Ольга Анчишкина: «ФКС нацелена на конечный результат закупок» |
Для всех, кто сталкивался с закупкой сложной техники, как компьютерной, так и медицинской, закон о госзакупках (ФЗ-94) давно стал притчей во языцех. В течение 2012 года компания «Империя» трижды собирала форум «Поставки медицинского оборудования и медицинских изделий в ЛПУ» — настолько напряженной была ситуация на рынке в связи с интенсивным переоснащением лечебных учреждений по программе модернизации здравоохранения. Проведенный организаторами опрос показал: большинство участников форума считают, что нормы ФЗ-94 удобны прежде всего руководителям органов власти и сотрудникам антимонопольной службы, а вот лечебным учреждениям и поставщикам — в наименьшей степени. Всего 12% респондентов отдают должное открытости и упорядоченности процедур закупок, отмечают положительное влияние действующей системы на предупреждение коррупции. Сильными сторонами ФЗ-94 признаны единая информационная система, регламентация закупочных процедур и возможность обжаловать действия заказчика.
Более 60% опрошенных негативно оценивают регулирование поставок медоборудования по ФЗ-94, отмечая, что приходится или закупать стандартную и неспециализированную продукцию, без привязки к индивидуальному лечению и без претензий, или работать с единственным поставщиком. Более 25% респондентов считают, что закон не позволяет обеспечивать качество медицинских услуг из-за доминирования ценовых критериев и нечувствительности к особенностям исполнения контрактов. Самыми слабыми сторонами существующего порядка участники опроса назвали трудности с закупками для конкретного пациента, вынужденную работу с эквивалентами, вопросы ценообразования и отсутствие механизмов борьбы с недобросовестностью и безответственностью сторон.
«Нормативная база оставляет желать лучшего. Контроль Росздравнадзора за качеством изделий медицинского назначения, к сожалению, остается формальным», — признал Сергей Николаев, замначальника отдела ФАС.
Форум, прошедший в рамках «Российской недели здравоохранения 2012», собрал более 200 руководителей компаний — поставщиков медицинских изделий и представителей лечебных учреждений из 50 городов России и СНГ. Его программа была сформирована путем обобщения 20 тыс. анкет участников выставки «Здравоохранение».
Федеральная контрактная система, которая должна прийти на смену ФЗ-94, вызывает живейший интерес как у поставщиков высокотехнологичного и прочего медицинского оборудования, так и у заказчиков. Однако результаты опроса показывают, что в формирование нового законодательства о ФКС участники рынка не вовлечены и просто ждут, что получится в итоге.
Выступление Ольги Анчишкиной, замдиректора департамента Счетной палаты и автора законопроекта о ФКС в сфере государственных и муниципальных закупок, который проходит второе чтение в Государственной думе, не прибавило оптимизма делегатам форума. В отличие от процедурного ФЗ-94, регулирующего только процесс закупок, ФКС нацелена на создание полного закупочного цикла от прогнозирования нужд госучреждений и учета контрактных рисков до приемки и использования результатов контрактов. Новый закон будет труден для исполнения и предполагает создание профессиональных контрактных служб на стороне госзаказчиков. «ФКС сделана во имя конечного результата закупок, с принятием закона должны произойти тектонические сдвиги в этой сфере», — считает Анчишкина. По ее словам, создается правовая база для применения современных технологий управления, включая проектный менеджмент и автоматизацию.
Основная же проблема состоит в том, что законодателям не удалось полностью уйти от логики ФЗ-94. Участники рынка ждут правовой базы, которая обеспечит борьбу с недобросовестностью, демпингом, регламентирует планирование и исполнение контрактов, индивидуальные закупки и уникальные поставки, позволит закупать быстро и постадийно. Концепция ФКС нацелена на решение этих задач, однако ее реализация в текущей версии законопроекта оборачивается возвращением к прежней системе поставок медицинского оборудования, отметила Анчишкина. В проекте сохранено большинство норм, от которых участники рынка просили законодателей отказаться (аналог, эквивалент, предложенная разбивка на лоты, отсутствие предварительной квалификации, торги на снижение стоимости, значимость ценовых критериев при оценке заявок, закупка медицинского оборудования на аукционе и перечень запчастей). При этом не найдены решения для самых важных задач: большего вовлечения врачей в закупки, быстрого переигрывания конкурсов, последовательного улучшения функциональных и технических характеристик, выставления дополнительных требований (о наличии товара), отказа от приемки некачественного оборудования и контроля всего цикла закупок.
Еще одним неприятным сюрпризом для поставщиков в случае принятия текущей версии законопроекта о ФКС станет положение о возможности пересмотра условий госконтракта заказчиком при уменьшении лимита бюджетных обязательств. Это означает ухудшение и без того непростой ситуации. Поставщики оборудования обычно кредитуют медицинские учреждения, и задержки с оплатой контрактов ставят небольшие компании на грань выживания.
«Поставщики не должны страдать, мы заключаем контракты со 100-процентной предоплатой», — заявил Евгений Амброзевич, главный специалист департамента организации размещения госзаказа депздрава Москвы. Московские власти жестко контролируют исполнение контрактных обязательств поставщиками и взыскание штрафов за их нарушение.