Илья Массух: «Вслед за государственными услугами в электронный вид должны переводиться услуги коммерческих учреждений» |
Негласно SoftTool считается выставкой отечественной ИТ-индустрии, так как большая часть компаний-участниц – российские разработчики информационных технологий. Активное участие в выставке традиционно принимают регионы России. В этом году свои решения в области электронных услуг и другие разработки представили десять регионов.
В рамках выставки состоялось большое количество деловых, научных и информационных мероприятий: III Московский суперкомпьютерный форум (его организатором при поддержки РФФИ и Российской академии наук стали «Открытые системы». — Прим. ред.), семинар «Современная ИТ-стратегия», конкурс лучших решений «SofTool: продукт года». Также прозвучали тематические доклады компаний-участниц, затрагивающие самый широкий круг вопросов современной компьютерной индустрии и демонстрирующие последние достижения и разработки в области информационных технологий. Одним из центральных событий выставки стала конференция «Электронное государство XXI века», на которой эксперты обсудили перспективы развития универсальной электронной карты и госуслуг, а также затронули вопросы электронной демократии.
Открыл конференцию Илья Массух, глава Фонда информационной демократии. По его мнению, предоставлять услуги в электронном виде вслед за государством должны начать и коммерческие структуры.
«Следующим этапом будет преобразование госуслуг вообще в услуги населению. Структуры, которые мы часто ассоциируем с государством, уже давно стали коммерческими — ТСЖ, эксплуатационные конторы, управляющие компании. Задача власти поощрять эти структуры, чтобы они переводили свои собственные услуги в электронный вид», — считает Массух.
Павел Хилов, руководитель Экспертного центра информационного государства, тоже считает, что электронные услуги могут быть и негосударственными; к примеру, услуги частных поликлиник и образовательных учреждений будут востребованы гражданами в электронном виде. Согласно исследованию, проведенному Экспертным центром, у россиян пользуются популярностью услуги, связанные со здравоохранением, ЖКХ, безопасностью и социальной поддержкой. 99% обращений, поступающих на единый портал госуслуг, — это запросы услуг федерального уровня и всего 1% приходится на услуги регионального уровня. Это говорит о том, что региональных услуг в электронном виде предоставляется пока недостаточно. Массух отметил, что изменить сложившуюся ситуацию и ускорить переход на электронное взаимодействие поможет программа субсидирования регионов, которая будет запущена в скором времени. Он также сообщил, что на реализацию этой программы заложены средства в бюджете до 2014 года.
На конференции сообщалось, что полномасштабная реализация проекта «Универсальная электронная карта» стартует 1 января 2013 года. С февраля 2012 года в Татарстане, Башкирии, Коми, Санкт-Петербурге, Астрахани и Краснодаре проходит пилотное внедрение УЭК. В этих регионах уже выпущено 4,5 тыс. универсальных карт, около 2,8 тыс. карт граждане уже получили на руки, сообщил директор управления «Проектный офис» уполномоченной организации компании «УЭК» Анатолий Маринин.
В ближайшие несколько лет УЭК заменит россиянам множество различных документов. В настоящее время на карте установлено приложение, позволяющее идентифицировать личность гражданина, определить его страховой номер индивидуального лицевого счета. Скоро функционал карты дополнит электронная цифровая подпись. В будущем регионы смогут размещать на карте свои приложения. С 1 января 2013 года карту будут выдавать гражданам России по заявлению, с 1 января 2014 года она будет выдаваться всем, кроме тех, кто отказался в письменной форме. Минэкономразвития оценило расходы на выпуск и внедрение УЭК в течение пяти лет на уровне 135-165 млрд руб.
Впервые в программе конференции «Информационное общество» появилась секция «Электронная демократия: кому это нужно?». На круглом столе «Общественное участие как элемент открытого государства» эксперты обсудили проблемы и пути развития электронной демократии.
Одной из существенных проблем общения представителей государства и граждан является то, что официальная информация с трудом воспринимается простыми людьми. «Проблема в том, что на данный момент в России существует своего рода 'интеллектуальный ценз'. Законы пишутся юристами для юристов. Простым людям этот язык непонятен»,- заявил Василий Буров, председатель совета директоров компании WikiVote.
По мнению Ивана Бегтина, директора НП «Информационная культура», для построения электронной демократии необходимо вовлечение большего количества граждан, а для этого требуется создать для них комфортную среду и простой доступ к информации, которая должна быть понятной. Начинать выстраивать электронную демократию необходимо с привлечения граждан к управлению собственным домом и районом – с ТСЖ и муниципалитетов, а далее граждане будут готовы принимать участие и в управлении страной.
«Сейчас появились сетевые проекты, где люди могут прокомментировать действия властей, однако это еще не демократия – это только контроль качества государственного управления, сбор жалоб. А надо не говорить, что плохо, а совместно планировать действия», — считает Станислав Тактаев, исполнительный директор Фонда развития электронной демократии.
Эксперты утверждают, что для построения электронной демократии необходимо создать единый неполитический управляющий орган, координирующий внедрение «открытого государства», под которым подразумеваются открытые данные всех ветвей власти, во всей системе государственного управления. При этом управляющем органе нужно создать экспертный совет, ответственный за выработку конкретных методических, технологических и организационных решений. Далее необходимо принять единые стандарты обеспечения открытости для государственных ведомств всех уровней, установить прозрачные процедуры обратной связи и учета мнения граждан при приеме решений. А также создать рабочие группы по обеспечению открытости во всех органах государственной власти федерального, регионального и муниципального уровня и обеспечить перевод в машиночитаемый вид и доступность максимального объема данных госорганов.