Два с лишним миллиарда интернет-пользователей, по мнению Джеффа Хау, это огромный ресурс, открывающий захватывающие возможности для тех, кто использует краудсорсинг |
Практика использования коллективного разума, то есть решения задач «всем миром», существует давно, однако в последние несколько лет она переживает второе рождение и получила новое название – краудсорсинг. Термин этот придумал шесть лет назад Джефф Хау, редактор журнала Wired. Название прижилось, а сам метод стали использовать в разных областях — не только в бизнесе, но и в науке, политике и т.д.
Для России краудсорсинг – относительно новое понятие, трактуется оно по-разному и зачастую – неправильно. Об основных принципах краудсорсинга, удачных примерах его применения рассказал российской аудитории сам автор термина. Лекция была организована в виде интерактивной видеоконференции в рамках дистанционного образовательного проекта Knowledge Stream.
Появление программного обеспечения категории Open Source дало, по словам Хау, некий шаблон для краудсорсинга, идею о том, что группа любителей может произвести нечто, имеющее определенную ценность, в том числе коммерческую. А ключевым фактором для распространения краудсорсинга стало появление Интернета и доступ к нему большого количества людей. Согласно последнему отчету Internet World Stats, количество интернет-пользователей в мире составляет почти 2,3 млрд человек. Это огромный ресурс, и его использование позволяет за короткое время справляться с проблемами, на решение которых раньше уходили годы. В качестве примера Хау привел недавнее раскрытие структуры ретровирусной протеазы, фермента, играющего критически важную роль в созревании и размножении ВИЧ (подробнее об этом см. «Геймеры обыграли ВИЧ», Computerworld Россия, 21 сентября 2011). Превращение научной задачи в многопользовательскую онлайновую игру-головоломку Foldit помогло решить проблему, над которой биологи бились почти 15 лет.
Заработать на толпе
Если же говорить об использовании краудсорсинга для решения бизнес-задач, то здесь, по словам Хау, можно найти немало примеров того, как он радикально трансформировал бизнес. Особенно наглядно это выглядит применительно к развитию стоковой фотографии. В начале загруженные на стоки снимки стоили дорого, но с распространением цифровых фотоаппаратов и появлением огромной армии фотолюбителей начали возникать так называемые микростоки, где за небольшие деньги можно было купить качественные фотографии. В итоге средняя цена снимка фантастически снизилась – с нескольких сотен и даже тысяч долларов до двух-трех.
Компании, построившие весь свой бизнес на идее краудсорсинга, по словам Хау, могут добиться впечатляющих результатов. Примером тому история проекта Threadless. В этом интернет-магазине продаются футболки, дизайн которых разработан самими пользователями. Любой может предложить свой принт, а если он будет признан лучшим по итогам открытого голосования членов сообщества Threadless, то получить определенное вознаграждение. В итоге создатели проекта не тратятся на дизайнеров и не сталкиваются с проблемой затаривания склада, что позволяет иметь им высокую маржу. Пять лет назад Threadless, как отметил Хау, перестала публиковать свои финансовые результаты, но по данным 2007 года объем их бизнеса превысил 30 млн долл., а рост составлял около 50% в год.
Залогом успеха в краудсорсинге, по мнению Хау, является правильная постановка вопроса. Вы не должны спрашивать у «толпы», что она может вам дать, но должны говорить «Что я могу сделать для вас?». Хорошим примером может служить история eBird – онлайн-базы сведений, почерпнутых из наблюдений за птицами по всему миру. База была создана учеными-орнитологами, но первоначальный посыл – стремление просто получить у любителей птиц собранные ими данные – был неверен, считает Хау. Однако применение базового принципа краудсорсинга – не брать, а отдавать – стало залогом успеха: удобный интерфейс, а также хорошие условия для общения орнитологов-энтузиастов между собой и обмена данными, привели к тому, что количество собранных сведений начало стремительно расти.
Коснулся Хау и предикативного краудсорсинга – попытки с помощью коллективного разума предсказать события или тенденции будущего. Такой вариант использования краудсорсинга, по его мнению, имеет право на жизнь, но эффективным он будет лишь в том случае, если респонденты получат что-то ценное за свои ответы. Таким образом, здесь работает тот же базовый принцип – прежде чем что-то получить, надо отдать.
Думы по-русски
В России краудсорсинг в том или ином виде используют многие компании, а самыми известными примерами являются проекты МТС и Сбербанка России. В МТС, как рассказала представитель этой компании в ходе дискуссии, состоявшейся после лекции Хау, активно используют идеи своих сотрудников, выстроив многоуровневую систему их сбора, начиная от региональных отделений и заканчивая головным офисом. Стимулом для сотрудников служит не материальное вознаграждение, а различные бонусы, в том числе карьерное продвижение.
Осенью прошлого года был запущен краудсорсинговый проект «Сбербанк 21». Глава банка Герман Греф, вдохновленный идеями Хау, предложил всем желающим объединиться, чтобы обменяться идеями и обсудить будущее Сбербанка, будущее России и будущее «коллективного разума», то есть перспективы самого краудсорсинга. В проекте приняли участие более 100 тыс. человек.
Идеями краудсорсинга интересуются и в Кремле. Примером его использования может служить возможность обсуждения интернет-сообществом наиболее значимых законопроектов, реализованная еще два года назад. О намерениях активно применять технологии краудсорсинга говорил также президент России Владимир Путин, в частности эта тема стала одной из ключевых на недавнем Санкт-Петербургском экономическом форуме.