Самуйлов К.Е., Филюшин Ю.И.
ВЦ Российский Университет дружбы народов ЦНИИ Связи (095) 952 2823 (095) 304 5986 ksam@udn.msk.su- РАННИЕ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЕ И КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
- РАЗВИТИЕ СИСТЕМ КОММУТАЦИИ
- СПОСОБЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В СОВРЕМЕННЫХ СЕТЯХ СВЯЗИ
В статье рассматриваются основные тенденции развития современных систем телекоммуникаций, совершенствование которых привело к "интеллектуализации" сетей связи. Прогноз дальнейшей эволюции интеллектуальных сетей и выявление роли, которую с недавнего времени играют ее основополагающие идеи в развитии сетей связи, также будут ведущими темами статьи.
Мотивация и предпосылки создания
В качестве одного из возможных вариантов анализа мотивации и исторических предпосылок появления концепции IN (Intelligent Network) выберем подход, предполагающий рассмотрение этого вопроса со следующих точек зрения:
- взаимного проникновения ранних телекоммуникационных и компьютерных технологий;
- развития коммутационных систем;
- способов реализации дополнительных видов услуг связи до появления интеллектуальных сетей.
РАННИЕ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЕ И КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Процесс "интеллектуализации" средств вычислительной техники (СВТ) насчитывает уже около полувека с момента появления первых программируемых электронных калькуляторов. С тех пор прошел ряд этапов развития СВТ. В 50-х годах компьютеры функционировали в режиме пакетной обработки без вычислительных сетей ввиду отсутствия соответствующих технологий. Процесс программирования был достаточно трудоемким вследствие отсутствия языков высокого уровня и наличия только примитивных пользовательских интерфейсов. Первые языки высокого уровня, такие как Фортран, появились чуть позже и использовались в основном для научных расчетов, требующих только операций ввода/вывода, выполнения инструкций вычислительного характера и распечатки результатов. Таким образом, ранние компьютерные технологии были ориентированы на весьма узкий круг задач.
Следующее поколение компьютерных технологий появилось в 60-е годы в результате развития операционных систем, функционирующих в режиме разделения времени. Режим разделения времени сделал возможным мультиплексирование терминалов, подключенных к компьютеру и явился прообразом локальных терминальных сетей с протоколами передачи данных. В это же время происходит внедрение компьютеров в процессы управления производством и учрежденческую деятельность, что, в свою очередь, потребовало развития пользовательских интерфейсов, операций ввода/вывода и обеспечения взаимодействия с периферийными устройствами различных типов. Этот процесс продолжал активно развиваться и в 70-е годы. Именно тогда сложились первые объективные предпосылки создания развитых сетей телекоммуникаций. Параллельно этот процесс сопровождался развитием систем передачи информации таких как система импульсно-кодовой модуляции PCM (Pulse Code Modulation) и модемного оборудования со скоростью передачи около 300 бит/с. В то время сети телекоммуникаций были преимущественно аналоговые и поэтому не обеспечивали необходимый уровень защиты от ошибок. Вскоре для решения таких проблем стали развиваться транспортные и сетевые протоколы для терминальных систем и сетевых узлов.
В начале 70-х годов начинают внедряться банковские системы с транзакционной обработкой данных. В этих системах использовались централизованные серверы, запросы к которым осуществлялись по телекоммуникационным сетям. Позже, в конце 70-х начале 80-х годов здесь стали использоваться технологии локальных сетей и сетей с пакетной коммутацией по протоколу Х.25. Транзакционные системы бывшие прообразом современных моделей типа клиент-сервер до сих пор используются в банковском деле.
Уже из этой весьма упрощенной картины легко отследить взаимное проникновение телекоммуникационных и компьютерных технологий. Для полноты картины следует более детально разобрать процесс эволюции коммутационных систем, отсчитывающих свою историю с конца прошлого века.
