Не секрет, что в проектах данного типа применяются отнюдь не «горячие» технологии, а надежные, опробованные временем и практикой решения. Один из таких проектов реализован в Телевизионном техническом центре «Останкино».
История компьютеризации ТТЦ «Останкино» во многом типична для многих крупных организаций постсоветского пространства: вычислительный комплекс, состоящий из установленной в конце 80-х системы на базе мэйнфрейма IBM 4341 с резервной машиной ЕС 1057 и СУБД Adabas 4.1, работающей под управлением операционной системы TKS. Вокруг этого ядра в разное время развертывались машины попроще, например ЕС 1022/23, использовавшиеся обычно разве что в качестве пишущих машинок. Была у ТТЦ попытка купить мэйнфрейм IBM 9000, однако цена в 1,2 млн. долл. показалась непосильной. И если бы не грянул гром в обличии пресловутой проблемы 2000 года, возможно, не возникло бы и повода для статьи: все работает, оборудование IBM функционирует без сбоев. Однако нет добра без худа; нельзя же до бесконечности сидеть, уповая на то, что система будет работать вечно. Конкретным толчком к модернизации информационной системы ТТЦ стала «мелочь». Имевшиеся в распоряжении «Останкина» версии ОС TKS и СУБД Adabas не позволяли работать с датами в четырехзначном формате. Так прервался для ТТЦ период относительно спокойной жизни.
Состояние на момент начала модернизации
В 90-х годах ТТЦ выполнял около 30 тыс. различных работ для 600 заказчиков, обслуживая все телерадиовещательные компании страны: съемка, монтаж, декорации, озвучивание, телерадиовещание, подготовка программ и т.п. Так, в 1992 году одновременно проводилось вещание двенадцати теле- и восемнадцати радиопрограмм. ТТЦ — единственное предприятие, способное выполнять такой объем работ по выпуску оригинальных передач и прокату фильмов, повторов, рекламных роликов.
Вместе с тем, как и в большинстве госпредприятий, в ТТЦ началось замедление развития, а затем и стагнация ИТ-инфраструктуры. Мало что менялось даже в профильном, телевизионном оборудовании. Кроме полностью автоматизированного комплекса вещания, позволяющего выпускать в эфир одновременно 8 программ, других коренных модернизаций на ТТЦ не было. ТТЦ, обремененный большими накладными расходами на эксплуатацию двух зданий (одно из них — второе в Европе среди сооружений такого класса), в условиях ужесточения конъюнктуры, когда упрощение технологии подготовки материалов дает возможность готовить некоторые программы почти в домашних условиях, оказался не в состоянии следовать в русле современных информационных технологий, модернизируя свои компьютерные системы. В результате, здесь «пропустили» эру поголовного увлечения персональными компьютерами.
Но какие конкретно функции выполняет автоматизированный комплекс ТТЦ и какого рода задачи приходится решать его персоналу?
Во-первых, это управление коммутацией радиопрограмм. Необходимо формировать таблицы коммутации управления радиовещанием в автоматическом режиме, в нужное время подключая радиостудию («Маяк», Радио «Орфей», «Юность», Радио России и т.п.) к выходным каналам в соответствии с разными часовыми поясами. Эта задача решается и сегодня, правда, станций стало меньше.
Во-вторых, необходимо вести учет работ. ТТЦ может оказывать несколько сот типов услуг по заявкам, проходящим через службу координации. На основании заявки-документа, который надо обрабатывать и перемещать, принять и калькулировать — составляется расписание загрузки аппаратных. После оказания услуги аппаратные готовят рапорты с указанием типа работы (в сумме это более 100 тыс. часов в месяц), имени заказчика, объема и т.п. Таких рапортов в месяц накапливается около 15 тыс.; их требуется вводить, хранить и делать из них выборку-табуляграмму для каждого конкретного заказчика по перечню всех выполненных для него работ. По сути дела, этот документ служит основанием для оплаты. Здесь же возникают задачи согласования заявки и рапорта, отслеживания финансовой дисциплины, ведения истории, учета выполненных работ и оплаты, формирования справок о прохождении оплаты, учета возможности предоплаты. В 1991 году на базе СУБД Adabas и ЕС 1057 был налажен автоматизированный учет всех работ. Рапорты вводились в систему в диалоговом режиме, а в конце месяца в пакетном режиме распечатывались отчеты для заказчика.
В рамках деятельности по учету была также сделана своя система учета кадров штатного расписания телецентра, насчитывающего 8 тыс. сотрудников. Для бухгалтерского учета в 1995 году приобрели программный комплекс «Феномен», который работает на 35 рабочих местах.
