Алексей Ушаков: «В «выборном» 2012 году участникам рынка ГИС потребовалось заново выстраивать взаимоотношения с исполнительной властью, что замедлило рост рынка» |
Рынок геоинформационных услуг, как напомнил генеральный директор Data+ Алексей Ушаков, традиционно очень зависит от политической обстановки. Поэтому в год, отмеченный президентскими выборами и сменой фигур на ключевых государственных постах, после чего пришлось заново выстраивать отношения с исполнительной властью, на рынке геоинформации наблюдалась некоторая потеря темпа. За 2012 год рынок вырос всего на 20%, а его общий объем в денежном выражении составил 1,5 млрд долл. 15% этого объема пришлось на разработку, внедрение и сопровождение геоинформационных систем, 40% составила доля сектора спутниковой навигации, 25% ушло на сбор, обработку и генерирование пространственных данных. На долю геодезических и картографических услуг и специализированного оборудования пришлось 20% рынка.
Больше разнообразия
Data+ и Esri CIS в целом росли чуть быстрее рынка, сообщил Ушаков, их суммарная выручка увеличилась на 23%, а доля компаний в сегменте корпоративных ГИС для государственных структур и коммерческих заказчиков сегодня варьируется от 35 до 45% по различным областям.
Основным клиентом на рынке геоинформатики по-прежнему остается нефтегазовый бизнес, справедливо это утверждение и в отношении Data+ и Esri CIS, однако в прошлом году увеличение количества заказчиков шло и за счет притока компаний из других областей, подчеркнул Ушаков. Так, началось сотрудничество со Сбербанком, который использует геоинформационные системы для оптимального выстраивания своей сети банкоматов. Привлечение такого крупного клиента, как Сбербанк, даст толчок к проникновению ГИС в финансовый сектор, уверен Ушаков.
Геоинформационные системы Data+ и Esri CIS также нашли применение в аэропорту Шереметьево и в компании YUM Restaurants International Russia, владеющей сетью ресторанов быстрого питания «Ростик’c-KFC». Формат сотрудничества с последней, по словам Ушакова, особенно интересен, поскольку это единственный на сегодняшний день заказчик, использующий для доступа к ГИС облачный сервис.
То, что российские заказчики пока неактивно пользуются облачными ГИС, связано не только с тем, что клиенты не доверяют таким сервисам, но и с тем, что российских облаков для ГИС попросту нет, считает Ушаков. Например, вышеупомянутая YUM Restaurants International Russia использует облака Amazon и Microsoft.
Двигатель геопрогресса
Двигателем развития для российского рынка ГИС, по мнению Ушакова, по-прежнему остается Росреестр, в настоящее время реализующий ряд интересных проектов. В частности, это масштабный проект по проведению космической съемки на всей территории России с шагом всего в один метр. Ценность такого проекта переоценить трудно, полагает Ушаков, но сбор информации – это только полдела. Важным является также построение механизма получения этих данных заинтересованными лицами, например портала пространственных данных, о котором речь идет уже несколько лет. Такой портал представляет собой площадку для предоставления геоданных от различных структур и участников рынка ГИС, однако пока данных таких немного, а сам портал на сегодняшний день не функционирует.
Кроме того, не всеми данными можно воспользоваться. Яркий пример — данные по рельефу. Составление карт рельефа могло бы пригодиться в различных областях – начиная от более точного прогнозирования паводков и заканчивая нуждами коммерческих заказчиков (в частности, операторы сотовой связи могли бы более точно рассчитывать возможности базовых станций, не прибавляя большого запаса «на всякий случай»). Однако данные по рельефу являются секретными, сожалеет Ушаков, и составление таких карт в настоящий момент не представляется возможным.