Алексей Евтушенко: «Большие Данные — не только большие возможности, но и большие проблемы» |
Согласно различным оценкам аналитиков, организации эффективно используют не более 5% имеющихся в их распоряжении данных. Остальными пользоваться слишком сложно, слишком дорого или вообще непонятно как. Подготовка профессионалов для реализации потенциала Больших Данных может стать более сложной задачей, чем просто внедрение необходимых ИТ-систем.
«В мире разработано весьма ограниченное число программ для подготовки таких специалистов, причем некоторые из них только планируются к запуску», — заявила Светлана Мальцева, декан факультета бизнес-информатики ВШЭ на форуме EMC Data Science Summit 2012. Это должен быть специалист, который обладает знаниями относительно всего жизненного цикла данных, и самое главное – относительно их использования в бизнесе, с чем сейчас наблюдаются проблемы. В ВШЭ берутся за создание такой программы, хотя еще и не решили, какого уровня она будет.
Наиболее «продвинутыми» в деле использования в своем бизнесе Больших Данных считаются три отрасли: телекоммуникационный и финансовый секторы, а также розничная торговля. Общим у них является огромное число клиентов, поведение которых, в целях повышения прибыльности бизнеса, следует отслеживать и предсказывать.
Тем не менее даже среди тех компаний, которые признают важность анализа окружающей бизнес-среды и взаимодействия с ней, подавляющее большинство ограничивается усилиями сотрудников пиар-служб и отделов маркетинга, пытающихся отслеживать общее настроение клиентов и управлять им. Настроение таких компаний можно назвать выжидательным: они ждут прорывных результатов от кого-либо из игроков рынка и готовы скопировать удачную практику.
«Большие Данные — не только большие возможности, но и большие проблемы. Чтобы научиться с ними работать, требуется огромное количество усилий», — констатировал Алексей Евтушенко, директор по ИТ банка «Хоум Кредит». По его словам, данные о поведении клиентов черпаются как из каналов самообслуживания и автоматизированной банковской системы, так и из внешних источников — баз данных, социальных сетей, форумов, сайтов партнеров.
90% обрабатываемых банками данных поступают именно из АБС и каналов самообслуживания. С такими источниками работать проще: информация из них структурирована. Интернет же представляет собой в чистом виде Большие Данные, со всеми их атрибутами, в том числе разнообразием форматов, скоростью изменения и огромными объемами. Кто раньше научится извлекать из этих данных максимальную пользу, тот получит огромное преимущество над остальными.
Однако для этого требуется совместная работа представителей ИТ и бизнеса, сопровождаемая значительными инвестициями. Необходимо не просто приобретение специализированных решений. Для команды аналитиков требуются специалисты, объединяющие профессиональные знания из многих областей — как бизнеса, так и математических дисциплин. Типичной является ситуация, когда аналитики, получая данные, не в полной мере осознают, как их можно использовать. Бизнес, со своей стороны, далеко не всегда понимает возможности анализа данных и не способен поставить задачу специалистам по анализу.
«Самое большое богатство компании — это данные, которые она собирает о клиентах и окружающем мире. А самый большой секрет заключается в том, как она эти данные использует», — подчеркивает Денис Ирз, директор департамента новых технологий и проектов московского филиала «МегаФона». Очевидно, выделить из залежей пустой породы драгоценные крупицы — ключ к успеху для многих компаний.
Например, для оператора услуг связи крайне важно не только оценивать прибыльность клиентов. Более сложной задачей становится отслеживание взаимосвязей между абонентами и выявление персон, влияющих на принятие решений группой других людей. Ими могут оказаться главы семей или лидеры неформальных коллективов. Именно таким людям следует уделять повышенное внимание, ведь в случае их ухода за ними с высокой вероятностью последует вся группа.
Кроме того, работать с клиентами, зная лишь среднее значение вероятности покупки, крайне неэффективно. Необходимо выделять наиболее лояльных из них, готовность которых к покупкам гораздо выше, и склонять к приобретению услуг.
«Убежден: сейчас в анализе Больших Данных могут быть заинтересованы лишь компании, работающие на высококонкурентных рынках», — подчеркнул Павел Литвинов, генеральный директор «Инвитро — информационные технологии». Проблемы информатизации, с которыми сталкивается лаборатория «Инвитро», характерны как для здравоохранения, так и для ретейла. В частности, для нее крайне важен мониторинг общественного мнения, касающийся качества оказываемых услуг. С точки же зрения ценности клиентов ситуация во многом похожа на телеком, где существуют «узловые», наиболее ценные, клиенты.
Работать играючи
Большие Данные отнюдь не находятся в изоляции. На предприятия практически одновременно приходят многие новации. Они имеют разное происхождение, в том числе и не связанное с ИТ, и носят разный характер, влияя друг на друга. При этом каждая группа технологий усиленно продвигается заинтересованными компаниями, обещающими получение значительных преимуществ.
В ближайшие несколько лет ожидается резкий рост «информационной вооруженности» сотрудников. Их личные устройства будут обладать мощностью, заведомо превышающей производственные потребности.
Еще одной ключевой тенденцией является так называемая «геймификация» — использование игровых принципов, правил и приемов для достижения лучших показателей деятельности. Пока эта концепция находится в зачаточном состоянии – компании применяют лишь несколько базовых принципов: четкие правила, открытость судейства, немедленное поощрение и наказание. С выходом на рынок труда поколения, выросшего на онлайн-играх, применение этих принципов позволит радикально повысить эффективность работы.