И, наконец, на сотрудниках ТТЦ лежат заботы о поддержании созданной за время его существования разветвленной информационной инфраструктуры. Кроме мэйнфреймов IBM и набора слабых ЕС в 1992 году приобрели «последний вздох СЭВ» — ЭВМ ЕС 1057, к которой приложили тогда 140 ПК класса AT, составляющих сегодня основу терминального парка. Именно на этих машинах построена вся периферия по сбору данных. Этой инфраструктурой занимается служба, состоящая из трех отделов: отдел центрального вычислительного комплекса (он отвечает за эксплуатацию технических средств мэйнфрейма и автоматизированных систем); отдел разработки информационных систем (приложения на базе Adabas, Clipper, Delphi и др.); отдел компьютерного обеспечения (персональные компьютеры, серверы, локальные сети).
Вектор изменений
Одно из основных требований к проекту модернизации ТТЦ заключается в том, чтобы оставить неизменной всю периферию, не затрагивая коммуникаций и терминалов конечных пользователей. Надо было обязательно сохранить накопленный опыт и существующую технологию работы, ведь уже в 1992 году была решена задача по обеспечению каждого подразделения необходимым числом АРМ и потоковому вводу данных о выполненных работах. Все исходные данные должны вводиться в эксплуатационных подразделениях.
Учитывая дефицит кадров, в проекте модернизации требовалось обеспечить преемственность решения без переобучения персонала.
И, наконец, нельзя было ни на минуту останавливать налаженный процесс работы — требовалось «незаметно» снаружи перейти на новое компьютерное «сердце».
Выбор пути
Готовых аналогов решения для ТТЦ не было. Что-то похожее имелось в Германии, однако там учет осуществлялся на базе электронных таблиц, не говоря уже о западном менталитете и другим методам администрирования. Зато в области инструментальных средств, в отличие от 80-х, когда выбор оборудования определялся директивами сверху, вплоть до специального решения ЦК, летом 1999 года перед специалистами ТТЦ был достаточно обширный спектр предложений. Как и любая другая организация, идущая путем модернизации своей информационной инфраструктуры, телецентр мог выбрать три пути: клиент-серверная архитектура на базе одной из комбинаций RISC-платформ и диалектов Unix, либо на базе программного обеспечения Novell; мэйнфреймы; Windows NT.
В телецентре пришли к определенному выводу: для того чтобы хорошо работала клиент-серверная архитектура, заказчику нужно слишком многое сделать правильно и надежно — купить лицензионное оборудование и программное обеспечение, сертифицированные сетевые платы, поставить соответствующие программные агенты, развернуть систему контроля за сетью и т.п.
«Когда все это подсчитаешь, — отмечает Николай Воробьев, — то получится, что все, что мы затратили на наш самый большой купленный проект — бухгалтерию (150 тыс. долл.), а это всего лишь пятая часть того, что требуется для построения нормальной сети, работающей в архитектуре клиент-сервер».
Третий путь неизбежно потребовал бы полной замены аппаратной части комплекса и модернизации всего программного обеспечения. Однако, главное — необходимо было бы переучивать персонал, основу которого составляют высококлассные в своей области специалисты возраста «выше среднестатистического». Кроме того, при кажущихся небольших первоначальных вложениях последующие организационные затраты явно выходили бы за пределы выделенного телецентром бюджета в 300 тыс. долл. Кроме того, если надежность решения при первых двух вариантах не оставляла сомнений, то третий путь этого не гарантировал. Сегодня уже никого не удивишь возможностью горячей замены дисков или блоков питания (такой случай в ТТЦ был, но персонал даже не заметил сбоя: просто из сервисного центра IBM позвонил инженер и попросил уточнить, когда можно приехать для замены блока питания), а вот обеспечить возможность горячей замены памяти и процессоров может сегодня очень узкий круг производителей.
Итак, наиболее приемлемым был призван второй путь, позволявший сохранить привычную и надежно работающую среду, минимизировать затраты на переучивание и миграцию. Кроме этого, если уж затевать модернизацию, то надо было заглянуть в будущее и предусмотреть возможность развития центра на базе применения современных информационных технологий.
Для выполнения проекта был объявлен тендер на поставку оборудования и системного программного обеспечения. Требования: специализация компании в области мэйнфреймов, знание технологий Software AG, опыт по интеграции систем различных поколений. Участники тендера предлагали различные варианты поставок бывших в употреблении и новых мэйнфреймов при различных схемах оплаты лицензий и процедурах финансирования. При обсуждении проекта речь шла и о бывших в употреблении процессорах от Comparex и о новых системах IBM 9672 уровня RA4 с заменой существующего комплекса на S/390.