РАЗВИТИЕ СИСТЕМ КОММУТАЦИИ
С 1870 до конца 50-х годов нашего столетия развитие систем коммутации в основном акцентировалось на решении технологических проблем передачи речи на большие расстояния, надежности и снижении стоимостных показателей. За этот период индустрия коммутационных систем прошла ряд этапов, начиная от станций с ручным управлением и декадно-шаговых станций до систем с программным управлением SPC (Stored Program Control). Одной из главных отличительных особенностей этих технологий является то, что практически вся информация о процессе установления/разъединения соединений хранилась локально в каждой коммутационной станции. Чтобы понять специфику ранних коммуникационных технологий достаточно проследить эволюцию услуг связи того времени, некоторые из которых до сих пор считаются основополагающими.
В 1956 году была введена в эксплуатацию первая морская подводная кабельная система стоимостью около 6 млн. долл. на один канал, что определило исходную стоимость использования примерно 75 долларов в минуту. К 1976 году стоимость сократилась уже в сотни раз. Таким образом, основной движущей силой внедрения новых услуг в то время являлось сокращение стоимости базового соединения, что предопределило выход на рынок групп пользователей, требующих новых типов услуг, кроме традиционной по установлению двуточечного соединения. Это явилось началом переходного периода изменения структуры индустрии телекоммуникаций в направлении технологий предоставления новых услуг связи. Темп изменений был невысоким ввиду необходимости фокусироваться на основной задаче - обеспечения пользователю экономически эффективных и качественных соединений. Кроме того, в таких условиях слабо развивался маркетинг рынка услуг связи, несмотря на наличие на нем потенциальных клиентов.
На протяжении 60-х и 70-х годов темп оставался низким также по причине малодоступности новых услуг на рынке в целом. Положительное влияние на этот процесс оказала возможность осуществлять соединения со скоростью передачи до 64 Кбит/с на базе систем SPC и PCM. Фактически, это положило начало рождению концепции ISDN, в которой пользователю в рамках основного метода доступа предоставляются два информационных канала по 64 Кбит/с (В-каналы) и один канал сигнализации 16 Кбит/с для управления установлением соединения (D-канал). Можно отметить, что совокупная пропускная способность 144 Кбит/с является достаточной для передачи видеоизображения в реальном времени. Тем не менее и в этой области темпы развития были невысокими. Это объясняется, прежде всего тем, что было значительно выгоднее развивать возможности старых коммутационных систем, чем заменять их на новые технологии. Замедленная эволюция "поддерживалась" также и слаборазвитым рынком новых услуг связи. Кроме того, компьютерные и микропроцессорные технологии еще не достигли того состояния, когда требования к телекоммуникациям выходят за рамки классических услуг по установлению простых соединений. В целом на протяжении этого периода продвижение вперед осуществлялось только за счет размещения на SPC-системах все большего количества информации и данных как о пользователях сети, так и о сетевых ресурсах. Это, в свою очередь, требовало развития программного обеспечения для манипулирования данными, а в результате коммутационные станции стали превращаться в сложные системы обработки информации.
Количественные накопления перешли в качественные на рубеже 80-х годов. На это сильно повлияли новые компьютерные технологии, которые в совокупности с удешевлением стоимости услуг по установлению простых соединений выразились фактически в экспоненциальном росте потребностей в новых гибких и экономически эффективных услугах связи. Другим мощным фактором быстрого развития процесса явились либерализация рынка телекоммуникаций и высокая конкуренция между его игроками. Интересно отметить, что такая ситуация вынудила клиентов быть очень осторожными при выборе предлагаемых технологий. Это, в свою очередь, ужесточило требования к наборам, качеству и возможностям новых услуг связи. Можно сказать, что с конца 80-х - начала 90-х годов начался настоящий бум на рынке услуг связи - рынок требовал все новых и новых услуг, причем в крайне сжатые сроки. Все это привело к тому, что индустрия телекоммуникационных технологий в ближайшем будущем изменит свою ориентацию от производства способов и средств предоставления соединений на предоставление услуг. Главным "инициатором" таких изменений сегодня является концепция IN, появлению которой предшествовал достаточно долгий период создания и внедрения новых услуг связи "неинтеллектуальным" способом.
СПОСОБЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В СОВРЕМЕННЫХ СЕТЯХ СВЯЗИ
В 1965 году в Чикаго (США) была введена в эксплуатацию первая в мире система SPC -IESS. Без преувеличения это событие можно назвать новой страницей в истории развития не только коммутационной техники, но и систем и средств связи в целом. С самого начала внедрения на телефонных сетях систем SPC операторы сетей искали способы сделать услугу традиционной телефонной связи (Plain Old Telphone Service) как можно более привлекательной для пользователей. Появились дополнительные заказные услуги телефонной связи, предоставляемые по специальному договору (Custom Calling Services) для индивидуальных абонентов, а также услуги Centrex для деловых абонентов. Последние оказали существенное влияние на появление и развитие концепции IN.
Понятие Centrex возникло на рубеже 60-х годов в США как общее название способа предоставления услуг деловой связи абонентам нескольких компаний на основе совместно используемого оборудования одной учрежденческой станции PBX (Private Branch Exchange). С началом внедрения в США и Канаде станций с программным управлением термин приобрел иной смысл и стал означать способ предоставления деловым абонентам дополнительных услуг телефонной связи, эквивалентных услугам PBX, на базе модифицированных станций PSTN. Основное преимущество Centrex заключается в том, что фирмы и компании при создании выделенных корпоративных сетей экономили значительные средства, необходимые на покупку, монтаж и эксплуатацию собственных станций. Хотя для связи между собой абоненты Centrex используют ресурсы и оборудование сети общего пользования, сами они образуют так называемые замкнутые группы пользователей CUG (Closed Users Group) с ограниченным доступом извне, для которых в станциях сети реализуются виртуальные PBX.
Основными услугами Centrex, кроме сокращенного набора номера и трехсторонней конференц-связи, являются:
- перевод соединения на телефонный номер третьего абонента (Call Transfer);
- переадресация входящего вызова на другой, заранее определенный номер в пределах CUG (Call Forwarding);
- перехват вызовов, поступающих к абонентам CUG (Call Pick-up);
- уведомление о поступившем вызове в состоянии разговора (Call Waiting);
- удержание вызова, его переключение в состоянии разговора с одного соединения на другое (Call Hold);
- установление соединения с занятым абонентом после его освобождения (Call Back);
- прямой вызов (Hot Line).
Перечисленные услуги, помимо привлекательности для абонентов, выгодны и для операторов сетей, поскольку являются источником дополнительных доходов, а также эффективным средством уменьшения числа неудачных попыток установления соединений. Однако имелись достаточно серьезные причины, по которым эти услуги не нашли применения, адекватного своим потенциальным возможностям, в современных сетях связи.
Как уже отмечалось, в основе Centrex лежит модификация программно - аппаратных средств станций сети. При этом для предоставления дополнительных услуг в каждом конкретном случае оператор сети должен согласовать с заказчиком целый ряд специфических требований, выполнять которые в конечном счете должен поставщик коммутационного оборудования. Если учесть, что в современных условиях в ведении даже одного оператора находятся системы коммутации от различных поставщиков, то можно понять, какой сложной и трудоемкой задачей оказывается их модернизация. По данным компаний Ameritech и Ericsson, даже без учета времени, необходимого на первоначальные переговоры и согласования, эта модернизация занимает от полутора до 3 лет.
Это объясняется также и сложностью современных систем коммутации. Если система программного обеспечения (ПО) станции IESS составляла всего 100 тыс. строк кода, то общий объем ПО современных систем коммутации достигает уже 10 млн. строк. При введении каждой новой услуги объем ПО, подвергаемого модернизации, достигает 400 тыс. строк, что в 4 раза больше, чем вся система программного обеспечения IESS. Все это подтверждает тот факт, что даже через 10 лет после своего появления дополнительными услугами телефонной связи в США реально могли пользоваться не более 1% абонентов PSTN. В 1987 г. из 80% абонентов, которым эти услуги были потенциально доступны, реально пользовались ими менее 25%.
Вышеназванные причины могут объясннить тот факт, что до сих пор отсутствуют какие-либо международные стандарты на интерфейсы или даже общепринятые спецификации услуг Centrex, явившимеся тем не менее главной причиной появления современных услуг IN.
