Дмитрий Конаш: «Задача на корпоративном уровне — сделать так, чтобы большинство планшетных устройств производилось на основе процессоров Atom и их модификаций» |
В Intel, наряду с процессорами Intel Core четвертого поколения теперь сделают ставку и на процессоры Atom, рассчитывая серьезно ускорить их переход на новый технологический процесс и внедрение в максимальном количестве планшетов и смартфонов. Как это будет выглядеть на практике, Computerworld Россия рассказал региональный директор корпорации Intel в России и других странах СНГ Дмитрий Конаш.
- Какие результаты принесло вам первое полугодие, какие направления были приоритетными?
Если посмотреть на первую половину года, то мы считаем основным нашим достижением запуск планшетов на процессорах Intel с российскими партнерами. Если еще в четвертом квартале прошлого года их вообще не было, то в первом полугодии этого они активно продавались, и счет уже идет на десятки тысяч штук, а во втором полугодии мы рассчитываем уже на сотни тысяч. Второй значимый для нас факт – это то, что согласно отчетам независимых агентств, например GfK, в нашем традиционном бизнесе десктопов и ноутбуков доля продуктов Intel увеличилась примерно на 5%. Это означает, что потребитель выбирает Intel даже в нынешних непростых экономических условиях.
Если говорить о нашем серверном бизнесе, то здесь самым важным я считаю то, что нашим традиционным клиентам в России – компаниям, владеющим большими дата-центрами, — мы поставляли не только материнские платы и процессоры, но и наши твердотельные накопители, а также контроллеры локальной сети.
Еще можно отметить, что в области программного обеспечения мы по-прежнему фиксируем стабильный рост продаж продукции McAfee, по России он составляет порядка 50% в год.
- То, что ситуация на рынке ПК остается удручающей, заставило вас скорректировать планы по выпуску в нынешнем году?
Продажи десктопов, конечно, заметно снизились, но это было для нас ожидаемым. Впрочем, здесь есть сегмент, который вызывает интерес пользователей, в первую очередь корпоративных, и для нас также представляется перспективным, это моноблоки. Мы видим рост этих устройств на рынке, и наш фокус в области настольных систем, конечно, сосредоточен на них. Отмечу, что в первом полугодии мы осуществили ряд крупных поставок таких устройств корпоративным заказчикам, в частности в банковской сфере.
Если посмотреть на сегмент традиционных ноутбуков в первом полугодии, то, хотя рынок сам сжался, доля Intel здесь выросла на 4,6%. Поэтому на корпоративном уровне, в том числе в регионах, наша задача состоит в переходе к мобильным устройствам. Мы активно вводим на рынок устройства на процессорах Intel Core четвертого поколения. Во втором полугодии мы прогнозируем смещение спроса в сторону устройств «два в одном» — ноутбуков-трансформеров. И мы также много внимания уделяем премиальному сегменту — высокопроизводительным ультрабукам.
- Как скажется на работе корпорации недавнее заявление нового главы Intel Брайана Кржанича о смещении интересов компании в сторону «ультрамобильности»?
Задача на корпоративном уровне, как сформулировал наш новый генеральный директор, сделать так, чтобы большинство планшетных устройств производилось на основе процессоров Atom и их модификаций. Традиционно наше производство «заточено» на то, чтобы опережающими темпами переходить на новые технологии именно в архитектуре Core. А процессоры Atom переходили на новые технологии позже, разрыв был значимым и в некоторых случаях мог составлять несколько лет.
Процессоры Core для нас, вне всякого сомнения, остаются флагманскими. Очень высокая производительность при разумном энергопотреблении по-прежнему нужна потребителям. Вместе с тем рынки смартфонов и планшетов растут очень быстро, а процессоры Atom на них используются мало. Поэтому основная наша задача — ускорить перехода процессоров Atom на новые технологии, максимально сократив разрыв, о котором я говорил.
