Хотелось бы знать, кому принадлежит бесспорное утверждение: технологию только тогда можно считать совершенной, когда мы перестаем ее замечать? До последнего времени этого никак нельзя было сказать об информационных технологиях — их всегда много и они слишком заметны. Однако с появлением на рынке провайдеров прикладных услуг часть информационных технологий может перейти в разряд таких обыденных вещей, как энергоснабжение, водопровод и т.д. Возможно, это свидетельствует о вступлении ИТ в период зрелости.
На фронте ASP события развиваются столь быстро и чреваты такими неожиданными последствиями, что вызывают в памяти картины сродни топологическому методу ловли львов в пустыне из популярной в 70-х книги «Физики шутят». Все очень просто: вместо того, чтобы бегать за львом охотник сам залезает в клетку, а затем инвертирует пространство. Internet собрала нас в одну клетку и теперь осталось совсем немногое — проделав указанную процедуру, перенестись в другое пространство.
Появившееся несколько лет назад словосочетание Application Service Provider отнюдь не теряет своей популярности и поныне; оно единственное перешло из списка Top10 модных словечек 1999 года в аналогичный список года текущего (сравните списки www.nwfusion.com/buzz99.html и www.nwfusion.com/buzz2000/buzz-asp.html). На ASP возлагаются большие надежды, что неудивительно: аналитики рынка проявляют полное единомыслие при описании радужных экономических перспектив нового подхода к организации вычислительных систем. В 2004 году прогнозируемый объем рынка ASP будет измеряться десятками миллиардов. Для сравнения напомним, что совокупный рынок СУБД равен сегодня около 8 млрд. долл., хотя и он быстро растет, но к 2003 году, как предполагается, сможет достичь объема «всего лишь» в 12 млрд. долл.
Итак, если судить только по ожидаемым оборотам, то уже один этот аргумент убеждает в значительности явления ASP. Однако не все может быть измерено только деньгами. Есть и другие весьма серьезные основания считать ASP надводной частью айсберга грядущих перемен, грозящих затронуть многие — если не все — составляющие современных информационных технологий. Если он действительно «всплывет», то не исключены глобальные изменения в отрасли ИТ. Вполне возможно, что на подходе такая грандиозная «смена парадигмы», какой мы давно не видели.
ASP как разрушительная инновация
Приведем выдержку из отчета International Data Corp. [1]: «Многие ИТ-производители не вполне осознали угрозу для их собственного бизнеса, таящуюся в ASP. IDC считает такое отношение легкомысленным, ASP можно отнести к так называемым разрушительным по масштабу изменений инновациям (disruptive innovation), последующих после внедрения этой модели ИТ.» Понятие «разрушительная инновация», ее влияние на технический прогресс и общественные процессы взяты составителями отчета из книги Клэйтона Кристинсена «Дилемма рационализатора» [2]. В ней автор показывает нелинейность процессов развития технологий, где на фоне монотонного экспансивного роста образуются критические моменты, вызываемые наиболее важными изобретениями или открытиями. В возникающих точках разрыва ломаются старые производственные и рыночные структуры и рождаются новые. В эти моменты не все организации выживают, иногда погибают даже компании-лидеры, не сумевшие проявить необходимую прозорливость.
За пятьдесят лет компьютерной истории уже было несколько такого рода инноваций, например изобретение микропроцессора. Первый процессор Intel 4004 был, по сути, однокристальной копией миникомпьютера PDP-8, а Motorola 6800 — близкий родственник PDP-11. Руководство корпорации Digital Equipment и лично Кен Олсен, ее основатель и отец PDP, не проявили дальновидности и не уделили новичкам достойного внимания. Ну, как же, в ту пору DEC прочно занимала второе место после IBM, а в Intel было всего несколько десятков сотрудников. Однако история вскоре заново расставила все по местам.
ASP как виток диалектической спирали
В отличие от многих других инноваций ASP — не технология или изобретение, а новая организация отношений поставщика и потребителя услуг, которая объективно возникает на определенном уровне развития сервиса. Диалектика такова: вне зависимости от конкретной природы той или иной инфраструктуры и технологии, будь то энергетика, торговля или информатика, существуют общие закономерности развития. До какого-то времени они не слишком заметны, но рано или поздно начинают проявлять себя в качестве реальной силы, определяющей направление развития.