Пик популярности Centrex в Северной Америке пришелся на середину 80-х годов. Следует отметить, что в Европе, в силу различных причин и в первую очередь особенностей законодательного регулирования связи, идея совместного использования коммутационного оборудования для построения корпоративных сетей не приобрела большой популярности. Только в 1987 году компания Mercury Communications - второй после British Telecom (и значительно менее крупный) оператор Великобритании, впервые в Европе объявил о начале предоставления услуг Centrex в Лондоне. До сих пор подавляющая часть потребностей в производственной связи в Европе покрывается за счет PBX и небольших офисных станций. Да и в самих США Centrex не стал преобладающим. По данным Dataquest, в 1988 году из общего числа в 64 млн. линий производственной связи в США на долю Centrex приходилось только 10.1%. Основная же часть потребностей покрывалась за счет PBX (45%) и Key Systems (44.9%). Когда же на рынке средств связи появились мощные и относительно недорогие цифровые PBX, а в области регулирования связи в развитых странах начались изменения, связанные с демонополизацией и либерализацией рынков оборудования и услуг связи, очевидные недостатки и технические ограничения Centrex стали настолько очевидными, что эта услуга утратила свою привлекательность как основа создания разветвленных корпоративных сетей связи. В стремлении преодолеть свойственные Centrex ограничения была выдвинута идея виртуальной частной сети VPN (Virtual Private Network), как объединение CUG, составляющих одну корпоративную сеть и находящихся на удалении друг от друга. Ресурсы VPN (каждая со своим планом нумерации) могут быть распределены по нескольким станциям местной сети, оснащенным функциями Centrex и имеющих в зоне своего обслуживания одну или несколько CUG. При этом в станцию могут быть включены как PBX, непосредственно принадлежащие владельцу VPN, так и линии обычных индивидуальных абонентов.
Таким образом, послужив импульсом развития дополнительных услуг телефонной связи, концепция Centrex оказалась вытесненной с ею же созданного рынка. Сегодня специалисты практически едины в мнении о том, что в своем традиционном виде у Centrex практически нет перспектив и его будущее связано с "интеллектуализацией" сетей связи, правда, уже в качестве вспомогательной концепции.
Следует отметить, что услуги типа VPN по своей сути очень близки к услугам IN, причем VPN непосредственно является одной из услуг набора CS1. Принципиально этими услугами могут быть охвачены абоненты, находящиеся на более значительных территориях по сравнению с одним телефонным районом, как в случае большинства дополнительных заказных услуг. Однако назвать ни их, ни даже дополнительные услуги ISDN услугами IN нельзя даже с натяжкой, поскольку последние отличаются в первую очередь способом реализации и предоставления.
Разрешить противоречие между спросом на новые услуги связи и традиционным способом их внедрения стало возможным благодаря достижениям в области цифровой коммутации, распределенной микропроцессорной обработки данных, а также началу внедрения системы сигнализации SS7 и эффективных коммерческих баз данных реального времени.
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Одним из важнейших факторов, влияющих на "интеллектуализацию" сетей, является развитие систем связи с мобильными абонентами. Покажем это на примере двух известных сетевых архитектур - уже внедренной во многих европейских странах цифровой системы GSM (Global System Mobile) и перспективной универсальной системы мобильной связи UMTS (Universal Mobile Telecommunications System). Известно также другое название аналогичной системы - FPLMTS (Future Public Land Mobile Telecommunication System).
ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ
Основные ключевые моменты развития телекоммуникационных технологий, с точки зрения их "интеллектуализации", отражены на рис.1.
Рисунок 1.
Ключевые моменты развития телекоммуникационных технологий.
Первым важным моментом является появление услуг модемной связи, используемой для передачи данных по аналоговой телефонной сети. Ее основным недостатком является низкая скорость передачи. Далее возникла потребность в тарификации объемов передаваемых данных, а не времени их передачи. Такая услуга была предоставлена в сетях пакетной коммутации. Затем, почти одновременно с ISDN, CCITT (сейчас ITU-T) разработал и стандартизовал цифровую систему сигнализации по общему каналу SS7, что явилось поворотным моментом в развитии цифровых сетей связи. Считается, что SS7 в цифровых сетях подобна центральной нервной системе живого организма. Например, без нее невозможно построение сетей ISDN, GSM, IN и др.