Сейчас мы производим процессоры Core по технологии 22 нм, к концу года будут процессоры Atom, изготовленные по 22-нанометровой технологии, а в следующем году — уже по 14-нанометровой. Для потребителей эти «нанометры» имеют, может быть, абстрактное значение, но сокращение расстояния между транзисторами, достигаемое при переходе от одной технологии к другой, пропорционально уменьшает энергопотребление, а значит, смартфон или планшет уже будет работать в полтора раза дольше при той же производительности, и это не учитывая дополнительные энергосберегающие технологии. Ускорение движения по пути, о котором говорил Кржанич, уже началось, и мы уверены, что через год у нас будут самые лучшие на рынке продукты для планшетов.
На сегодняшний день компаний, производящих процессоры по 22-нанометровой технологии в объемах, равных тем, что производит Intel, на рынке нет. По оценкам аналитиков, другие компании не обеспечивают аналогичных показателей производительности и энергопотребления. Поэтому наша задача – «подтянуть» Atom по производственным технологиям до уровня Core как можно быстрее. И параллельно идет оптимизация архитектуры ядра, что обеспечит еще лучшее соотношение производительности и энергопотребления.
- А стоит ли задача вовсе ликвидировать разрыв, чтобы Core и Atom выходили одновременно, или даже выпускать новые Atom первыми?
Я не хочу загадывать далеко вперед. Мы будем оценивать, как развивается рынок. Надо учитывать также наш серверный бизнес, процессоры для которого переводятся на новый технологический процесс позже. Они более сложные в производстве, и поэтому требуется дополнительное время на их валидацию для выпуска с использованием норм нового технпроцесса. Тут вступает в дело сложная технико-экономическая математика, где учитывается и текущая ситуация на рынке, и особенности производства.
- Скажется ли смена курса Intel на вашей работе с российскими партнерами?
Я начну с того, что Россия для Intel – это огромный рынок, и он находится в числе приоритетных. Наша жизнь становится похожа на жизнь людей в других странах. Наши ретейлеры и системные интеграторы работают по тем же моделям, что и их коллеги во всем мире. Они мало отличаются от американских или западноевропейских, поэтому я не могу назвать что-то, что мы здесь делаем принципиально по-иному. Важным отличием, наверное, сейчас можно назвать взрывной рост интернет-продаж, по объему которых Россия долгое время отставала. Такие компании, как «Ситилинк» или «Юлмарт», уже находятся в первой пятерке российских продавцов компьютеров, тогда как еще в прошлом году лидировали традиционные ретейлеры. Этим компаниям новейшие технологии и устройства нужны прямо сейчас, потому что они имеют возможность продавать их очень быстро, и мы должны предоставлять их так же быстро.
- И как вы реагируете на эти перемены?
Есть вещи, о которых я не могу рассказать, потому что в нашей отрасли существует серьезная конкуренция. Но я могу привести один пример — ремаркетинг, когда интернет-пользователь на разных сайтах видит рекламу и какие-то специальные предложения товаров, которыми заинтересовался несколько дней назад. Мы плотно поработали с нашими онлайн-партнерами во втором квартале нынешнего года, и видим, что этот новый для нас вид маркетинга, которым мы вообще не занимались в прошлом году, работает очень эффективно.
- Означает ли это, что ваша маркетинговая политика сильно сместилась в сторону онлайна?
Безусловно. Мы тратим наши маркетинговые средства там, где находится наш потребитель, а сейчас видим, что он перемещается в область интернет-торговли.
- Не так давно вы говорили о планах по совместному продвижению Windows 8 с вашим давним партнером Microsoft. Что уже удалось сделать в этой области и удовлетворены ли вы результатом?
И да и нет, хотелось бы большего. Весной мы провели ряд совместных меропряитий, они были связаны в основном с распределением маркетинговых материалов среди партнеров разного уровня. Кроме того, это образовательные программы для продавцов в розничных магазинах. В чем хотелось бы достичь большего во втором полугодии, так это в сокращении «синих экранов» на компьютерах магазинов, где написано, что Windows находится в процессе активации. Покупатель должен иметь возможность потрогать продукт, «поиграть» с ним.