Необходимо иметь в виду два взаимосвязанных фактора: всеобщую тенденцию к концентрации производства по мере развития технологии и изменения инфраструктуры. Первый фактор — экономический, издержки на единицу продукции в крупном индустриальном производстве обычно меньше, чем в кустарном производстве, поэтому столетиями существует процесс централизации. Он далеко не прост, список крупнейших компаний постоянно меняется, малоизвестные компании входят в него, а ветераны иногда его покидают. Но с этой позиции совершенно очевидно, что нынешняя ситуация, когда каждая маленькая или большая фирма имеет свою собственную информационную систему, персонал, обслуживающий ее, обречена на изменение. Второй - степень концентрации производства или управления, которая зависит от ряда обстоятельств, но, прежде всего, от качества информационной инфраструктуры. Это понимали еще в Древнем Риме: дороги, по которым по всей Европе перемещались гонцы с посланиями, обеспечивали стабильность империи.
При построении любой системы могут быть избраны два не исключающих друг друга подхода: централизованный и децентрализованный. Предпочтение, отдаваемое тому или другому, зависит от степени развитости отдельных узлов и каналов, их связывающих. Между узлами и каналами должна соблюдаться необходимая пропорциональность, какая именно — зависит от технологических свойств конкретной системы. Например, современное энергоснабжение практически полностью централизовано, а автомобильная транспортная система практически полностью децентрализована.
В некоторых системах наблюдается динамика перехода от централизованной организации к децентрализованной, иногда наоборот, а бывает, что и по спирали. Все зависит от частных условий; ни одна из форм не может быть априорно признана лучшей. Например, до какого-то времени централизованное снабжение теплом больших городов, пришедшее на смену печам, было решением прогрессивным, а сейчас мы становимся свидетелями, того, как излишняя централизация теплоснабжения больших городов оказывается нецелесообразна (дорого содержать теплотрассы, большие тепловые потери). Выгоднее транспортировать электричество или топливо и делать отдельные бойлерные на крышах.
Точно такая же спиральная картина наблюдается и в информационных технологиях, первая волна компьютеров была по определению децентрализованной, компьютеров было мало, никакого режима разделения времени не было. Потом появились мэйнфреймы, и начался период централизации (одна котельная на дом), а затем —рабочие станции и персональные компьютеры и одновременно с ними наступил апогей децентрализации (каждый сел у своей печки). Но вот появилась Сеть, плод самого децентрализованного из всех возможных подходов к передаче информации, и она создала условия для нового витка централизации. Оказалось, что можно заменить печки централизованным теплоснабжением, но любители уюта могут сохранить камины.
Происхождение ASP
Показательно, но именно сейчас наступило интересное время переоценки прошлого опыта. Нередко совсем новые технологии сопоставляют со старыми, иногда неплохо забытыми. Так, например, очень модные ныне сети хранения (SAN — storage area network) давным-давно были известны в мэйнфреймах, но сейчас они появляются в новом облачении. Вот так же и идея ASP вовсе не так нова, как кажется, она впервые была предложена великим Дагом Энгельбартом в системе NLS (oNLine System). В декабре 1968 года в Центре Конгрессов в Сан-Франциско перед лицом более чем 1000 собравшихся он продемонстрировал результаты своей работы с 1962 года. Большинству собравшихся событие запомнилось тем, что тогда впервые была продемонстрирована мышка, но среди настоящего каскада находок (гипертекст, объектная адресация, динамическая стыковка файлов) можно было найти и прообраз ASP.
Однако практическим прототипом, наиболее близким к ASP, были, конечно, все те же мэйнфреймы. В их архитектуре сконцентрирована большая часть знаний, накопленных в первые десятилетия компьютерной истории. В одном из документов Sun Microsystems, компании, которая сделала для становления модели ASP очень много, говорится прямо [3]: «Применение компьютеров в бизнесе началось с централизованной вычислительной модели мэйнфреймов, где множество пользователей использовало ресурсы одного компьютера. Такая модель предоставляла организациям целый ряд преимуществ, включая надежность, централизованное администрирование, управляемый доступ к данным и приложениям и, что очень важно, простые, легко заменяющие друг друга терминалы. Но эта модель имела и ряд недостатков: такие системы стоят дорого, труднее модернизируются, в ту пору в них отсутствовал графический интерфейс, повышающий производительность пользователя и т.д.»