Следующий принципиальный момент - это появление в 1992 году технологии асинхронного режима переноса информации ATM (Asynchronous Transfer Mode), благодаря которому получили дальнейшее развитие такие сетевые концепции, как B-ISDN, UMTS, B-IN и некоторые другие. Инфраструктура широкополосных коммуникаций делает возможным создание новых услуг, таких как услуги универсальной подвижной связи и услуги мультимедиа на сетях связи. Качественный прогноз стоимостных оценок этих услуг по сравнению с традиционными услугами по установлению соединений показан на рис. 2.
Рисунок 2.
Качественный прогноз стоимости услуг связи.
Имеет смысл более детально остановиться на процессе эволюции в направлении слияния концепций IN и GSM в виде системы UMTS.
IN И СИСТЕМЫ ПОДВИЖНОЙ СВЯЗИ
IN и GSM
GSM может служить классическим примером архитектурной концепции IN и является панъевропейским стандартом для цифровых сетей сотовой подвижной связи. Упрощенная архитектура системы изображена на рис. 3.
Рисунок 3.
Архитектура GSM.
Основными элементами архитектуры GSM являются:
- мобильная станция MS (Mobile Station);
- базовая станция BSS (Base Station System);
- центр коммутации мобильной связи MSC (Mobile Switching Center);
- визитный регистр местонахождения VLR (Visiting Location Register);
- опорный регистр местонахождения HLR (Home Location Register).
Мобильная станция обеспечивает доступ абонента в сеть и может быть реализована в портативном "карманном" виде либо в виде автомобильного телефона. Базовая станция обеспечивает радиоканалы для связи с мобильными станциями в пределах территории одной соты и подключена наземными каналами к MSC, который в свою очередь обеспечивает предоставление сетевых услуг, в том числе связь с сетями ISDN и PSTN, и управление функциями мобильной связи - маршрутизация вызовов, роаминг, перемещение вызова (handover) и др. Визитный и опорный регистры местонахождения (VLR и HLR) являются по сути сетевыми базами данных, содержащими необходимую информацию об абонентах. Опорный регистр HLR используется несколькими MSC, и когда абонент перемещается в зону действия нового MSC, информация о нем передается из HLR для временного хранения и использования в соответствующий визитный регистр VLR.
Уже в этой весьма упрощенной схеме функционирования GSM прослеживаются основные элементы архитектурной концепции IN. Один из возможных вариантов представления архитектуры GSM в терминах IN схематично изображен на рис. 4, где система GSM представлена как интеллектуальная сеть с HLR функционирующим в виде объединенного узла SCP/SDP и осуществляющего управление услугами и поддержку данных. Узел SSP коммутации услуг интеллектуальной сети объединяет элементы MSC/BSS/VLR и обеспечивает функции управления вызовом как от мобильных станций, так и от фиксированных сетей (ISDN и PSTN).
Рисунок 4.
GSM в терминах IN.
В рассмотренном примере отчетливо обозначена тенденция дальнейшего взаимопроникновения независимо развиваемых концепций IN и систем подвижной связи. В следующем разделе это положение подтверждается на примере перспективной системы UMTS.
IN и UMTS
UMTS разрабатывается как международный стандарт глобальной системы телекоммуникаций и полностью ориентирована на широкополосные ISDN (B-ISDN), построенных на базе ATM. В архитектуре этой системы существенно задействована стандартизованная концепция IN.
UMTS относится к третьему поколению систем мобильной связи и основывается на технологиях, позволяющих предоставлять по запросу пользователя скорость передачи до 2 Мбит/с на базе различного типа радиооборудования. Начальные работы над UMTS проводились в рамках европейской программы RACE и 5-й исследовательской комиссии ETSI. В ближайшие 5 лет исследования будут продолжены по европейской программе ACTS. Кроме концепций GSM и IN при разработке UMTS задействованы также архитектурные элементы нескольких систем мобильной связи второго поколения: CT2 (Cordless Telephone 2), DECT (Digital European Cordless Telecommunications) и ERMES (Eurupean Radio Message System). Схема процесса эволюции интеграции перечисленных систем в концепцию UMTS показана на рис. 5. Отметим, что в UMTS задействована также объектно-ориентированная концепция сети управления телекоммуникациями TMN.
