Еще год назад посетителей выставки буквально пичкали всевозможными 3D-функциями |
Причин несколько: нехватка стереоконтента, слишком медленное развитие технологий и появление более интересных новшеств в области HDTV, потеснивших 3D.
На CES воочию можно было наблюдать, что крупные производители телевизоров — LG, Panasonic, Samsung, Sony и Vizio — сейчас явное предпочтение отдают 2D. Вместо новых стереоаппаратов они расхваливают новую технологию — дисплеи на базе органических светодиодов (OLED), сервисы доставки контента, приложения для телевизоров и всякие функции для лежебок — вроде голосового управления.
Однако 3D-технологии не мертвы, они лишь погрузились в спячку. Проанализируем причины этого; можно предположить, что стерео останется в тени год-другой. Но не беспокойтесь: 3D еще обязательно вернется, и это возвращение будет триумфальным.
Дилемма 3D
На протяжении последних двух лет 3D-технологии с переменным успехом навязчиво предлагались покупателям. Почему? Производителей стереоскопия привлекатела по ряду причин. Во-первых, у покупателей появлялся соблазн обновить телевизор, чтобы получить бесспорно «крутое» новшество — 3D. Во-вторых, поддержку стерео можно было реализовать достаточно дешево, а продавать 3D-телевизоры — значительно дороже. А еще крупные производители потребительской электроники могли пользоваться 3D-телевизорами для продажи стереокамер и продвижения своих новых смартфонов и планшетов.
Но за последние несколько лет качество стереокартинки на телевизорах высокого разрешения оставалось только «неплохим», так и не став отменным. Поэтому продавать более дорогие модели тем, у кого уже были 3D-телевизоры, ради лишь незначительного улучшения стереоэффекта, становилось все труднее.
В отличие от других рыночных сегментов, процветающих благодаря непрерывно растущему быстродействию процессоров и повышению компактности компонентов, стереотехнологии развивались недостаточно быстро, чтобы поддерживать интерес потребителей. Те, кого раздражала постоянная реклама 3D-телевизоров, так и не сменили негативное отношение к ним, поскольку не появилось ни радикально нового стереоконтента, ни революционной технологии формирования изображения.
От 3D отворачиваются даже самые преданные
Вкратце, 3D продавать было непросто — отсюда и сравнительно малый интерес к стереотехнологиям у потребителей в последние несколько лет. Зритель, в сущности, задается всего двумя вопросами: «хочу ли я смотреть это» и «хочу ли я смотреть это в стерео».
Но на практике стереоэффект никому не нравится настолько, чтобы в 3D захотелось посмотреть нечто, отвергаемое в обычном варианте. Если вы на дух не переносите наркоманские комедии и боевые искусства, вас вряд ли заинтересует «Рождество Гарольда и Кумара в 3D» или «Абсолютный бойцовский чемпионат 3D».
Но если вы все же готовы смотреть стереопрограммы при всей ограниченности их ассортимента, возникает третий вопрос: «нравится ли мне стереоэффект достаточно, чтобы мириться с необходимостью наблюдать его в 3D-очках?»
Синдром «глупых» очков
Технологии как активных, так и пассивных очков достигли стабильности. Пассивные были «большой новостью» на CES 2011, активные — годом ранее. Однако похоже, что в ближайшие несколько лет очки будут обновляться лишь незначительно — станут более легкими, обретут кое-какие функции обработки изображений и т. д. Много шума было вокруг стереодисплеев, не требующих очков. Однако на сегодня эта технология лучше всего проявила себя лишь на малых экранах, как у игровой консоли Nintendo 3DS или смартфона HTC Evo 3D.
Стереотехнологии развиваются медленно, поэтому у покупателей HD-телевизоров нет причин откладывать покупку до появления очередного большого 3D-новшества. На нынешней выставке CES никто из производителей телевизоров не продемонстрировал радикальных новинок в области стереотехнологий.
Парадокс контента
Развитие рынка стереотелевизоров задерживается еще и из-за контента. Поклонники 3D признают, что контента не хватает, из-за чего индустрии телевизоров трудно увеличивать продажи стереоаппаратов, очков и проигрывателей Blu-ray.
Однако компании вроде Samsung, LG и Vizio сами не способны решить проблему нехватки 3D-контента — они специалисты по выпуску техники, а не участники индустрии развлечений. Все их усилия ограничиваются заключением партнерских сделок, направленных на появление каналов 3D-контента в их новых «умных» телевизорах. На нынешней выставке CES представители Samsung и LG главным образом рекламировали технологии OLED-дисплеев и всевозможные новые приложения и сервисы.
Sony и Panasonic, в свою очередь, работают как в технической, так и в развлекательной индустрии. На Playstation 3 есть 3D-игры, и у Sony имеются огромные владения в музыкальной и киноиндустрии. Panasonic тесно сотрудничает с Голливудом, являясь главным поставщиком профессиональных стереокамер для съемки 3D-фильмов и спортивных трансляций. В отличие от других производителей HD-телевизоров, Panasonic имеет возможность способствовать росту производства 3D-контента.
Руководители Sony и Panasonic заявили на CES, что в этом году возлагают большие надежды на 3D, но речь шла не о стереотелевизорах. Другими словами, следует ожидать дальнейшего роста засилья 3D-фильмов в кинотеатрах.
Smart вместо 3D
Если оглянуться назад, можно прийти к выводу, что подключенные к Интернету «умные» устройства вполне могли бы начать задавать моду в мире HD-телевизоров еще два года назад. Однако вместо этого поклонников HD-телевидения, хотели они того или нет, пичкали 3D-функциями.
В этом году на CES часто можно было слышать термин Smart TV — «умные» телевизоры, принимающие потоковый контент и имеющие собственные приложения. Такие аппараты демонстрируют, например, Samsung и LG — на их новых телевизорах можно запускать игры и другие программы и поддерживаются сервисы потоковой доставки кинофильмов вроде Netflix. Компания Lenovo представила телевизор на платформе Android 4.0 со встроенной системой распознавания речи и обработки естественного языка.
Благодаря росту объема стереоконтента, распространяемого на дисках Blu-ray, через потоковые видеоканалы и прямые трансляции, аудитория потенциальных покупателей 3D-телевизоров будет медленно, но верно расти. Однако грандиозного возвращения 3D на CES стоит ждать не раньше, чем произойдут радикальные усовершенствования в стереотехнологиях.
Разработки, достойные внимания с этой точки зрения, — это OLED-экраны и технология ЖК-дисплеев Sony Crystal. И то, и другое обещает улучшить стереоэффект на HD-телевизорах. Продолжит совершенствоваться и безочковая стереоаппаратура по мере того, как будут изобретаться различные способы расширения угла видимости 3D-изображения.
Не удивлюсь, если уже на CES 2013 появится сносный безочковый прототип 3D-телевизора, в 2014 году — запредельно дорогой серийный аппарат, а в 2015-м — дорогостоящий, но уже приемлемый по цене. Как раз к этому времени большинство из тех, кто купил 3D-телевизор в последние два года, решатся на покупку нового.