Типы ASP
Один из самых интересных прогнозов того, какие ниши в ближайшем будущем займет ASP, предложено еще в одном отчете IDC [4].
Рис. 1. Структура рынка ASP (Источник: International Data Corp.) |
По вертикальной оси (рис. 1) расположены типы приложений в соответствие с таксономией (Application Market Taxonomy), от простого к сложному.
- Personal: офисные приложения, образовательные программы, игры.
- Collaborative: приложения для совместной деятельности: электронная почта, системы для групповой работы, телеконференции.
- CRM (customer resource management): управление ресурсами, различного рода средства для торговли и обслуживания.
- ERM (enterprise resource management): учет материалов и ресурсов, системы управления персоналом.
- Vertical application: системы управления производством, обработка счетов и т.д.
- Analytical application: системы анализа бизнес-процессов, анализа покупательского спроса, рисков и другие.
По горизонтальной оси приложения упорядочены в соответствие со сложностью предлагаемых услуг.
- Core services: основные службы, включающие поддержку приложений постоянной готовности («7х24х365»), модернизацию приложений.
- Managed services: по сравнению с Core service дополнены оптимизацией производительности для каждого конкретного пользователя, обеспечением безопасности, сохранностью данных. Сюда же включены соглашения об уровне обслуживания (SLA — service level agreement) [5], где оговариваются требования к ASP со стороны заказчиков.
- Extended services: по сравнению с Managed services дополнены индивидуальным конфигурированием приложений, выработкой стратегии и планированием приложений, обучением.
Внедрение услуг чаще всего начинается с персональных приложений (Personal). Эта категория ASP наиболее проста, и здесь можно делать какие-то определенные прогнозы на будущее. Например, в статье [7], автор которой — ведущий специалист компании Stardock, выступающей в качестве ASP этого уровня, выделяется шесть основных направлений, из них первые четыре — распространение программных продуктов по подписке и два последних — виды служб.
1. Текстовые редакторы, электронные таблицы, графические пакеты (продукты Microsoft Office или Corel Office).
2. Системные утилиты для обслуживания дисков и файловых систем (Symantec, McAfee, Ontrack).
3. Утилиты повышающие удобство пользования стандартными операционными системами (desktop enhancement).
4. Образовательные, развлекательные программы, игры.
5. Резервное копирование на серверах ASP.
6. Обеспечение информационной безопасности средствами ASP.
Средствами ASP распространяются услуги для организации совместной деятельности. В качестве примера деятельности в этой области стоит обратить внимание на компанию Caucus, которая раньше поставляла на рынок продукты для организации телеконференций, но год назад отказалась от продаж и полностью переключилась на оказание услуг и стала ASP, правда, так себя не называя.
Что касается боле высоких уровней в иерархии, то многое еще не ясно. Приведу в качестве иллюстрации выдержку из сообщения, присланного мне Алессандро Боттонелли, моим итальянским знакомым по виртуальному сообществу: «Более 15 месяцев я работал по модели ASP на крупную телекоммуникационную компанию и провайдера услуг Internet. По меньшей мере, здесь еще не наступило время для развития данной модели в больших объемах». Надежность и пропускная способность каналов недостаточны, а стоимость каналов в Италии высока. Кроме того, еще очень трудно преодолеть сильное эмоциональное сопротивление компаний, которым предлагается хранить их собственные данные где-то вне сферы их «контроля». Вряд ли ситуация в России намного лучше, чем в Италии.
Литература
[1] «The ASPs? Impact on the IT Industry: An IDC-Wide Opinion», International Data Corp., Document 20323, September 1999
[2] Christensen, Clayton M. The Innovator?s Dilemma. Boston: Harvard Business School Press, 1997
[3] Application Service Provisioning. Where Business Computing is Going. Sun Microsystems, white paper
[4] Market & Opportunities for Application Service Providers. An ADC special Report for Lucent Technologies, 2000
[5] Application Service Provider, end-user guide to service level agreements (SLA), www.aspindustry.org/EUguide-SLA.pdf
[6] Brad Wardell, Subscribing to your software: The future of software distribution, www.stardock.com