(1x1)
Рисунок 5.
Эволюция систем мобильной связи.
На рис. 6 представлена упрощенная сетевая архитектура UMTS, основными физическими элементами которой являются:
- узел управления услугами подвижной связи MSCP (Mobile SCP);
- узел поддержки данных услуг подвижной связи (MSDP = Mobile SDP);
- мобильный терминал пользователя MT (Mobile Terminal);
- базовая станция (BSS = Base Station System).
Рисунок 6.
Архитектура UMTS.
Два последних элемента являются аналогами соответствующих элементов GSM, узел MSCP является аналогом узла SCP IN, а узел MSDP - узла SDP IN и регистров HLR и VLR GSM. Так же как для IN и GSM, обязательным элементом является система сигнализации SS7.
Отметим, что здесь на конкретных примерах была показана определяющая роль концепции IN в дальнейшем развитии услуг и систем связи, которые являются наиболее яркими и естественными, хотя и не отрицают других оценок и прогнозов.
Обзор применений IN
Сегодня можно с уверенностью сказать, что в промышленно развитых странах мира нет уже ни одной крупной фирмы-производителя оборудования сети, оператора сети или администратора связи, которые не имели бы своей концепции реализации IN. Остановимся на состоянии дел, сложившегося сегодня с внедрением и реализацией услуг IN, в странах Европы, США и Японии.
В 1989 году компания SIP - национальный оператор PSTN Италии в качестве своей стратегической задачи приняла решение о расширении на основе IN набора предоставляемых услуг. Первой услугой, с которой была начата поэтапная реализация IN, была выбрана виртуальная частная сеть (VPN). Практически одновременно с этим проектом совместно с оператором международной связи ITALCABLE она приступила к реализации этой услуги на международной сети. До реализации указанных проектов у SIP уже имелся опыт предоставления услуг VPN и FPH на предынтеллектуальной основе в рамках наложенной цифровой сети, созданной для удовлетворения потребностей в качественных услугах связи главным образом, пользователей из деловых кругов. В рамках пилотного проекта, начатого в 1992 году в Риме и Милане, были созданы национальные узлы управления услугами IN (SCP). При этом предусматривалось, что доступ к ним должен быть реализован на системах коммутации всех типов, находящихся в эксплуатации на сети Италии: UT, AXE-10 и System 12. Таким образом, сразу была поставлена задача отработки технических решений по реализации услуг IN на основе оборудования коммутации различных поставщиков (Multivendor Environment).
Основной оператор PSTN Великобритании British Telecom (BT) с начала 80-х годов также предоставляет несколько дополнительных услуг телефонной связи на предынтеллектуальной основе. Поэтапная реализация IN была начата в 1991 году с модернизации цифровой наложенной сети (Digital Derived Services Network - DDSN) функциями SSP. Были внедрены услуги VPN, WAC и автоматическое распределение вызовов. Следует отметить, что интерфейсный протокол взаимодействия узлов SSP с узлами SCP первоначально был реализован на основе так называемой Национальной подсистемы пользователя SS7 и по существу являлся закрытым. Разработка открытого прикладного протокола IN, соответствующего рекомендациям ITU-Т, была завершена в 1995 году. Сегодня DDSN, имеющая в эксплуатации уже более десятка SSP, три пары SCP и 4 узла интеллектуальной периферии (IP), предоставляет услуги Freephone (Linkline), информационно-справочные услуги (Callstream) и услуги оплаты разговора по дебетовым телефонным и кредитным карточкам.
