Год назад компания Volvo начала реализацию проекта, призванного помочь людям управлять автомобилем с помощью автопилота в условиях спокойного движения. Через несколько лет такие машины должны появиться на улицах Гетеборга.
«Ключевым условием успеха здесь является удачная интеграция датчиков и компьютеров с ходовой системой», – отметил технический специалист Volvo Эрик Келинг.
Самодвижущийся автомобиль должен точно знать, где он находится. Этого можно добиться с помощью системы позиционирования и полного кругового обзора окружающей обстановки. Объединение множества радаров, камер и лазерных датчиков с бортовой компьютерной сетью поможет составлять схему движения в реальном времени и получать информацию об объектах, находящихся в непосредственной близости от автомобиля. В сочетании с системой GPS это позволит в любой момент располагать точными сведениями о текущем местоположении машины.
Съемку объектов конструкторы Volvo намерены осуществлять с помощью трехфокусной камеры, закрепленной в верхней части ветрового стекла. По сути, она представляет собой объединение сразу трех камер, которые обеспечивают широкий обзор и распознавание транспортных средств, находящихся рядом. В поле зрения средней дальности ведется контроль за соблюдением дорожной разметки при движении, а средства обзора дальнего действия обнаруживают препятствия на дороге.
Камера помогает автомобилю определять расстояние до объектов, а также реагировать на внезапное появление пешеходов и прочие непредвиденные изменения дорожной обстановки.
Под воздухозаборником находится многолучевой лазерный сканер. Это устройство также обладает широким полем зрения и следит за обстановкой на удалении до 150 метров, определяя расстояние до других автомобилей и препятствий.
Во время движения автомобилю нужно получать информацию о том, что находится не только впереди, но и по бокам, и сзади. Для этого на каждом из его углов смонтированы камеры и радары средней дальности действия, которые следят за окружающей обстановкой и вычисляют расстояние до объектов как по ходу движения, так и в соседних полосах.
Два радара дальнего действия, закрепленные на заднем бампере, регистрируют то, что происходит сзади, а 12 ультразвуковых датчиков, размещенные по всему периметру автомобиля, идентифицируют объекты, находящиеся в непосредственной близости, и поддерживают автономное движение на малых скоростях.
Обработка всех полученных данных осуществляется с помощью двух независимых компьютерных систем. При выходе из строя одной из них другая обеспечивает безопасную остановку автомобиля. Управление тормозной и рулевой системой дублировано.
Машины подключаются к облачному сервису центра управления дорожным движением, который предоставляет им самую свежую картографическую информацию и сведения о дорожной обстановке. В некоторых ситуациях (при неблагоприятных погодных условиях, сбоях в работе систем или при достижении конечной точки запрограммированного маршрута) водитель получает сигнал о необходимости принять управление от автопилота. Если водитель не отвечает, автомобиль самостоятельно находит безопасное место и останавливается.
По словам конструкторов, одна из самых сложных задач заключается в том, чтобы спроектировать автопилот, обеспечивающий безопасную реакцию в аварийных ситуациях без вмешательства со стороны водителя. Поэтому на первом этапе автономное движение разрешат лишь на отдельных дорогах с подходящими для этого условиями и отсутствием на них встречного движения, велосипедистов и пешеходов.
Реализация экспериментального проекта, в котором принимают участие законодатели, транспортные службы и власти Гетеборга, намечена на 2017 год.