Обзор мартовского (2001 г.) номера журнала Computer (Volume 34, Number 3), IEEE Computer Society
Основной темой мартовского номера являются графические пользовательские интерфейсы. В трех больших статьях очень много графики, поэтому их содержание пересказывать непросто.
Первая статья из тематической подборки называется «Пользовательский интерфейс для объемных дисплеев» («User Interface for Volumetric Displays»). Ее написали Равин Балакришнан (Ravin Balakrishnan), Джордж Фицмориц (George W. Fizmaurice) и Гордон Куртенбах (Gordon Kurtenbach), все из компании Alias Wavefront. Авторы начинают статью с утверждения о том, что двумерные дисплеи не позволяют в полной мере отображать трехмерную графику. Далее они критикуют технологию отображения трехмерных графических образов, основанную на стереоскопии, отмечая сложность и неудобство этого подхода. По их мнению, реальную трехмерную визуализацию обеспечивают «объемные» (volumetric) дисплеи, исследованию возможностей которых для построения пользовательских интерфейсов и посвящена статья. Выделяются три класса объемных дисплеев; один из них составляют голографические дисплеи. Каждый класс предназначен для специфической области применения. Некоторые виды дисплеев предназначены только для отображения, другие могут обеспечить интерактивную работу. Авторов интересуют именно дисплеи с интерактивными возможностями. Описываются результаты, полученные ими на собственных макетах объемных дисплеев, называются условия практического внедрения технологии.
Автор второй статьи — Дэвид Хечт (David L. Hecht); ее название — «Графические пользовательские интерфейсы некомпьютерных данных» («Printed Embedded Data Graphical User Interfaces»). В исследовательском центре Xerox PARC, где работает автор, всегда старались идти впереди планеты (и это часто удавалось). Года четыре назад на конференции Usenix я слушал потрясший меня доклад про информационную инфраструктуру PARC. Автоматическое отслеживание текущего места положения сотрудников, чтобы можно было переправить им телефонный звонок. Автоматическое сохранение в памяти компьютера того, что писалось на доске во время семинара. И так далее. Теперь здесь развивают технологию PEDGUI (раскрытие аббревиатуры содержится в названии статьи), идея которой состоит в том, чтобы обеспечить графический интерфейс для объектов, которые изначально создавались не на компьютере: бумажные тексты, сканируемые на специальном оборудовании; видеоинформация и прочее. В качестве базовой технологии используется DataGlyph (www.dataglyph.com). Что я не смог понять, так откуда это берется программный код, есть ли классификация интерфейсов. Характерно, что на одной из врезок явно написано, что внутреннее представление — это XML.
Третья статья, «Наброски интерфейсов: навстречу проектированию интерфейса, направленного на человека» («Sketching Interfaces: Toward More Human Interface Design»), написана Джеймсом Лэнди (James A. Landay) из университета Беркли и Бредом Майерсом (Brad A. Myers), представляющим университет Карнеги-Меллон. Это приятная, понятная и, быть может, полезная статья, посвященная теме поддержки начального этапа разработки графических пользовательских интерфейсов. Сегодня проектирование пользовательского интерфейса в основном происходит на бумаге. Авторы разработали систему рисования набросков интерфейсов SILK, которая позволяет рисовать их эскизы с помощью электронного пера или мыши; автоматически (не всегда абсолютно точно) подыскиваются виджеты для каждого компонента интерфейса и порождается среда, на которой можно проиграть интерфейс (вернее, его набросок), снабдив систему набором функциональных заглушек. О нескольких выполненных проектах можно подробно узнать в Сети по адресу http://guir.berkeley.edu/projects.
