Прогноз развития в 2013 году», выводы которого основываются как на собственных исследованиях Deloitte, так и на результатах, полученных другими компаниями в ходе исследований и измерений последних лет. Рассмотрение развития ИКТ с «медийной» точки зрения оставило за границами внимания Deloitte ряд популярных тенденций и технологий, например — Большие Данные. Зато повышенное внимание было уделено мобильности во всех ее аспектах и проблемам безопасности.
Эпоха «ПК плюс что-то еще»
«Обычные» персональные компьютеры (к ним причислены ноутбуки) не сдадут свои позиции, считают аналитики. Несмотря на то что продажи планшетов и смартфонов с 2010 года по 2012-й увеличились с 350 млн штук до 1 млрд и уже существенно превысили продажи ПК (которые все эти годы колеблются в районе 350 млн), а также несмотря на то, что в нынешнем году количество планшетов (250 млн) и смартфонов, «используемых для передачи данных на регулярной основе», превысит количество ПК (1,4 млрд), около 80% интернет-трафика в конце 2011 года по-прежнему приходилось на стационарные (или относительно стационарные) устройства. В такой продвинутой в плане технологий стране, как США, эта доля была еще больше — 91,8% (доля смартфонов — 5,2%, планшетов — 2,5%, еще 0,5% трафика порождали «другие устройства»). Даже у самой мобильной страны, Сингапура, мобильный трафик составляет 11,5%.
Интересно, что в число резко отстающих по мобильному трафику попали Бразилия и Франция, страны с вполне приличным уровнем проникновения смартфонов и планшетов (39% и 27%; 39 и 15% соответственно). В первом случае, впрочем, это может быть следствием того, что, как указывают в Deloitte, исследование затронуло в основном городское работающее население (см. врезку «С точностью до репрезентативности»).
Причина преобладания трафика, связанного с ПК, на поверхности — сколько-нибудь содержательная работа по созданию контента на планшете и тем более смартфоне крайне трудна, хотя бы из-за размера экрана и клавиатуры. Некую условную границу в Deloitte проводят на сообщении в 500 слов. Свою роль играют и технические характеристики — большие мощность процессора, емкость оперативной памяти и накопителя у ПК, возможность их модернизации.
Комментируя результаты, в Deloitte обратили внимание на то, что из нынешних 2 млрд человек, имеющих доступ в Интернет, большая часть проживает в достаточно развитых странах и может себе позволить иметь и ПК, и смартфон, и планшет. «Следующий миллиард» — из развивающихся стран — в силу меньшего достатка ограничится одним-двумя устройствами. Обычно считается, что это будут молодые люди, однако есть и иные данные: согласно одному из исследований, учитывавшихся Deloitte, возрастное распределение предпочтений более сложное, и популярность плашетов растет практически линейно с возрастом респондентов.
Конечно, мобильный трафик будет расти, однако и к концу 2013 года, считают в Deloitte, он не превысит 15%. Это надо учитывать при выделении ресурсов на создание мобильных версий сайтов.
В корпоративном секторе у планшетов все тоже не так гладко, как предсказывала сама Deloitte в 2011 году. Тогда предполагалось появление к нынешнему времени 30 млн «корпоративных» устройств, на деле их 10-15 млн, причем заменили они в немалой степени не ПК, а бумагу как средство создания каких-либо заметок и ввода данных «на ходу».
Так что эпохи Post PC в обозримое время не предвидится, вместо этого имеет смысл говорить об эпохе PC plus — ПК плюс еще что-то. И основная битва разгорится за право этим «чем-то» быть.
Что куда нести?
Одной из причин того, что мобильные устройства не стали заметной частью корпоративного ИТ-ландшафта, можно считать проблемы с внедрением на предприятиях концепции BYOC (Bring You Own Computer).
