Патрик Гелсингер и Мартин Касадо символизируют собой новое лицо VMware |
Первый период, длиной в десять лет, прочно ассоциируется с именами основателей — Менделя Розенблюма и Дайаны Грин. При них вся деятельность VMware была сконцентрирована на виртуализации рабочих станций и серверов. Тогда продуктовая линейка состояла из вариаций на тему гипервизора ESX и строилась исключительно на собственных разработках. Потом четыре года компанию возглавлял Пол Маритц, этот период совпал со значительными изменениями отрасли в целом, прежде всего — с кризисом клиент-серверной архитектуры и ростом популярности облачных технологий, что повлекло изменения технической политики VMware. Она была заметно диверсифицирована, и, в силу новых обстоятельств, в дополнение к собственным наработкам необходимо было приобрести несколько перспективных компаний с их технологиями. В итоге за короткий срок возникли предпосылки к разработке технологий, позволяющих виртуализовать не один компьютер, а весь комплекс технических средств c целью создать программно-конфигурируемый ЦОД (Software-Defined Data Center, SDDC). Курс на SDDC был предложен в прошлом году на конференции VMworld 2012 Стивеном Херродом, в ту пору он занимал пост «главного по технологиям»; именно Херрод первым и использовал словосочетание «программно-конфигурируемый ЦОД».
Создание SDDC предполагает виртуализацию трех основных составляющих любого дата-центра: серверов, систем хранения (Software Defined Storage, SDS) и сетей (Software Defined Network, SDN). Первый практический шаг в этом направлении был сделан в 2011 году, когда был создан альянс VCE (VMware-Cisco-EMC, или Virtual Computing Environment) с его продуктами Vblock, где на долю VMware, кроме виртуализации серверов и систем хранения, приходится еще и поддержка распределенного виртуального коммутатора (Virtual Switch, dVS), известного как Cisco Nexus 1000V. Но за прошедшие с тех пор два года были сделаны еще несколько приобретений, и они позволяют VMware самостоятельно создавать всю инфраструктуру SDDC в основном из универсальных компонентов.
С этого и начался нынешний третий период, он совпал с назначением на должность главы компании Патрика Гелсингера, который видит свою задачу в превращении VMware в инфраструктурную компанию, причем сосредоточенную не на виртуализации серверов, как это было прежде, а ЦОД в комплексе. Что же касается задач более высокого уровня, стоящих выше инфраструктуры, то они не брошены, но теперь перешли в ведение Pivotal, совместного предприятия EMC и VMware, его возглавил Маритц. Это довольно большая исследовательская структура со штатом более тысячи человек. Нетрудно предположить, что в его недрах готовится переход к четвертому периоду, когда базисом станут платформы в качестве сервисов (PaaS).
Эти перемены наложили свой отпечаток на ежегодные конференции VMworld 2013, американскую — в конце августа и европейскую, прошедшую в середине октября в Барселоне. Конференции оказались весьма представительными, американская собрала более 22 тыс. участников, на европейскую вместо запланированных 8 тыс. прибыло почти 10 тыс. Для Европы это очень много. От России и стран СНГ приехало без малого 250 представителей партнеров и клиентов, для них был проведен «Русский день» с участием Гелсингера.
Третий компонент
Обе конференции открывал Гелсингер, и начинал он свои выступления с демонстрации потенциальных преимуществ SDDC. По его мнению, программное управление позволит наконец изменить невыгодное соотношение инвестиций, когда затраты на поддержание существующих технологий значительно превышают средства, вкладываемые во внедрение новых. Сейчас они находятся в пропорции 70:30 в пользу операционных расходов, а на обновление, обеспечивающее повышение эффективности, остается меньше трети. Эта порочная закономерность должна быть разрушена, статьи расходов средствами SDDC могут быть уравнены до пропорции 50:50, прежде всего за счет тотальной виртуализации, то есть объединения всех возможных ресурсов в общие пулы и автоматизированного распределения ресурсов на всех уровнях.
