Илья Лаурс: «Если в 2009 году мировые продажи мобильных приложений составляли около 4 млрд долл., то по итогам 2012 года достигнут примерно 17,5 млрд долл., а к 2015 году ожидается 40 млрд долл.» |
Произошедшие изменения отразились и на названии конференции. С этого года в нем добавлено слово «приложения» (Apps). По большому счету оно могло и вовсе заменить VAS (Valued-Added Services — дополнительные услуги в сетях мобильной связи), поскольку от этих услуг в тематике конференции мало что осталось. Никто из докладчиков не упоминал рингтоны, картинки, SMS, MMS или прочие услуги.
Эти услуги по-прежнему существуют, но их продажи уже не растут. К тому же сотовые операторы постарались вытеснить всех независимых от них поставщиков. Возможно, поэтому их представителей не было видно на прошедшей конференции. Раньше, начиная с первого форума Mobile VAS (который состоялся в 2004 году), обязательно были доклады менеджеров «МегаФона», «Билайна» или МТС. Загрузку приложений на смартфоны они уже никак не контролируют, предоставляя пользователям мобильный Интернет.
Однако имеющееся название оправдывает то, что на прошедшей конференции шла речь не только о приложениях. Несколько презентаций были посвящены другим темам — мобильному телевидению и NFC.
Экспорт выгоднее
С прошлого года организаторы конференции перестали ориентироваться исключительно на российский рынок. Очевидно, что, продавая по всему миру, можно рассчитывать на намного больший оборот, однако Юнде Ю, вице-президент по развитию бизнеса App Annie, все же решил еще раз доказать преимущества глобальной работы. Прежде всего он отметил, что российский рынок мобильных приложений хоть и входит в десятку крупнейших и быстрорастущих, но составляет только 2-4% мирового. Если же мерить не в количестве загрузок, а в деньгах, то будет ближе к 2%.
Кирилл Горыня с надеждой смотрит на технологию NFC, хотя ее коммерциализация затянулась |
Юнде Ю также сравнил объем продаж мобильных приложений ведущими российскими компаниями на внутреннем рынке и за его пределами. Для этого он определил по десятку лидеров по продажам в России и по продажам за рубежом. Оказалось, что группа крупнейших экспортеров суммарно заработала на экспорте намного больше, чем десять лидеров другой группы на своем родном рынке. По приложениям под iOS превосходство составило 3,3 раза, а под Android — 7,6 раза.
По словам Кирилла Петрова, управляющего директора i-Free Innovations, многие уже работают глобально. В App Store, магазине приложений под iOS компании Apple, зарегистрировано около 4 тыс. российских разработчиков, но это с физическими лицами, которые часто имеют не один аккаунт. В базе компании i-Free — около 300 команд, создающих в России мобильные приложения для глобального рынка.
Объем российского производства мобильных приложений оценивается Петровым примерно в 200 млн долл. С учетом размера мирового рынка это не очень много.
В десять раз за семь лет
Мировые продажи мобильных приложений впечатляют не столько величиной, сколько стремительным ростом. Илья Лаурс, генеральный директор GetJar, крупнейшего в мире независимого магазина приложений, рассказал, ссылаясь на исследование Forrester, что если в 2009 году они составляли около 4 млрд долл., то по итогам 2012 годы достигнут примерно 17,5 млрд долл., а к 2015 году ожидается 40 млрд долл. «Разработка мобильных приложений через несколько лет будет обеспечивать занятость более миллиона высокооплачиваемых специалистов. Сейчас таковых в десять раз меньше», — говорит Лаурс.
Российский рынок приложений для смартфонов, которому отдельно на конференции почти не уделяли внимания, также быстро растет. Однако рост мог быть еще больше. «Считается, что россияне не готовы платить за используемые приложения, а стараются найти бесплатные версии. Однако это не так. Сдерживает их не столько нежелание тратить деньги, сколько нехватка удобных инструментов оплаты», — считает Петров.
При всем разнообразии софта для мобильных устройств (в онлайн-магазинах Apple и Google уже по 750 тыс. приложений) доминирует на рынке в России и в мире не очень серьезное и, как правило, несложное программное обеспечение. По словам Петрова, на игры приходится около 60% российского рынка мобильных приложений. Ситуация на мировом рынке аналогичная.
По данным компании Nevosoft, в России играет на мобильных устройствах 38,6 млн человек. Благодаря им весь российский рынок мобильных игр достиг почти 400 млн долл.
Бурный рост переживает мобильное телевидение. По словам Кирилла Филиппова, генерального директора SPB TV, стремительно увеличивается во всем мире как количество пользователей, так и продолжительность просмотра и количество сессий. Рост по некоторым параметрам достигает 300% в год.
Надежды на NFC
В ближайшие годы может выстрелить технология коммуникаций ближнего радиуса действия NFC (Near Field Communication), которая используется для платежей и обмена информацией при помощи мобильного телефона. Однако она уже лет десять ходит в перспективных. Из-за этого Кириллу Горыне, генеральному директору Synqera, пришлось объяснять, почему так долго не началось ее коммерческое использование (если не считать реализацию отдельных пилотных проектов в России и в мире).
«NFC связана с деньгами. Если что-то пойдет не так, то кто-то может их лишиться, а это всегда воспринимается болезненно. К тому же необходимо договориться друг с другом огромному количеству различных структур — банкам, разработчикам операционных систем и приложений под NFC, торговым организациям, платежным системам. Synqera рассчитывает сосредоточиться на организации связей между ними в России», — рассказал Горыня.
Synqera входит в группу компаний i-Free, которая выступила соорганизатором и «платиновым» спонсором Mobile VAS & Apps. Для группы NFC является одним из основных направлений деятельности.
Хотя договориться всем заинтересованным сторонам еще не получилось, Виктор Сестреватовский, директор по развитию бизнеса в области банковских, транспортных и NFC-приложений компании NXP Semiconductors, предложил участникам конференции уже сейчас подумать о разработке приложений под NFC, которые не обязательно связаны с осуществлением платежей. NFC-телефоны, по его словам, уже стали массовым продуктом, а в скором времени почти все новые модели смартфонов и даже недорогих телефонов будут выпускаться с чипами NFC.