В варианте BYOD (Bring You Own Device) сотрудник приобретал себе мобильное устройство (ноутбук, планшет, смартфон), которое работодатель разрешал подключать в корпоративной сети и компенсировал часть затрат на приобретение и услуги связи. Однако эта модель столкнулась с финансово-учетными сложностями (компенсация могла рассматриваться как вознаграждение сотруднику), увеличивающими стоимость устройства для компании. Кроме того, необходимость поддержки разномастных устройств вызывала потребность в технической поддержке от сторонних провайдеров, что также повышало реальную стоимость BYOD и конфликтовало с корпоративными правилами в области безопасности. Выяснилось также, что многих сотрудников попросту не устраивала производительность имеющихся ПК, но при замене их на более мощные они готовы отказаться от новомодных гаджетов в пользу быстрых процессоров и больших экранов.
Эта версия BYOC особых перспектив, как полагают в Deloitte, не имеет.
Более перспективной в компании считают другой вариант — когда, фактически, «приносят» не устройство на работу, а работу на дом. Сотрудник покупает за свой счет устройство — по душе и возможностям, работодатель обеспечивает его подключение к корпоративной сети, приложениям и данным. Еще он платит за обеспечение безопасности, продукты для организации видеоконференций или удаленных тренингов, ПО учета рабочего времени и т. д. А также решает нелегкий вопрос по обеспечению баланса между интересами безопасности и неприкосновенностью частной жизни сотрудника. Последнее, например, препятствует установке средств удаления с жесткого диска всей, в том числе личной, информации при краже компьютера или увольнении надомного работника.
Однако, несмотря ни на что, в Deloitte полагают, что эта версия BYOC будет популярна, и в целом согласны с одним из прогнозов, гласящим, что к 2017 году в 54% американских компаний более половины их сотрудников будут работать удаленно.
Перенос предположений о судьбе BYOC на другие страны, в том числе Россию, разумеется, требует учета особенностей национальной налоговой политики, стоимости поддержки, уровня внимания к проблемам безопасности и тайны личной жизни.
Неслучайные комбинации
По мнению аналитиков Deloitte, в 2013 году более 90% паролей, в том числе признанных ИТ-службами впроле «надежными», будут уязвимы для атак хакеров. Виноват как рост технологической оснащенности хакеров (стоимость дешифровальных устройств для хешированных файлов с паролями за год снизилась почти вдвое, появилось ПО, распараллеливающее процесс взлома между несколькими устройствами), так и человеческий фактор.
Ранее считалось, что восьмизначный пароль из случайных букв и цифр обеспечивает практически стопроцентную защиту. Однако людям, как правило, трудно держать в уме более пяти-семи символов, а посему они придумывают различные уловки, облегчающие запоминание пароля. Берут за основу пароля какое-либо слово, прописной символ (если система его требует), ставя их в начале пароля, цифры — в конце, причем те часто повторяются или располагаются в порядке увеличения и т.д.
Это делает случайные комбинации гораздо менее случайными, так что применение в одном из «натурных экспериментов» 10 тыс. наиболее популярных паролей к базе из 6 млн дало доступ к 98% всех записей.
Дополнительные бреши в безопасности пробивает склонность пользователей доверять одним и тем же комбинациям символов свои банковские счета и аккаунты в социальных сетях, а то и вовсе на каких-либо случайных сайтах — в среднем на 26 учетных записей приходится всего пять паролей. При этом эта пятерка часто выбирается из соображения удобства ее набора и на мобильном устройстве, что дополнительно упрощает пароль. И его взлом.
Помимо технических ухищрений, наилучшим средством защиты в Deloitte считают многофакторную аутентификацию, строгость которой будет зависеть от ценности защищаемой информации. Также в компании полагают, что вырастет популярность хранилищ паролей — систем, предназначенных для управления учетными записями и минимизации вероятности повторного использования одних и тех же комбинаций. Однако их, в свою очередь, придется охранять, так как такое хранилище станет крайне лакомым куском для хакера.