Из трех составляющих SDDC, о которых шла речь выше, на американском мероприятии в основном были представлены первые две. О программно-конфигурируемых сетях говорили, но как о планах на близкое будущее. Речь шла в первую очередь об обновленной версии VMware vSphere 5.5 и о пакете для облачных решений vCloud Suite 5.5. Второй компонент SDDC — программно-конфигурируемые системы хранения, которые поддерживают новое программное обеспечение VSAN, использует гипервизоры ESXi на серверах для создания общего пространства хранения, доступного для виртуальных машин. VSAN образует распределенную среду с высокой готовностью, она может рассматриваться как дополнение к «обычным» сетям хранения SAN, а в ряде случаев может их заменить. Качество виртуализации систем хранения может быть заметно повышено за счет использования нового продукта VMware Virsto на основе менеджера томов компании Virsto, приобретенной в начале текущего года. Этот продукт компенсирует недостатки, вызванные последовательным доступом к томам на дисках.
До последнего времени для создания полностью виртуализованного SDDC не хватало еще одного принципиально нового компонента — виртуализованной сетевой инфраструктуры. Еще в августе о ней говорили как о будущем, а в Барселоне она стала реальностью. Здесь был анонсирован сетевой гипервизор VMware NSX, он совмещает в себе собственные наработки VMware в области виртуализации сетей с технологиями, полученными в результате приобретения компании Nicira. Эта компания, как и VMware, родом из Стэнфордского университета, ее основатели — профессора Ник Маккеон и Скотт Шенкер из Университета Беркли, технический директор — Мартин Касадо. Ее технологии полностью устраняют сложности с определением топологии при передаче сообщений, которыми обременены современные маршрутизаторы. Касадо стал главным героем европейского VMworld 2013, он был лицом SDN.
NSX совместил в себе коммутирующие функции гипервизора ESXi, известные как vCloud Network and Security (VCNS), с возможностями приобретенной в прошлом году технологии vSwitch Nicira. Контроллер, выполняющий код Nicira, представляет собой обычный сервер x86-архитектуры, он располагает всеми необходимыми таблицами маршрутизации и может управлять всеми физическими коммутаторами примерно так же, как обычный гипервизор создает и уничтожает виртуальные машины. Контроллер NSX поддерживает любой гипервизор, входящий в vCloud cloud или OpenStack cloud, будь то ESXi, Hyper-V, KVM или Xen.
VMware NSX позволяет создавать виртуальные сети, отличающиеся способностью очень быстро развертывать безопасную среду для новых приложений из пула сетевых ресурсов, состоящих из стандартного оборудования. Логически сетевая абстракция мало чем отличается от абстракции физической специфики процессоров, памяти или хрвнения. Подобно серверам, комбинация сетевых устройств и сетевой политики безопасности может быть собрана в любую топологию, образуя виртуальную сеть. Для развертывания в ней достаточно соответствующего интерфейса API. Полноценная виртуальная сеть может устранить любые ограничения, диктуемые физической инфраструктурой. С появлением сетевой виртуализации виртуальная сеть отдельного приложения приобретает мобильность и независимость от конкретной физической инфраструктуры. VMware NSX вобрала в себя достоинства Nicira NVP и VMware vCloud Network and Security, став единой платформой.
В будущем следует ожидать прорыва в области виртуализации рабочих мест, за несколько дней до VMworld была приобретена лидирующая в области Desktop as a Service компания Desktone. Desktone объединяет два типа организации компьютерных систем — облачный (cloud) и коммунальный (utility) и таким образом преобразует ПК из статического устройства в динамическое, поддерживаемое централизованными и виртуализованными коммуникационными и вычислительными ресурсами. Свое видение DaaS компания Desktone связывает не с отказом от ПК в пользу тонких клиентов с поддержкой внутренними корпоративными ресурсами, а с предоставлением десктопов в качестве сервисов по подписке.