Главной темой третьего Samsung Enterprise Mobility Forum, прошедшего 16 октября, стали операционная система Tizen и первое корпоративное устройство на ее основе — смартфон Samsung Z3, который компания намеревается предложить российским государственным и коммерческим структурам.
Формально Tizen не является собственностью Samsung, ее разрабатывает Tizen Association, которая до 1 января 2012 года называлась LiMo Foundation (была создана с целью унификации рынка мобильных устройств на базе Linux; в основу Tizen легли наработки для LiMo Platform, а также MeeGo и bada от самой Samsung). Однако наибольшую активность, по крайней мере публичную, проявляет именно компания Samsung.
До сих пор в мировом масштабе Tizen использовалась в бытовом секторе, встраивалась в «умные» телевизоры и часы южнокорейской компании. Однако российский офис Samsung имел на нее и корпоративные планы, несколько мероприятий по вопросам применения этой системы были включены еще в программу прошлогоднего форума Samsung, посвященного корпоративной мобильности. К настоящему времени операционная система прошла сертификацию во ФСТЭК, по заключению которой она является «программным средством со встроенными средствами защиты от несанкционированного доступа к информации, не содержащей сведений, составляющих государственную тайну, и должна применяться совместно с сертифицированными средствами криптографической защиты информации, предназначенными для защиты информации, передаваемой по каналам связи». Далее предполагается проведение сертификации операционной системы в ФСБ.
Андрей Тихонов, директор по корпоративным продажам представительства Samsung Electronics, отметил «открытость» Tizen, ее ориентацию на Интернет вещей и заверил, что одна из приоритетных задач Samsung — развивать сообщество российских разработчиков, помогать им создавать приложения для Tizen, в том числе с прицелом на международный рынок.
Игорь Калайда, генеральный директор НИИ СОКБ, чьи коллеги помогали Samsung с сертификацией ОС, заявил, что Tizen «это хорошо сделанная открытая система». И, стало быть, если российский эксперимент с внедрением этой системы в корпоративный сектор увенчается успехом, то у отечественных разработчиков есть шанс оказаться впереди планеты всей.
В качестве аппаратной основы для «корпоративной Tizen» пока предлагается всего одна модель — Z3 (утверждается, что при необходимости операционную систему нетрудно установить и на другие устройства, необязательно Samsung). В «пользовательском» варианте она продается в Азии, цена — около 150 долл.; ее более дешевая предшественница, Z1, разошлась там миллионным тиражом. Стоимость корпоративной модели назвать пока никто не готов, однако, как заявил Александр Терехов, директор Samsung B2B Mobile, «варианты дороже 20 тыс. руб. для оснащения сотрудников не рассматриваются».
Основные технические характеристики Z3 – две SiM-карты, 5-дюймовый экран (Super AMOLED, 1280×720), четырехъядерный процессор с тактовой частотой 1,3 ГГц, 1 Гбайт оперативной памяти и 8-гигабайтный «диск», наращиваемый посредством карты microSD до 128 Гбайт. У смартфона две камеры — 5- и 8-мегапиксельная, емкость аккумуляторной батареи — 2600 мАч.
Относительно поставок в Россию потребительской версии ясности пока нет. С одной стороны, конкретные планы отсутствуют, и с операторами, например, переговоров о продаже аппаратов по их каналам не ведется, с другой — штаб-картира изучает возможность вывода Z3 в следующем году на розничные рынки Великобритании, Германии, Польши, России и Франции. Что же касается перспектив корпоративного варианта смартфона, то сейчас у российского офиса Samsung есть предзаказ на 10 тыс. устройств в рамках пилотного проекта, в 2016 году планируется продать около 30 тыс. устройств.