Отсутствие конкуренции не позволяет развиваться и самим федеральным операторам — им до сих пор основные доходы приносят голосовые услуги, в то время как в Европе до 80% выручки мобильных операторов приходится на дополнительные услуги, формируемые виртуальными операторами |
Компания Comnews Conferences провела 15 мая в рамках выставки «Связь-Экспокомм 2013» конференцию MVNO & MNP Russia 2013, на которой обсуждались возможности стимулирования конкуренции на российском рынке мобильной связи. Одним из наиболее дискуссионных на сегодняшний день вопросов отрасли является введение с 1 декабря этого года услуги переносимости мобильного номера абонента (Mobile Number Portability, MNP). Не менее оживленной была дискуссия о проблемах создания в России мобильных виртуальных операторов (Mobile Virtual Network Operator, MVNO), которые оказались достаточно успешны в Европе и США, а в России, хоть и легализованы, но практически не развиваются.
Непереносимый номер
Возможность переноса мобильного номера абонента обсуждалась экспертами давно. Считается, что эта услуга стимулирует конкуренцию между мобильными операторами. По мнению Игоря Исакова, руководителя отдела центральных баз данных Mediafon, сама возможность MNP положительно влияет на рынок и ведет к снижению тарифов. При этом мобильные операторы вынуждены прилагать максимальные усилия по удержанию абонентов, предлагая им новые, более качественные услуги.
Хотя постановление российского правительства по обеспечению переносимости мобильных номеров требует запуска соответствующей услуги с 1 декабря 2013 года, уже понятно, что его не удастся выполнить в срок. Связано это с тем, что пока не сформирован пакет подзаконных актов, который регламентировал бы MNP. Кроме того, операторы уверяют, что со времени формирования регуляторного механизма нужен еще как минимум год для закупки, установки и введения в эксплуатацию технологической системы обеспечения MNP. Сейчас операторы только тестируют такие технологии. В частности, тестовый стенд был создан в «ВымпелКоме», и в результате удалось выяснить, что оператору для введения в строй системы переносимости номеров придется изменить приблизительно 30 собственных систем.
Кроме того, Координационный центр национального домена сети Интернет уже разработал проект, который позволяет на основе решений для Интернета реализовать и переносимость мобильных номеров. При этом используются стандартные для Интернета протоколы, такие как HTTPS, DNS, SFTP, и некоторые другие. Ключевым из них является протокол EPP (Extensible Provisioning Protocol — «расширяемый протокол предоставления информации»), с помощью которого формируются запросы к базе переносимых номеров. Предполагается, что у каждого оператора будет локальная реплика такой базы, чтобы не обращаться к центральной базе данных при каждой транзакции переноса. Причем технологически данное решение будет основано на том же программном обеспечении, которое сейчас используется для регистрации доменных имен в зонах .РФ, .SU и .RU.
Невиртуальные операторы
Еще одним способом стимулирования конкуренции является модель MVNO, легализованная отраслевым регулятором еще в 2008 году. На текущий момент в России лицензии MVNO получили 106 операторов, однако, по оценкам экспертов, не более десятка из них ведут полномасштабную операционную деятельность. Дело в том, что федеральные операторы не заинтересованы в появлении конкурентов, и поэтому выставляют виртуальным операторам жесткие, подчас неприемлемые условия для доступа к собственной радиосети. Например, компания «Скартел», которая входит в группу компаний «МегаФон», построившая сеть доступа третьего поколения, просит за подключение к своей сети 150 млн долл. за двухлетний контракт федерального уровня, что фактически является заградительной ценой для развития MVNO. В Европе, где действует уже более 500 виртуальных операторов, введены специальные меры по обеспечению недискриминационного доступа к радиосети. Однако, если ввести аналогичные меры у нас, это затруднит развитие мобильной связи — операторы будут не заинтересованы в развитии своих сетей, доступ к которым им придется делить с конкурентами. Собственно, почва для расцвета MVNO имеется лишь там, где есть неиспользуемые мощности сетевой инфраструктуры. В России же пока подобных мощностей, по мнению экспертов, нет. Именно поэтому виртуальные операторы пока и не развиваются активно.
MVNO можно использовать для предоставления различных дополнительных услуг. В частности, эту модель используют операторы M2M наподобие НП «ЭРА-ГЛОНАСС», которые предлагают сервис мониторинга перемещения транспорта. Другой MVNO-проект, по контролю за пациентами, был представлен на конференции компанией «Мобильные медицинские технологии». В нем контроль за больными ведется с помощью специальных мобильных устройств в реальном времени. По правилам такое устройство должно иметь возможность подключиться как минимум к двум мобильным операторам, для чего и удобно использовать MVNO.
Перспективным направлением, где модель виртуальных операторов будет востребована, является также роуминг. Для сокращения расходов в гостевой сети MVNO может предложить специальную SIM-карту, позволяющую в гостевом регионе получить временный локальный идентификатор, с помощью которого можно совершать звонки, обмениваться SMS и пользоваться другими услугами, оставаясь на связи и по старому номеру домашней сети. Правда, для подключения к такому оператору как раз требуется переносимость номера.
При том что росийское законодательство предусматривает и переносимость номера, и деятельность виртуальных операторов, оба эти механизма стимулирования рынка пока не действуют — их всеми силами тормозят ведущие операторы, не заинтересованные в развитии конкурентов. Однако это не позволяет развиваться и самим федеральным операторам — им до сих пор основные доходы приносят голосовые услуги, в то время как в Европе до 80% выручки мобильных операторов приходится на дополнительные услуги, формируемые виртуальными операторами.