Павел Паплински: «Сейчас рынка управляемых Internet VPN в России практически не существует, однако потребности у клиентов есть» |
При этом оборудование остается в собственности оператора — юридически клиент не несет ответственности за его эксплуатацию. Кроме того, с 8 апреля компания планирует предоставить подключение к таким VPN и для пользователей мобильных устройств, как компьютеров под управлением Windows, так и планшетов с iOS и Android.
«Уникальность услуги — в юридической поддержке», — отметил Павел Паплински, директор департамента стратегии и маркетинга российского отделения Orange. Дело в том, что для эксплуатации оборудования со встроенным шифрованием, которое используется для создания VPN, нужно получать лицензию на эксплуатацию шифровальных средств от ФСБ со всеми вытекающими проблемами по соблюдению требований постановления правительства № 313 «О лицензировании деятельности по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств». Далеко не все компании могут выполнить требования этого постановления — им проще получить подобные услуги от оператора, который обеспечит решение всех юридических проблем и гарантирует безопасную передачу данных между сегментами корпоративной сети.
Услуги предоставляются на базе оборудования Cisco — маршрутизаторов 881 и 1941, которые устанавливаются на территории заказчика. Они обеспечивают соединение сегментов корпоративной сети между собой, причем им не обязательно для этого иметь связь с центральным сервером. Для создания VPN-туннеля клиенту требуется от интернет-провадера получить только стационарный IP-адрес. Впрочем, по заверениям специалистов Orange, соединение можно организовать в том числе и по мобильному каналу.
В качестве алгоритма шифрования используется стандартный AES, что и позволяет предоставлять услуги удаленного доступа индивидуальным клиентам — они при этом будут пользоваться стандартными средствами подключения, встроенными в операционные системы. Поскольку Orange — международный оператор, ему разрешено пользоваться на территории России теми средствами защиты, которые являются для него стандартными в других странах, включая все необходимые разрешения от ФСБ. Технологически можно организовать и трансграничную передачу данных. При этом VPN организуется до защищенного шлюза оператора, а дальше расшифровывается и по собственной сети оператора передается за рубеж.
Предлагая новую услугу российским пользователям, Orange рассчитывает расширить свое присутствие на рынке — добраться до тех клиентов, которые не могли воспользоваться другими услугами компании, такими, например, как IP-VPN с гарантиями качества обслуживания на собственной сети оператора или соединение локальных сетей без шифрования по технологии MPLS VPN.
«Сейчас рынка управляемых Internet VPN в России практически не существует, — отметил Паплински. — Однако потребности у клиентов есть».
Новые подключения по технологии Internet VPN могут появиться как у старых клиентов, так и у совершенно новых. В основном услуги рассчитаны на средние компании в сферах ретейла, логистики и торговли нефтепродуктами. Но услуги защищенной передачи данных могут оказаться востребованными и крупными компаниями с большой филиальной сетью, и небольшими компаниями, у которых несколько точек присутствия, для объединения сегментов их корпоративной сети в единое информационное пространство. Сейчас Orange находится на третьем месте по предоставлению услуг VPN для бизнеса с долей в 17% рынка, уступая «ВымпелКому» (29%) и «Ростелекому» (23%). Благодаря введению новой услуги оператор рассчитывает увеличить свои продажи на 10% и тем самым приблизиться к лидерам рынка VPN.
Отраслевая структура пользователей VPN
Компания DirectInfo провела анализ отраслевого использования услуг VPN в России.
Источник: DirectInfo, 2012