Примерно в то же время оператор французской PSTN France Telecom на предынтеллектуальной основе начал предоставление услуг Freephone (Numero Vert) и вызов по телефонной дебетной карточке (Pastel). В 1993 году, кроме перечисленных, на основе IN было начато внедрение VPN Transgroupe, которая сменила услугу коммутируемых арендованных линий Colisee, имевшую большой коммерческий успех у крупных деловых абонентов на протяжении всей своей долгой истории (предоставлялась с 1975 года). После нее планируется приступить к внедрению Универсального номера и Услуг с раздельной и дополнительной оплатой. Примечательным является то, что с самого начала реализации IN на сети Франции, в отличие от Италии или Великобритании, был реализован узел доступа к управлению услугами (Service Management Access Point).
В 1991 году Ведомство связи Германии (Deutsche Bundespost Telekom) огласило результаты тендера на участие в реализации пилотного проекта по созданию первой очереди национальной IN в восьми городах страны. В числе его победителей, кроме двух немецких фирм (Siemens и Alcatel-SEL), оказалась канадская Nothern Telecom. При этом было объявлено, что, как и в Италии, целью проекта является отработка принципов предоставления услуг IN и реализация унифицированных стыков в условиях нескольких поставщиков оборудования. Первые две компании развернули платформы IN в Гамбурге, Ганновере, Берлине (Siemens), а также в Нюрнберге, Штудтгарте и Мюнхене (Alcatel-SEL), в то время как Nothern Telecom установила свое оборудование в Дюссельдорфе и Франкфурте (Майн). В рамках проекта первоначально были реализованы Услуга 130 (аналог северо-американской Услуги 800), телеголосование, универсальный номер и целый ряд информационно-справочных услуг. С 1994 года в коммерческую эксплуатацию введена услуга VPN, что представляется важным - одновременно с реализацией проекта была развернута масштабная рекламная кампания с целью доведения до потенциальных абонентов информации о новых услугах, возможностях и преимуществах IN.
В 1991 году четыре крупнейшие местные эксплуатационные компании Bell, обслуживающие различные регионы США (Bell Atlantic, BellSouth, Ameritech и US WEST), объявили о намерении начать внедрение на своих сетях услуг и возможностей IN. В том же году Bell Atlantic приступила к реализации услуг WAC с отработкой принципов интерактивного взаимодействия сети с абонентом при использовании возможностей интеллектуальной периферии, а также к внедрению Услуги 800 на основе AIN Release 0.1. В 1992 году в трех городах США: Питсбург, Вашингтон и Филадельфия на основе IN была развернута услуга Персональной связи (Personal Communication Service). BellSouth сосредоточила свои усилия на создании эффективной системы административного управления и эксплуатации (SMS) IN. Взяв за основу спецификации AIN Release 0.2. Bellcore, компания занимается вопросами применения возможностей IN для планирования, управления данными услуг и абонентов. В сферу интересов компании входит также тестирование и техническое обслуживание оборудования, а еще вопросы административного управления IN. Фирма Ameritech, которая еще в 80-х годах осуществляла на своей сети попытки внедрения так называемого Узла возможностей/Интерфейса с услугами (Feature Node/Service Interface) и под влиянием которой Bellcore в свое время начал разработку концепции IN/1, вскоре после появления первых спецификаций по AIN переключилась на опытную эксплуатацию и тестирование услуг IN и персональной связи. Тестовая площадка Ameritech включает в себя узел SCP и систему административного управления обслуживанием (SMP) от Ericsson, а также узлы SCP на базе 5 ESS от AT&T и DMS100 от Nothern Telecom. На этой площадке в 1992 году были успешно завершены испытания услуг WAC с некоторыми дополнительными возможностями. US WEST в 1988 году начала реализацию проекта по созданию аппаратно-программной платформы для быстрой и эффективной разработки и предоставления новых услуг IN. В рамках этого проекта была предложена архитектура системы программного обеспечения вспомогательного узла управления (Adjunct), опытная эксплуатация которого была осуществлена в 1991-1992 годах Функциональные требования к отдельным элементам этого узла легли в основу дальнейших разработок и спецификаций AIN Bellcore.
