В наступающем году в строительном секторе может произойти революция. На смену традиционным технологиям в проектировании и строительстве придут новые, информационные. Технологиями BIM (Building Information Modeling), с помощью которых можно создать исчерпывающую информационную модель здания, уже заинтересовались в Минстрое, и в недалеком будущем подобное цифровое проектирование строительного объекта может стать обязательным требованием по крайней мере в госзаказах. О том, что принесут такого рода технологии, Computerworld Россия рассказала Марина Король, генеральный директор компании «Конкуратор», член рабочей группы Минстроя РФ по вопросам реализации Плана внедрения технологий информационного моделирования в области промышленного и гражданского строительства.
- Давайте начнем с технологий BIM вообще. Чем они так хороши, зачем на них переходить?
Я считаю, что тема BIM — создания цифрового аналога строящихся зданий — заслуживает внимания широкого круга профессионалов. К BIM надо относиться как к проявлению цифровой революции в области строительства и управления недвижимостью. Строительная отрасль — одна из последних, кто вступает в эпоху серьезных преобразований.
Марина Король: «К BIM надо относиться как к проявлению цифровой революции в области строительства и управления недвижимостью» |
Уже было проведено много исследований по поводу того, какие преимущества дает переход на BIM на разных этапах жизненного цикла строительного объекта. Эта тема изучается довольно давно, но наиболее активно — в последние десятилетия, когда технологиями BIM в разных странах стали интересоваться госзаказчики.
Первое преимущество BIM — визуальные возможности, наглядность. Вместо того чтобы разбираться в кипах чертежей, заказчику достаточно посмотреть информационную модель. Второе — экономия. При возведении строительного объекта, по самым скромным оценкам, она составляет 7-10%. Очень показателен опыт Великобритании, которая объявила о переходе на технологии BIM по всему госзаказу начиная с 2016 года. Пилотные проекты были запущены в 2011 году, и с тех пор ежегодно подводились промежуточные результаты. В официальных отчетах фигурирует цифра экономии в 20% — то есть, например, из семи школ две были построены фактически бесплатно.
Конечно, цифры тут могут быть разными, но однозначно, что экономия заметная. И это не доли процента. Поэтому технологиями BIM так интересуются государства, которые немало инвестируют в строительные объекты.
- А что у нас происходит с BIM на государственном уровне? Известно, что в Минстрое серьезно заинтересовались этой технологией.
Для нас ключевым стал прошлый год. В марте 2014 года состоялось заседание президиума президентского совета по модернизации экономики и инновационному развитию, посвященное строительству, и там был дан ряд поручений, одно из которых касалось BIM. План внедрения этих технологий был разработан и утвержден Минстроем в декабре 2014 года. И это, конечно, очень сильно ускорило процесс. Новыми технологиями заинтересовались участники отрасли: те, кто уже работал с BIM, почувствовали поддержку, а те, кто раздумывал, получили стимул двигаться дальше в этом направлении.
Пока план включает в себя ограниченное число пунктов, он предполагает отбор пилотных проектов для анализа (это уже сделано). Сейчас мы ожидаем отзывов экспертов на эти проекты, и в декабре 2015 года Минстрой готовит доклад в Правительство. Речь идет об изменении нормативной базы, которая должна учитывать применение этих технологий.
Помимо того, что подготовили эксперты, были также собраны и переданы Минстрою предложения по усовершенствованию нормативной базы, поступившие от опытных пользователей этих технологий, которые по тем или иным причинам не стали участниками пилотных проектов, но прислали свои отзывы.
Очень важно то, что в поручениях Правительства, данных в марте 2014 года, органы экспертизы были указаны в явном виде. Таким образом они оказались вовлеченными в процесс и получили возможность одними из первых оценить и воспользоваться преимуществами, которые дает информационная модель.
- Государство в этом проекте играет роль регулятора, но не вкладывает бюджетные средства?
С одной стороны, государство создает нормативную базу, разрабатывает новые правила и стандарты, снимает ограничения для применения BIM. Использование цифровых технологий предполагает совершенно иное взаимодействие между участниками процесса как в сфере B2B, так и в B2G, иное оформление контрактных документов. Все это нужно проработать и оформить законодательно.