Примерно в это время компании IBM и Software AG представили новые условия продаж своих продуктов, позволяющие заказчикам оптимальным образом спланировать затраты на приобретение и модернизацию уже работающего оборудования и ПО. Со стороны IBM это была программа приобретения льготной лицензии на OS/390 при использовании дополнительных программных продуктов Lotus, СУБД DB/2 и др.
Software AG объявила маркетинговую программу ADABASic, предлагающая российским пользователям «цельнотянутых» СУБД перейти к их цивилизованным закупкам. Программа предназначена для всех организаций, желающих приобрести лицензию на продукты Software AG, имеющих неофициальные и/или устаревшие копии продуктов этой компании либо их отечественных адаптаций (ДИСОД, ТРИАДА, СПЕКТР и др.), а также использующих в качестве аппаратной платформы клоны мэйнфреймов IBM уровня XA или ESA. В состав поставки в рамках этой программы входили: СУБД Adabas 5.3.4, включая интерфейсы Adabas с TSO, CICS или CMS; инструментарий Natural, включая Natural для Adabas и интерфейсы Natural с TSO, CICS или CMS и др.
Окончательное решение по проекту модернизации компьютерного парка ТТЦ было принято в середине 1999 года. Поставщиком оборудования стала компания HetNet, бизнес-партнер IBM, предложившая гибкую финансовую схему и вместе со своими партнерами обладавшая опытом работы как с новыми, так и с давно не выпускаемыми версиями СУБД Adabas и Natural. Компания имела дистрибьюторское соглашение с Software AG и опыт успешной реализации ряда важных проектов: Госкомстат, Подольский машиностроительный завод, Свердловская областная библиотека. Примерно аналогичный, что и для ТТЦ, проект, HetNet выполняла несколько раньше для АвтоВАЗа, где при сохранении вычислительного ядра компьютерной инфраструктуры ЕС-1055 была заменена мэйнфреймом IBM 9672 RA2, обслуживающим 300 рабочих мест.
Решение в деталях
Специалисты HetNet предложили телецентру заменить центральный процессор, дисковую подсистему и архивную ленточную систему при сохранении всей существующей конфигурации рабочих мест, периферийного оборудования и кабельной системы. На своих местах оставались принтеры массовой печати и более сотни терминалов сбора и предоставления информации заказчикам ТТЦ.
Особенностью предложенного HetNet решения была рекомендация приобрести новую машину с лицензионным программным обеспечением. Все остальные участники тендера ориентировались либо на системы second hand, предлагавшиеся без всякой программной «обвески» (лицензионное ПО не продается с нужными скидками для старой машины), либо на PC Server S/390. Данные предложения хотя и решали бы поставленные задачи, но не оставляли телецентру простора для маневра в дальнейшем, зафиксировали бы его информационную инфраструктуру на достигнутом уровне, поменяв большую «коробку» на маленькую. В тендере звучали также промежуточные решения по решению только проблемы 2000 года. Но ТТЦ это не устраивало — зачем топтаться на одном месте, имея возможность получить новую технику.
Как видно из рисунка, на ТТЦ было частично заменено «сердце» системы — Центральный вычислительный комплекс (ЦВК), а тело и остальное, важное и видимое конечным пользователем оборудование осталось неизменным. Был установлен процессор IBM 9672, дисковый массив CPX 6090-6 и телепроцессор IBM 3745. Процессор был включен и протестирован за два часа. На запуск дисковой и ленточной подсистемы ушло немногим больше времени. После запуска оборудования довольно быстро прошли установка и конфигурирование OS/390 и СУБД Adabas. Так был достигнут удачный компромисс между старым и новым, у ТТЦ появилась возможность дальнейшего развития информационной инфраструктуры.
Определенные проблемы возникли при переносе программного обеспечения. Часто миграция в лоб с одной версии на другую оказывается невозможной, особенно, если, как в случае с телецентром, имелся большой разрыв в версиях. Для России же вообще характерно не равномерное движение, а скачкообразное, через несколько ступеней. Вышла информационная инфраструктура на определенный уровень и застыла. У производителей успевает смениться несколько поколений ПО, когда спячка у нас завершается и опять делается скачок через несколько ступенек. Для перехода от Natural 1.4 к версии Natural 2.2, поддерживающей работу с четырехзначными форматами дат, потребовался промежуточный шаг по переносу приложений в еще одну полузабытую версию этой системы — Natural 2.1, из которой уже был возможен переход к 2.2.