- А сама Windows 8? Оправдала ли она, на ваш взгляд, ожидания, которые на нее возлагали?
Я лично считаю, что это хороший продукт, мне новая Windows нравится. Но я полагаю, что можно сделать больше, чтобы объяснить покупателям достоинства этого продукта. Ликвидировать «синие экраны». Мне кажется, что можно лучше объяснить достоинства этой ОС конечному потребителю, сделать так, чтобы люди понимали его сильные стороны. Поэтому мы планируем продолжать нашу совместную работу по продвижению новой Windows во втором полугодии.
- В прошлом году вы представили целый ряд смартфонов по всему миру, в России это была модель «МегаФон Mint». Оказался ли опыт успешным и получил ли он продолжение?
Прежде всего, мне очень приятно, что Россия была в числе первых стран, где появился смартфон на базе Intel. «МегаФон Mint» оказался достаточно успешной моделью, и в июне текущего года мы запустили наш второй смартфон вместе с Prestigio, он уже поступил в продажу. Компания Prestigio тоже имеет восточноевропейские корни, и ее продукты популярны у нас. Третий телефон, который был запущен в России, это Lenovo K900 с большим экраном, на базе нового поколения систем на кристалле под кодовым наименованием Clover Trail+. Там очень хорошая графика, и смартфон вызвал большой интерес у потребителей. Скоро в России появятся еще два устройства, надеюсь уже в сентябре.
На подходе смартфон с поддержкой LTE, работающий в российском диапазоне. Он появится, как мы планируем, в первом полугодии следующего года. Это будет очень интересная модель, поскольку LTE-чип Intel по таким характеристикам, как быстродействие, устойчивость соединения и энергопотребление, является одним из лучших в мире, и это будет ударная комбинация с сильным процессором.
Что касается «МегаФона», то в 2013 году мы не планируем совместных запусков новых моделей смартфонов, но, надеюсь, будем работать в будущем над совместными проектами. Кроме того, мы ведем переговоры и с другими операторами.
- Планируете ли вы сотрудничать с тем же Prestigio в области планшетов?
Планируем, и не только с ними. Кстати, уже сейчас в России продаются планшеты мировых производителей, таких как Acer, ASUS, HP, Lenovo, Samsung, и локальных, например украинской Senkatel.
- Над чем трудятся сейчас в российских центрах разработки Intel?
Львиная доля того, что делается в наших центрах разработки, создается для глобального потребления. Например, компиляторные библиотеки для микропроцессоров. Когда выходит новый чип, для него надо выпускать библиотеку, чтобы программисты могли написать приложения, работающие на новых устройствах. Помимо этого, большой объем работы делает Intel Labs, она находится в Санкт-Петербурге и работает над технологиями завтрашнего дня.
Есть и исследования более прикладного характера, то есть мы делаем вещи, которые могут потом пойти в серийное производство. В качестве примера могу привести наше сотрудничество с «КАМАЗом» по созданию системы развлечения и навигации, которая будет устанавливаться в машины, производимые заводом, может быть, уже даже в будущем году. Это компьютер, он будет встраиваться в кабину автомобиля и позволит управлять смартфоном с помощью голосовых команд, чтобы водитель не отвлекался от управления. Там будет система навигации, ею также можно управлять с помощью голоса; встроенный модуль ГЛОНАСС, который в автоматическом режиме будет отправлять информацию в ситуационный центр в случае аварийной ситуации, и много других функций.
- Почему вы начали с грузовиков?
Мы говорили с несколькими автопроизводителями, в том числе с «АвтоВАЗом». Просто с «КАМАЗом» получилось быстрее: возникла некая синергия между нашими командами, когда людям стало интересно работать друг с другом.
- А есть еще какие-то интересные проекты в потребительском сегменте?
У нас есть несколько проектов по оптимизации программного обеспечения для наших микропроцессоров, предназначенных для планшетов и смартфонов. В результате программы, которые нам хорошо известны и понятны, будут лучше работать на устройствах с чипом Intel, нежели на других архитектурах, но подробно рассказывать об этих проектах преждевременно.