Навстречу четвертому поколению
По прогнозам Deloitte, к концу года сети LTE появятся в 75 странах мира, более 200 операторов будут обслуживать 200 с лишним млн абонентов (это в 17 раз больше, чем два года назад), появятся LTE-совместимые устройства стоимостью менее 100 долл. Впрочем, существенная часть владельцев LTE-аппаратов не будет использовать все их возможности, даже будучи клиентами оператора, предоставляющего доступ к сетям четвертого поколения. Одной из причин этого аналитики называют широкую распространенность, быстродействие и дешевизну «обычных» широкополосных сетей — в редком заведении общественного питания нет общедоступной сети Wi-Fi, так зачем платить вообще?
Скорость работы сетей LTE по мере увеличения нагрузки на них будет падать, хотя и останется выше, чем сетей 3G. При этом перевод трафика в LTE-сети позволит высить качество голосовых соединений в сетях старых стандартов.
В целом к концу 2013-го или 2014 года пользователи LTE составят 3-4% от общей абонентской базы, однако на них придется около 10% выручки. Этот прогноз очень зависит от политики регуляторов — большинство операторов интересуются крупными городами, где живет основная часть их потребителей, однако условием получения лицензии может стать охват менее прибыльной сельской местности.
В России, по данным исследования Deloitte, осведомленность об услугах четвертого поколения достаточно высока, более 40% опрошенных хотели бы приобрести устройство с поддержкой 4G, 52% готовы перейти к другом оператору, если он будет предоставлять доступ к соответствующей сети (в Западной Европе и Северной Америке таких респондентов — от 10% в Великобритании до 30% с небольшим в Канаде). Поэтому отноcительно развития 4G в нашей стране у Deloitte прогноз благоприятный.
Большое влияние на развитие LTE и других коммуникационных технологий сыграет ситуация с частотным спектром. По прогнозам Deloitte, в 2013 году спрос будет превышать предложение, особенно в густонаселенных крупных городах. «Перенаселенность» эфира будет выражаться в двух-трехкратном увеличении числа безуспешных попыток выйти в Интернет, снижении скорости работы в тех случаях, когда доступ удалось получить, до 1 Мбит/с, и т. д. Дальше, по мере роста мобильного трафика, ситуация будет усугубляться.
Предпринимаемые меры по расчистке эфира (например, передача под связь новых диапазонов), повышение эффективности используемых частот (LTE требует почти в 16 раз меньше ресурсов, чем 3G, LTE Advanced еще вдвое эффективнее) уже в обозримом будущем не справятся с ростом потребностей. Однако в Deloitte надеются, что внедрение протокола IPv6, новые технологии, например гетерогенных сетей и динамического управления спектром, вкупе с действиями регуляторов смогут решить проблемы.
С точностью до репрезентативности
В мае-июне 2012 года Deloitte опросила 27 тыс. человек в 15 странах. В некоторых из них компания считает выборку репрезентативной, в других (среди них и Россия, а также Аргентина, Бразилия, Мексика, Турция, Хорватия, Южная Африка) — «репрезентативной в большей степени для работающих городских жителей». Это надо учитывать, оценивая приведенные компанией цифры, — в лидерах по уровню проникновения планшетов и смартфонов в основном как раз страны второй категории.
Итак, больше всего смартфоны любят в ЮАР (ими владеют 76% опрошенных), далее идут Великобритания (52%) и Хорватия (45%). Россия с 29% расположена между Японией (30%) и Бельгией (25%), а те, в свою очередь, между Мексикой (32%) и Аргентиной (24%). По популярности планшетов впереди всех Бразилия (27%) и та же ЮАР (26%). Наша страна с 14% находится ближе к концу, но позади нас, например, Бельгия (12%), Япония (11%) и Финляндия (7%).
Однако даже среди наших «работающих городских жителей» лишь две трети выходит со смартфонов в Интернет. Хуже, из исследуемых стран, только Бельгия. Да и сети Wi-Fi там используют лишь 39%, меньше только финны, американцы и «городские работающие» южноафриканцы. Правда, жители трех последних стран гораздо чаще заходят в Сеть посредством сотовой сети.