Web-перспективы
Кроме миграции на новую платформу при сохранении работоспособности всех наследуемых приложений перед ТТЦ, после результате реализации проекта, открылись дополнительные перспективы. Согласно условиям контракта на поставку оборудования от IBM заказчик получал на льготных условиях систему Lotus Notes. Средствами Lotus можно организовать на ТТЦ интерактивный Web-доступ, активнее использовать Internet для решения задач ТТЦ. Правда, пока отсутствует конвертер между Lotus и Natural.
Провожая год 9999
Опыт проекта ТТЦ «Останкино» позволяет сделать выводы, которые могут оказаться полезными для организаций, решившихся на модернизацию своей информационной инфраструктуры или столкнувшихся с очередной «проблемой» учета дат.
- Не следует гнаться за модой и мигрировать на другую платформу, когда отлично работает существующая конфигурация, и пренебрегать такими факторами, как наличие подготовленных кадров, работающей периферии, развернутых приложений.
- Решение должно быть комплексным и, по возможности, от одного поставщика.
- Участвующие в проекте вендоры должны предоставить необходимые консультации относительно того, где и как используются аналогичные решения по всей линейке своих продуктов. Вендор, в силу своих возможностей, должен выполнять роль связующего звена с заказчиками, уже решавшими аналогичные проблемы.
Дмитрий Владимиров — независимый автор. С ним можно связаться по электронной почте по адресу: d.vlk@computer.org.
Николай Воробьев, начальник службы компьютерных систем ТТЦ «Останкино: «Сегодня можно с полной уверенностью сказать, что мы ничего не потеряли, пропустив волну поголовного увлечения серверами — всему свое время. Конечно, серверы смотрятся очень заманчиво — включил и все заработало — проблемы начинаются потом»
Михаил Панин, компания HetNet: «Возможно два способа миграции. Первый: оставить без изменения прикладные задачи, заменив только аппаратуру и ОС. Прикладная задача в этом случае замораживается и больше не развивается. Второй: миграция приложений, которую невозможно осуществить без заказчика. Партнер здесь выполняет роль помощника при решении проблем либо в новой, либо в старой версии приложения. В общем случае второй путь — это непредсказуемая и сложная задача, сделать которую единолично только заказчику или только партнеру невозможно. Мало того, часто необходимо обращаться к другим пользователям, которые уже раньше прошли этот путь. В двух организациях были промежуточные версии Adabas и мы сработали как передаточное звено между пользователями, применяющими этот продукт и конкретным заказчиком — ТТЦ.»
Игорь Косарев, руководитель направления по работе с предприятиями энергетики и телекоммуникации в компании IBM: «Сегодня в ряде организаций мы сталкиваемся с тенденцией возврата назад к мэйнфреймовым конфигурациям вместо клиент-серверных, развернутых либо под влиянием партнеров, либо молодых сотрудников, для которых ПК — это основной инструмент. В больших предприятиях, имеющих централизованную структуру, руководитель желает получать консолидированную информацию, собранную в одном месте, а как это сделать для нескольких серверов? Можно, но сложно, да и зачем, когда уже есть опробованные для этого решения и не требуется, как в случае ТТЦ, разрушать готовые, работающие инфраструктуры.»
Телевизионный технический центр «Останкино» (www.telecenter.ru) — уникальный комплекс, обеспечивающий подготовку, формирование и вещание телевизионных и радио программ на всей территории бывшего СССР. ТТЦ обеспечивает техническую поддержку телевизионного и радиовещания, а также производства передач вещательных компаний на условиях аренды. Около 200 компаний используют сегодня технические средства телецентра: ОРТ, «ТВ-Центр», НТВ, ТВ-6, «Радио России», «Европа плюс», ATV и другие. Сотням заказчиков ТТЦ предоставляется более 100 тыс. часов услуг в месяц.
Телецентр был веден в эксплуатацию в ноябре 1968 года и сегодня имеет в своем составе 39 телевизионных студий площадью от 1000 м2 до 60м2; 19 аппаратных радиовещания; 45 аппаратных подготовки радиопрограмм; 70 видеомагнитофонных аппаратных; 6 передвижных телевизионных станций; 8 передвижных звуковых станций; 30 тележурналистских комплектов; две уникальных центральных телевизионных аппаратных (150 входов и 288 видеовыходов); центральную аппаратную радиовещания; две коммутационно-распределительных аппаратных связи; вычислительный центр.
ТТЦ располагает собственной мощной сетью кабельных коммуникаций, связывающей политические, культурные и спортивные центры Москвы, уникальную инфраструктуру с возможностями и средствами выхода на городские, междугородние и национальные сети связи.