В материалах о главных ИТ-выставках 2013 года не раз говорилось о том, что индустрия, столкнувшаяся с неэффективностью традиционной бизнес-модели, находится в поиске новой парадигмы. В минувшем году внешняя сторона поиска выглядела чем-то вроде увлекательного творческого состязания. Отделы исследований и разработок пробовали на практике новые форматы, продолжая, впрочем, развитие и старых линеек по старым же лекалам. Судя по итогам CES 2014, производители элементной базы и готовых устройств решили притормозить и прислушаться к мнению своих непосредственных покупателей. А именно – дистрибьюторов и крупных розничных сетей. Желание поразить мир небывалыми характеристиками новых гаджетов на время отошло на второй план. Возможно, в этом и заключается новая парадигма.
Источник: CEA |
Чтобы понять ситуацию с CES 2014, очень полезно было изучить ассортимент американских сетей, торгующих электроникой. Предложение ПК на аппаратных платформах прошлого поколения составляет примерно половину содержимого полок. Аналогичная ситуация и с планшетными ПК, накопителями, сетевыми устройствами и т.д. Избавлению от нераспроданного товара не способствует даже резкое снижение цен. Все, кто хотел, уже успели обзавестись самой разнообразной цифровой техникой. Она вполне пригодна для решения текущих задач, а новых пока не возникло. Сенсорное управление, на которое возлагались определенные надежды в 2012 году, не стало двигателем продаж ПК, отчасти из-за очень своеобразной его реализации в Windows 8. Планшетные компьютеры, достигнув довольно высокого уровня производительности и функциональности, также перестали обрастать новым пользовательским опытом. По крайней мере, достаточным его количеством. Продажи периферии замедлились как по причине удовлетворенности пользователей уже имеющимися продуктами, так и из-за нераспроданных новых компьютеров: сопутствующий товар обычно приобретают вместе с основным.
Имея такую вводную, становится понятно, почему на традиционных для «нулевого» дня Consumer Electronics Show пресс-конференциях не было представлено ни одного действительно нового потребительского продукта или платформы для него. Nvidia, по традиции, анонсировала новую, теперь 192-ядерную версию «системы на кристалле» Tegra, не уточнив ни срок выхода ее на рынок, ни список устройств, в которых она будет применяться. Monster, известный производитель дорогих аудио- и видеоаксессуаров, посвятил час рассказу о партнерских соглашениях с различными брендами, телепрограммами и спортивными организациями. В Qualcomm ограничились коротким рассказом о том, что интегрированные чипы компании могут применяться не только в мобильных устройствах, но и в телевизорах и носимых устройствах. Складывалось ощущение, что компании вообще не хотели проводить никаких мероприятий для прессы. Но их назначили заранее, оплатили аренду залов, разослали приглашения. Если все отменить в последний момент, это может произвести плохое впечатление на партнеров.
Пожалуй, самым показательным и, если так можно выразиться, откровенным стали мероприятия Intel, состоявшиеся 6 января. На первом Мули Иден, старший вице-президент корпорации, рассказал о разработанной 3D-камере для мобильных и настольных компьютеров, в которой применяется технология RealSense. Два оптических модуля с разрешением FullHD создают весьма точную трехмерную модель пользователя. Это позволяет не только в реальном времени накладывать на изображение разнообразные эффекты, вычленяя те или иные объекты, но и безошибочно распознавать жесты и движения. Уже сегодня камера c поддержкой RealSense понимает стандартные для сенсорных экранов жесты, вроде «уменьшить-увеличить», «перелистнуть», «закрыть» и т.д. Разработчики приложений не ограничены в добавлении собственных наборов команд для управления специфическими функциями. О том, как преображаются от «ручного управления» игры, и говорить не приходится: даже самые простенькие из них мгновенно увлекают вполне взрослых людей. Мобильные и планшетные ПК с поддержкой RealSense поступят в продажу во втором квартале 2014 года, причем речь идет о массовом применении, а не разовых проектах с несколькими вендорами. Конечно, не факт, что простое добавление камеры заставит многих задуматься о покупке нового ПК, но определенно послужит стимулом для колеблющихся.
Новый генеральный директор Intel Брайан Кржанич в своем дебютном выступлении на CES также практически не затронул традиционных для корпорации продуктов. Вместо этого он говорил о разработке беспроводных гарнитур с зачатками искусственного интеллекта, «умных» часах и беспроводных зарядных устройствах. Также он объявил, что все компьютеры на платформе Intel будут поддерживать не только Windows, но и Android. Если анонсированная 3D-камера также заработает под управлением операционной системы Google, рынок может и правда отреагировать крайне положительно.
По содержимому стендов CES 2014 в этом году очень напоминала берлинскую IFA. Последняя славится тем, что большинство экспонатов уже продается в магазинах. Вот и CES постигла та же участь. Практически все анонсированные в дни выставки новинки на деле оказывались совсем незначительно улучшенными версиями уже хорошо известных устройств. Очень незначительно, до уровня смешения. Удержать внимание посетителей они явно не могли. И поэтому стенды заполнялись содержимым магазинных полок.
Серьезные новинки на выставке были, но их показывали только партнерам, к коим пресса не относилась. Причина не столько в нелюбви к журналистам, сколько в откровенной «сырости» будущих продуктов. На этой стадии еще можно собирать мнения людей, которым предстоит непростая задача продавать. Интересно, что большинство прототипов относится к среднему ценовому сегменту и даже верхней части нижнего. Дистрибьюторы говорят, что продавать устройства премиум-класса в наступившем году будет особенно сложно.
И все же в одном CES 2014 стала по-настоящему прорывной и не похожей на предыдущие. Устройства для 3D-печати мелькали и в 2013 году, однако в единичных экземплярах, привлекающих небольшое число зевак. Всего за 12 месяцев это превратилось во вполне серьезный бизнес. На CES демонстрировались не только принтеры различных габаритов, но и сервисы по разработке и продаже 3D-моделей для печати, а также различные материалы. Сфер, где такая 3D-печать пришлась ко двору, на удивление много. Детские игрушки, необычные корпуса для мобильных устройств, протезы зубов и костей, обувь (!) – все для изготовления этих и многих других вещей можно купить уже сейчас. Активно развивается и печать съедобных фигурок. Их часто заказывают для украшения кондитерских изделий к разного рода торжествам, и стоит такая работа очень недешево, требуя аккуратности и таланта скульптора. 3D-принтер может изготовить из шоколада фигуру такой сложности, которая человеку просто не под силу.
Конечно, у нынешнего поколения решений для 3D-печати немало недостатков. Один из главных — очень низкая скорость создания объектов. Даже на совсем маленькую и простую фигурку уходит не меньше часа, а объект посерьезнее может печататься и пару суток. Тем не менее, стремительное развитие данного направления намекает, что уже к следующему году скорость может резко вырасти, а сами 3D-принтеры появятся на прилавках сетевых магазинов. Если так, то однажды CES 2014 войдет в Википедию, как закрепившая 3D-печать в качестве массовой технологии. По всем признакам, она изменит нашу жизнь не меньше, чем видеомагнитофоны и плееры компакт-дисков, когда-то начавшие свой путь к сердцам и кошелькам пользователей именно на CES.