполне освоили современные компьютерные технологии, будет сохранена прежняя схема получения госуслуг. Именно для их обслуживания в России разворачивается сеть многофункциональных центров (МФЦ), реализующих так называемый принцип одного окна. В 2009 году в стране насчитывалось 94 таких центра, к концу 2012 года их число должно перевалить за 800. При этом обмен информацией между МФЦ и ведомствами все равно будет осуществляться через СМЭВ.
Как отметил Савва Шипов, директор Департамента государственного регулирования в экономике Минэкономразвития, не менее важная задача связана с разработкой и принятием административных регламентов, призванных сделать прозрачными условия предоставления госуслуг и детализировать процедуры взаимодействия органов государственной власти. По состоянию на конец августа 2011 года на федеральном уровне было принято 480 регламентов, или 60% их необходимого числа. На муниципальном уровне число требуемых административных регламентов доходит до 13 тыс.
Грядущие изменения требуют приведения нормативно-законодательной базы в соответствие с новой архитектурой межведомственного электронного взаимодействия, что составляет суть третьего этапа «дорожной карты». Значительная часть этой работы уже выполнена благодаря вступлению в силу с 1 июля 2011 года Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», тем не менее считать ее полностью законченной еще рано.
Четвертый этап связан с построением инфраструктуры электронных госуслуг и межведомственного взаимодействия, включая развертывание системы удостоверяющих центров. К настоящему времени эта работа практически завершена, начато нагрузочное тестирование построенной инфраструктуры, однако, по словам Попова, у правительства до сих пор нет полной уверенности в том, что данная инфраструктура сможет «переварить» нагрузку, которая возникнет после ввода СМЭВ в эксплуатацию. По утверждению исполнителей проекта, технических проблем, относящихся к инфраструктуре, на федеральном уровне сегодня не существует, однако подключение к ней отдельных субъектов не отлажено до конца.
Наконец, пятый этап реализации проекта предлагает проведение комплекса мероприятий по обучению сотрудников многочисленных ведомств работе с новой системой.
Как отмечалось на конференции, реализация межведомственного электронного взаимодействия – проблема не столько техническая, сколько организационная, ведь речь идет не просто о переводе госуслуг в электронный вид, а об изменении сложной цепочки бизнес-процессов, обеспечивающих их предоставление. Другими словами, заметное упрощение процедуры получения госуслуг, которое наши соотечественники непременно ощутят на себе после того, как СМЭВ начнет функционировать в полном объеме, это лишь вершина айсберга, за которой скрывается принципиальное изменение схем взаимодействия органов исполнительной власти по всей вертикали, вплоть до муниципалитетов.
О масштабе задачи говорят следующие цифры. На федеральном уровне в электронном виде должны предоставляться 320 услуг, сводный реестр госуслуг регионального уровня насчитывает уже около 13 тыс. позиций, а муниципального — более 25 тыс. Всего в межведомственном взаимодействии принимает участие около 50 федеральных ведомств, число органов же исполнительной власти регионального и муниципального уровней, которые должны быть охвачены электронным взаимодействием, в сотни раз больше. Именно поэтому внедрение СМЭВ без преувеличения можно назвать самым крупным интеграционным проектом, который когда-либо был реализован в России.
Активная работа правительственной подкомиссии позволила установить новые сроки введения СМЭВ в эксплуатацию. Федеральные услуги должны быть полностью переведены в электронный вид 1 октября 2011 года, для региональных услуг «час Х» сдвинут на 1 июля 2012 года. Как утверждает Попов, соблюдение первого срока вполне реалистично, поскольку из упомянутых выше 320 услуг федерального уровня около 300 уже согласованы и одобрены на уровне рабочих групп заинтересованных ведомств. Что касается второй даты, то готовность регионов к переходу на СМЭВ имеет территориальную специфику. Так, в стране выделены три пилотных региона (Самарская и Волгоградская области, а также Республика Башкирия), которые по темпам внедрения новых принципов межведомственного электронного взаимодействия практически не уступают федеральным ведомствам и к 1 октября этого года могут показать степень готовности, близкую к федеральной.
Охват остальных регионов должен заметно упроститься благодаря стандартизации регламентов и типизации госуслуг, предоставляемых на региональном и муниципальном уровнях. Другими словами, каждое федеральное ведомство обязано разработать и тиражировать в своих территориальных подразделениях единые методики согласования процедур межведомственного взаимодействия. Подобная унификация будет поддержана и инфраструктурно: в каждом регионе разворачиваются региональные СМЭВ, которые и обеспечат взаимодействие соответствующих ведомств.