Речь идет о популярной концепции Grid, предлагающей относиться к вычислительным системам и комплексам хранения информации как к обычным ресурсам, таким, например, как электроэнергия, для получения которой достаточно лишь воткнуть вилку в розетку.
Международные конференции по технологиям Grid, призванные консолидировать группы исследователей со всего мира, стали своеобразным центром кристаллизации для обсуждения перспективных решений и фундаментальных технологий. Как свидетельствуют статьи из тематической подборки этого номера, а также публикации по метакомпьютингу в предыдущих выпусках, в области технологий Grid российские научные организации представлены весьма неплохо, хотя государство и не выделяет на их развитие необходимых средств. А ведь если, к примеру, число уехавших из страны специалистов умножить на стоимость обучения каждого из них, то можно примерно подсчитать убытки России и, соответственно, прибыли стран, где они осели. Вот и получается, что мы инвестировали в США около 20 млрд. долл., не обеспечив своим физикам, химикам и биологам нормальных условий работы на родине. Сегодня, например, с помощью технологии Grid вполне можно решить многие кадровые проблемы, предоставив возможность российским специалистам участвовать в международных проектах, не выезжая из страны.
После публикации в 1999 году первой статьи, посвященной метакомпьютингу, мы получили отклики от специалистов из трех российских центров, всерьез работающих в данном направлении. Работы части из них освещаются на страницах этого выпуска журнала. В Сети образовалась и стала популярной конференция SC Global, своеобразная виртуальная площадка для встреч мультинациональных и мультикультурных групп специалистов и обсуждения путей применения высокопроизводительных вычислительных систем и коммуникаций для решения насущных проблем науки и общества. Одна из главных задач движения Grid, по словам профессора Йана Фостера, одного из авторов этого выпуска журнала и руководителя проекта SC Global, — предоставление компьютерному сообществу новых средств взаимодействия, формирование виртуальных альянсов специалистов с целью получения реальных результатов.
Хорошо известно, что усредненное обслуживание позволяет получить лишь средние по отрасли прибыли, поэтому, для того чтобы предложить каждому своему клиенту адресованные именно ему услуги, одновременно минимизировав работу с массовым клиентом, многие компании делают сегодня ставку на автоматизированные системы персонифицированного обслуживания. Перевод средств со счета на счет без участия оператора, выбор и запись на учебный курс по телефону без общения с администратором, проверка состояния своего заказа без обращения к менеджеру — все становится возможным благодаря приложениям персонифицированного обслуживания. В этот номер журнала мы включили статью с описанием одной из сред разработки подобных систем индивидуального обслуживания.
Технологически озабоченное ИТ-сообщество продолжают будоражить дискуссии о судьбах языка XML, разрушающего незыблемость еще вчера господствующей сравнительно простой и имеющей строгое математическое обоснование реляционной модели, положенной в основу систем управления базами данных. Как отмечают специалисты, современные средства работы с СУБД хотелось бы видеть более удобными и динамичными, возможно, в ущерб математической простоте и логической строгости. Однако, появившиеся в ответ на эти требования объектно-ориентированные базы данных, также не внушают радужных перспектив в свете активного продвижения XML. Цель рубрики «СУБД» данного выпуска журнала — разобраться в этих тенденциях.