После перехода Dell в частное владение Майкл Делл продолжит исполнять обязанности генерального директора и председателя совета директоров компании.
«Я верю, что сделка откроет новую главу в истории самой Dell, ее клиентов и членов нашей команды, – заявил Майкл Делл. – Мы сможем принести мгновенную выгоду владельцам, продолжив при этом реализацию ранее принятой долгосрочной стратегии в качестве частной компании и сосредоточившись на предложении клиентам лучших в своем классе решений».
Сделка будет финансироваться денежными средствами и акциями, которые внесет сам Делл, денежными средствами инвесторов, аффилированных с Silver Lake, денежными средствами компании MSD Capital и займом в 2 млрд долл., выданным корпорацией Microsoft. Кредиты для обеспечения сделки готовы предоставить финансовые организации BofA Merrill Lynch, Barclays, Credit Suisse и RBC Capital Markets. Майкл Делл, по слухам, владеющий 15,7% акций компании, вложит в сделку от полумиллиарда до миллиарда долларов собственных средств.
В пресс-релизе Microsoft говорится о готовности вкладывать деньги в долгосрочный успех существующей экосистемы персональных компьютеров и инвестировать в построение экосистемы будущего: «Корпорация и в дальнейшем будет искать возможности поддержки партнеров, которые занимаются внедрением инновационных решений и созданием устройств и сервисов, построенных на платформе Microsoft».
Аналитики же усматривают в этом шаге корпорации вероятное желание влиять на проектирование аппаратного обеспечения в посткомпьютерную эпоху, в которой преобладают смартфоны, планшеты и гибриды. Возможно также, в Microsoft рассчитывают, что партнерство с Dell поможет заставить компанию отказаться от перехода на альтернативные операционные системы, включая Linux и базирующиеся на ней Chromebook и Android. Со своей стороны, Dell в последнее время увеличивает ассортимент Linux-серверов, а в ноябре анонсировала ноутбук с Ubuntu.
Коллекционный компьютер из серии Limited Turbo PC с автографом Майкла Делла. Источник: Jeff Keyzer/Wikipedia |
В IDC также полагают, что в рамках партнерства Microsoft и Dell могли бы совместными усилиями создавать конвергентные инфраструктуры центров обработки данных, обладающие высоким быстродействием, простые в развертывании и управлении.
Dell в различных формах собственности существует с 1984 года, когда Майкл Делл основал компанию PC Ltd., вложив в нее собственную тысячу долларов. Четыре года спустя компания была переименована в Dell и провела IPO.
Наиболее значимые события в истории Dell произошли в 90-е годы, когда в компании была внедрена уникальная для ИТ-рынка модель производства компьютеров на заказ и доставки их непосредственно клиентам, в то время как конкурирующие производители Hewlett-Packard и IBM выстраивали сложные цепочки поставок и системы управления складскими запасами. В 2001 году это позволило Dell стать крупнейшим поставщиком ПК в мире.
Однако удача сопутствовала компании недолго. Конкурентам удалось перейти на прогрессивные производственные методы, снижавшие издержки, и одновременно усилить свою экспансию в области предоставления профессиональных ИТ-услуг и производства программного обеспечения. Dell же, сосредоточившись на ПК и серверах, постепенно стала отставать. В январе 2007 года Майкл Делл по просьбе совета директоров вернулся на пост генерального директора, сменив собственного ставленника Кевина Роллинза, чтобы спасать свой корабль, давший крен.
С этого момента началась череда приобретений. Были куплены 25 компаний, занимавшихся поставками сетевых технологий, программного обеспечения и ИТ-услуг. Наиболее известными из них были Quest Software, Perot Systems, Force 10 Networks и Wyse Technologies. Цель Dell заключалась в том, чтобы предстать перед клиентами в образе комплексного поставщика оборудования, программного обеспечения и услуг. Компания решила пойти по пути своих более крупных конкурентов IBM и HP, сосредоточившись при этом главным образом на клиентах среднего звена.
Это принесло определенные плоды, но адаптация работы всех приобретений к работе в слаженной «интегрированной системе» – это долгий процесс. В прошлом году в Dell говорили, что на это уйдет два-три года. Инвесторы проявляли нетерпение, а Майкл Делл устал управлять компанией, которая зависит от прихотей фондового рынка, предпочитающего немедленную отдачу долгосрочным инвестициям.
«В последние четыре года компания добилась серьезного прогресса, но мы признаем, что нам понадобится больше времени, инвестиций и настойчивости, – отметил Делл. – Уверен, что эти усилия будут поддержаны партнерами из Silver Lake, которые разделяют нашу точку зрения. Я готов полностью пройти весь этот путь и вложить в дело существенную часть собственного капитала, разделив риск с компанией Silver Lake, инвестором мирового уровня, обладающего выдающейся репутацией. Мы стремимся предоставить клиентам непревзойденное качество обслуживания и будем рады продолжить движение вперед».
Производство персональных компьютеров и серверного оборудования остается основным бизнесом компании. По словам Майкла Делла, он не уйдет с рынка ПК, потому что благодаря этому Dell получает возможность продавать другие, более прибыльные продукты и услуги. Компания сокращает долю дешевых ПК и увеличивает выпуск моделей старшего класса, в том числе и компьютеров XPS. В результате, по объему продаж персональных компьютеров Dell уступает сегодня HP и Lenovo.
Кроме того, Dell ушла с рынка смартфонов, но продолжает продавать планшеты, которые предназначены как для домашних пользователей, так и для корпоративных клиентов.
Инвесторы заплатят 13,65 долл. за одну акцию. Премия к цене акций на момент закрытия торгов 11 января, когда появились первые слухи о грядущей сделке, составит 25%. Между тем, за минувший год капитализация Dell снизилась на треть из-за резкого падения спроса на персональные компьютеры. Закрытие сделки ожидается до конца второго квартала 2013-2014 финансового года Dell, после того, как она будет одобрена регуляторами.
Комментируя сделку, главный аналитик The Enderle Group Роб Эндерле отметил, что в результате, Dell избавится от огромных затрат на публичную отчетность и сможет при необходимости проводить реструктуризацию, крупные сделки, гибко конкурировать по ценам с другими производителями компьютеров и совершать прочие шаги, которые могли бы вызвать недовольство акционеров. Если сделка окажется удачной, то и другие компании ИТ-сектора могут последовать ее примеру, считает Эндерле.
«Руководителям Dell такое изменение статуса было бы очень полезно, — соглашается с ним Дэн Олдс, аналитик компании The Gabriel Consulting Group. — Частной компании не нужно каждый квартал держать ответ перед Уолл-стрит, она гораздо свободнее в принятии решений о крупных сделках, и ей не требуется согласовывать каждый свой шаг с советом директоров и крупными акционерами».