С другой стороны, государство выступает в качестве заказчика. И хотя сейчас нигде не записано официально, что применение BIM будет обязательным для финансируемых государством проектов, тем не менее от представителей министерства мы о таких намерениях слышали неоднократно.
Предполагается, что за 2016 год нормативная база будет модернизирована, а с 2017 года уже начнут появляться заказы с прописанным в условиях конкурса требованием использовать технологии BIM. Ежегодно их доля в госзаказе будет увеличиваться на 30%.Таким образом, полностью на BIM в госзаказах мы перейдем примерно через четыре года.
- Рассчитываете ли вы, что активное продвижение BIM со стороны государства повлияет на востребованность этих технологий в коммерческом строительстве?
Безусловно. Участие государства — очень сильный стимул: вырабатываются правила игры, появляются стандарты, наращивается практика внедрения. И будет расти востребованность этих технологий и в проектах частных инвесторов.
- А готова ли к этому наша строительная отрасль?
Уверена, что да. Многие проектировщики уже активно используют BIM. На них, конечно, ложится большая нагрузка: им нужна новая, самая мощная компьютерная техника, дорогое — не будем скрывать — ПО, переподготовка кадров.
Разумеется, нужно, чтобы организации, которые планируют внедрение, четко представляли себе объем задач, заранее спланировали и рассчитали стоимость, поняли, чего планируют достичь с помощью BIM. Только тогда мы можем говорить об осмысленном внедрении.
Мы знаем примеры, когда проектировщики брались за использование BIM, не очень понимая, зачем им это нужно, что это требует очень серьезного изменения всех процессов. В результате проекты внедрения захлебывались, и проектировщики возвращались к прежним методам. Но есть и те, кто смог осилить этот процесс, и они говорят о том, что получили огромные преимущества от внедрения, и теперь могут браться за самые сложные проекты и заказы.
Конечно, тяжело инвестировать в эти новые технологии, когда рынок сжимается. Мы активно общаемся с участниками рынка и видим это. Поэтому очень правильно было бы обеспечить им государственную поддержку. Это могут быть даже не прямые бюджетные вливания, а например, разрешение использовать для этого компенсационные фонды, которые созданы саморегулируемыми организациями (СРО), объединяющими проектировщиков, из взносов участников. Насколько я знаю, в некоторых из них уже размышляют об этом.
- Если говорить о специализированном промышленном строительстве, например, сооружении ЦОД, есть ли тут какие-то особые причины использовать BIM?
ЦОД — достаточно сложный инфраструктурный объект, который должен быть тщательно спроектирован. BIM тут идеально подходят, например, для проектирования инженерных коммуникаций. С точки зрения точности проектирования и 100-процентного выполнения поставленных инфраструктурных задач, я думаю, BIM тут не имеет альтернативы.
Второй аспект — это надежная и безопасная эксплуатация, что особенно критично для ЦОД. И это тоже может гарантировать BIM, особенно если эти технологии были задействованы с самого начала проекта и вся необходимая информация была накоплена и передана без потерь в цифровом формате. Примеры дата-центров, построенных с использованием BIM, уже есть — это, в частности, ЦОД «Адвантаж», построенный HP и «Техносерв» в Лыткарино.
BIM можно использовать и для действующих объектов. Например, с помощью технологий лазерного сканирования можно построить цифровую модель объекта и получить всю необходимую информацию для его реконструкции и последующей эксплуатации.
- Существует ли связь между BIM и Интернетом вещей, могут ли эти два направления быть полезны друг другу?
Одна из целей использования BIM — максимальное удовлетворение требований заказчика и оценка степени их реализации, когда объект уже построен. Для этого нужно вести постоянный мониторинг показателей функционирования, и здесь как раз самое место для интеграции с Интернетом вещей. Собирая и анализируя данные с различных приборов и датчиков, можно получить полное представление о выполнении поставленных целей, а также накопить огромную базу знаний для последующей реконструкции или строительства новых объектов.