К концу 2016 года планируется открыть аналогичные автоматизированные логистические «фабрики» с ускоренным таможенным оформлением в каждом федеральном округе Источник: minsvyaz.ru |
Весной текущего года шквал российских заказов в иностранных интернет-магазинах вызвал коллапс «Почты России», которая, впрочем и задолго до него работала неудовлетворительно, доставляя новогодние подарки к марту. Но длившийся несколько недель паралич служб, принимающих заграничные посылки в московских аэропортах, стал последней каплей. «Почте России» пришлось заплатить крупные штрафы за нарушение сроков доставки, сменить руководителя, а также начать реорганизацию и переоснащение логистической сети, оборудование которой не просто устарело, а давным-давно вышло из строя.
Прогнозируемый крупнейшими онлайн-ретейлерами eBay и Alibaba предновогодний рост входящего почтового трафика до 200-250 тонн в сутки грозил превысить пропускную способность существующих мест международного почтового обмена на 92%. Сроки и надежность доставки корреспонденции по стране тоже оставляли желать лучшего.
«Почта» пыталась компенсировать недостатки расширением сети, открыв восемь новых ММПО, в том числе на Казанском вокзале в Москве, в екатеринбургском аэропорту Кольцово и новосибирском Толмачево. Это комплексы с компьютеризированными рабочими местами, однако таможенный досмотр в них представляет собой отдельный технологический процесс, а почта сортируется по направлениям доставки вручную.
Автоматизированные сортировочные центры в подмосковном Подольске и в Санкт-Петербурге специализируются исключительно на обработке внутренней почты. Подольский оснащен итальянским оборудованием от Selex Elsag SpA, санкт-петербургский — немецким от Siemens AG, в совокупности они сегодня обрабатывают до 4,7 млн почтовых отправлений в сутки. Эти АСЦ, предусмотренные концепцией реструктуризации федеральной почтовой связи от 2002 года, были запущены еще в 2009-2010 годах в качестве «пилотных». Об открытии остальных запроектированных АСЦ — в Ростове-на-Дону, Минеральных водах и Новосибирске — не объявлено до сих пор.
На одном конвейере
И вот, 25 ноября 2014 года «Почта России» открыла первый логистический центр, где на одном конвейере объединены таможенное оформление и автоматизированная сортировка международной почты по направлениям доставки. В отличие от прежних специализированных комплексов, девятое по счету ММПО сможет обрабатывать как письма, так и посылки. Центр оснащен энергоэффективной системой автоматической сортировки почты итальянской компании Selex ES (подразделение концерна Finmeccanica) c «пятисторонним» сканером DataLogic для определения веса и объема отправлений. Предполагается, что запуск центра, расположенного в нескольких километрах от аэропорта «Внуково», резко повысит пропускную способность почты, обеспечив резерв мощности на ближайшие три года.
Пока запущена первая из четырех очередей логистического комплекса общей площадью 65 тыс кв м, который будет обслуживать весь московский авиаузел, обрабатывая до 100 тыс почтовых отправлений в сутки. Сегодня через него проходит каждое четвертое отправление в Россию. А к концу 2014 года, когда центр заработает на полную мощность, здесь будут обрабатывать две трети всех зарубежных писем и посылок, а в перспективе — сортировать и внутреннюю почту.
Министр связи и массовых коммуникаций РФ Николай Никифоров рассчитывает, что проблем, связанных с новогодним пиком нагрузки, на почте больше не будет. Сегодня вклад дистанционной торговли в общий объем розничной торговли оценивается лишь в 2%, но потенциально он может достичь 10%, и «Почта России» готова к этому росту, заявил он, выступая на открытии центра.
«Мы планируем открыть здесь мощную площадку для оказания логистических услуг онлайн-магазинам, и попытаемся с помощью этого центра содействовать развитию интернет-торговли внутри страны», — добавил Дмитрий Страшнов, генеральный директор «Почты России».
Земельный участок и здание, где расположился центр, приобретено у компании «Внуково Логистик» за 2,8 млрд руб. Еще 6 млн евро вложено в приобретение оборудования, выпущенного и протестированного Selex ES только в 2013 году. Итальянцы предложили для курируемого российским правительством проекта не только низкую цену и сервисное обслуживание, но и быстрый запуск. От замысла до открытия центра прошло всего полгода, а собственно поставка, монтаж и наладка оборудования заняли меньше трех месяцев (тогда как АРЦ создавались четыре года). Правда, сотрудники Selex ES все еще неотлучно дежурят рядом с машиной, а интерфейс на центральном пульте управления сортировочным комплексом пока остается англоязычным.
В будущем предполагается перевести во внуковский логистический центр потоки, обрабатываемые сегодня в ММПО на Казанском вокзале и на Варшавском шоссе. Освободившиеся помещения, как сообщил Страшнов, намечено продать, инвестировав вырученные средства в развитие компании.
Автоматизированные системы сортировки вскоре планируется интегрировать с информационной системой «Почты России». Кроме того, в 2013 году «Почта России» и Федеральная таможенная служба приступили к внедрению электронного документооборота, что, как утверждают в Почте, уже сейчас позволяет унифицировать все формы электронных документов, используемые при взаимодействии ведомств, избавиться от дублирования и ускорить таможенную обработку на сортировочных пунктах.
К концу 2016 планируется открыть аналогичные автоматизированные логистические «фабрики» с ускоренным таможенным оформлением в каждом федеральном округе, соединив их прямым автомобильным, железнодорожным или авиа сообщением. Ожидается, что такая сеть повысит пропускную способность мест международного почтового обмена и существенно сократит сроки обработки и доставки почты из-за рубежа. К 2018 году «Почта» намерена доставлять корреспонденцию между городами не дольше двух дней, между регионами — до пяти дней, и между двумя любыми точками страны — не более 10 дней.
Для работы в новых ММПО потребуется не менее 274 таможенников, между тем штат ФТС в рамках общего сокращения численности госаппарата уже уменьшился на 20%. Заместитель руководителя ФТС Руслан Давыдов выразил надежду, что «под такую задачу как доставка почты потребителю правительство пойдет навстречу» таможне. По словам Никифорова, в данном случае ситуация требует отдельного решения правительства о численности сотрудников таможенной службы.