Следует сказать, что вопросами внедрения IN в США, кроме региональных эксплуатационных компаний Bell, часть которых, как уже видно, так или иначе приступила к внедрению услуг IN, а другая планирует в самое ближайшее время перейти от лабораторных испытаний к их непосредственной реализации, занимаются также операторы междугородной и международной связи. Каждый из них (AT&T, MCI и US Sprint) имеет свои концепции развития и "интеллектуализации" сетей. Эти концепции, несколько отличаясь между собой в названиях и принципах реализации отдельных видов оборудования платформы IN и ее услуг, сходятся в основном и, пожалуй главном - стремлении предоставить абонентам новые возможности, которые повысили бы привлекательность существующих услуг электросвязи и являлись бы источником получения дополнительных доходов.
В Японии с середины 80-х годов предоставляются услуги Freephone (Free-Dial) и вызов по кредитной карточке, а с 1990 года - услуги с раздельной оплатой (Dial-Q2). Реализация услуг на основе IN была начата в 1989 году с установки в четырех городах страны оборудования узлов управления сетевыми услугами (Network Service Control Point) и узлов поддержки сетевых услуг (Networ Service Support Point), выполняющих функции SCP и SMS соответственно. Каждый из NSCP был ориентирован на предоставление одной конкретной услуги. Первоначальный этап реализации IN не соответствовал рекомендациями ITU-Т, поскольку основывался на национальных версиях интерфейсных протоколов и оригинальных, нестандартных способах декомпозиции логики услуг на компоненты. В 1990 году началась реализация второго этапа развертывания IN - соответствующей рекомендациям по набору возможностей CS1, которая, как и в США, получила название AIN с предоставлением услуг телеголосования и персональной связи. Следует отметить, что AIN Японии по сравнению с концепцией, разработанной в рамках ITU-Т, отличается более широкими функциональными возможностями, поскольку в ее архитектуре присутствует оборудование среды создания услуг и системы административного управления и эксплуатации услуг (IN MOS).
Таким образом, можно сказать, что концепция IN принята и с успехом реализуется многими операторами и администрациями связи в разных странах мира. Существующие решения, пусть даже не в полной мере соответствующие международным стандартам и рекомендациям, уже приносят немалые доходы. Не вдаваясь глубоко в вопросы, связанные с маркетингом услуг IN, приведем лишь несколько цифр, характеризующих эффективность и привлекательность услуг IN. В США, например, рынок только одной услуги 800 (FPH), которая, кстати, порождает четверть всей международной нагрузки, а в отдельные дни доходит до 60%, оценивается более чем в 4 млрд. долл. в год при тенденции к постоянному увеличению. В Японии в 1992 году было 270 тыс. абонентов FPH и 50 тыс. абонентов Q2 при ежегодном росте их числа на 26%. Спрос на эти услуги растет опережающими темпами по сравнению с услугами традиционной телефонной связи. В 1991 финансовом году доходы от услуг IN в Японии возросли на 150% по сравнению с предыдущим годом и в абсолютном исчислении составили 650 млн. долл. Даже по пессимистическому прогнозу консалтинговой фирмы OVUM, совокупные доходы от услуг IN к 2000 году составят в США не менее 22%, а в Европе не менее 10% от всех доходов эксплуатационных компаний. В таблице 1 приведены ожидаемые доходы (млн. долларов в год) от реализации услуг IN в различных странах Европы на период до 2000 года.
Страна/годы | 1992 | 1994 | 1996 | 1998 | 2000 |
Франция | 192 | 587 | 1437 | 2843 | 4755 |
Германия | 111 | 474 | 1286 | 2761 | 4903 |
Италия | 162 | 492 | 1230 | 2504 | 4333 |
Великобритания | 254 | 679 | 1594 | 3106 | 5193 |
Таблица 1. Доходы от услуг IN.
Резюме
Все, что изложено в данной статье и в статье "Введение в архитектурную концепцию интеллектуальной сети", размещенной в данном номере журнала, не является откровением для профессионального связиста, владеющего знаниями о современных системах связи. Однако мы считаем полезным обратить внимание читателей на данную, стремительно развивающуюся предметную область. Большое количество интереснейших материалов, к сожалению, оказались за рамками изложения - особенно это касается концепций и способов построения IN на базе новых широкополосных сетевых технологий.