Перейдем к другим статьям. Су Шин Чен (Su-Shing Chen) из Университета Миссури написал статью «Парадокс цифрового представления» («The Paradox of Digital Presentation»). Парадокс заключается в том, что, с одной стороны, мы рассчитываем видеть данные в электронном представлении ровно такими же, как они выглядели изначально, но, с другой стороны, хотели бы иметь все современные средства доступа. Автор не предлагает рецептов, а скорее говорит о необходимости исследований по ряду направлений: (1) интероперабельность архивных и цифровых библиотек; (2) стандарты архивирования и цифрового хранения; (3) процессы управления работами и цифровое хранение; (4) метаданные для архивирования и цифрового хранения; (5) программное обеспечение мультимедийных контейнеров; (6) метрики архивирования и (7) социальное и экономическое значение архивов и цифровых библиотек. Иными словами, обозначены нерешенные задачи в модной сейчас области электронных библиотек.
Статья «Навстречу комфортному управлению персональными документами» («Toward Zero-Effort Personal Document Management») принадлежит перьям сотрудникам компании Ricoh Джонaтана Халла (Jonathan J. Hull) и Питера Харта (Peter E. Hart). В Калифорнийском исследовательском центре Ricoh разрабатывается оригинальный подход к управлению персональными документами. Утверждается, что используемые в каждом офисе принтеры, копиры и факсы можно модифицировать таким образом, что все документы будут автоматически сохраняться во внешней памяти и к ним будет обеспечен простой доступ. Авторы называют поддерживающую такой стиль работы среду многофункциональной машиной с бесконечной памятью (Infinitive Memory Multifunction Machine — IM3). По подсчетам авторов, такая среда для хранения документов обойдется в 25 раз дешевле, чем поддержка бумажных копий. Может, оно и так, но я предпочитаю читать по старинке.
Статья Хаомеи Чена (Chaomei Chen) и Рея Паула (Ray J. Paul) из Университета Брюнела названа «Visualizing a Knowledge Domain?s Intellectual Structure». Действительно, речь в ней идет о трехмерной визуализации некоторых интеллектуальных структур, но можно сказать об этом более простым языком. В мире поддерживаются многие базы данных цитируемости научных работ, из которых можно извлечь информацию об источниках, часто цитируемых совместно, и построить некоторую трехмерную сеть, характеризующую цитируемые чаще всего работы в том или ином домене. Этим и занимаются в Брюнеле, поругивая сделанное до них. Мне-то кажется, что этот проект мог бы иметь более широкое применение (классификация, рубрикация и т.д.).
Наконец, еще одна большая статья написана Паоло Беллависта (Paolo Bellavista) и Антонио Корради (Antonio Corradi) из Университета Болоньи и Чезаре Стефанелли (Cesare Stefanelli) из Университета Феррары. Итальянские авторы назвали свою статью «Программное обеспечение промежуточного слоя на основе мобильных агентов» («Mobile Agent Middleware for Mobile Computing»). «Мобильные вычисления» — не очень хороший русский эквивалент термина mobile computing, однако смысл его вполне понятен: технология, основанная на беспроводной связи и развитом семействе протоколов, которая позволяет сохранять все возможности мобильного компьютера независимо от его местоположения. Авторы выделяют понятия мобильности пользователя, мобильности терминала и мобильности доступа к ресурсам. Для реализации мобильных вычислений приходится решать много технических проблем с учетом того, что стандартный мобильный клиент очень тонок. Требуется создать некоторое промежуточное ПО. Один из подходов основан на использовании технологии мобильных агентов. Авторы выделяют три вида служб, которые можно поддерживать на основе такого подхода: виртуальная среда пользователя (user virtual environment), мобильный виртуальный терминал (mobile virtual terminal) и виртуальное управление ресурсами (virtual resource management).
На странице новых книг в этот раз много интересного, но я представлю только одну книгу (мне она кажется наиболее актуальной). Она называется «Seamless Cooperative Information Systems» и выпущена под редакцией известных специалистов в издательстве MIT Press, ISBN 0-262-16189-3. Стоимость — 49,95 долл.
IEEE Computer Society издает не только Computer, но и много других интересных журналов. Чтобы получать их в твердой копии или иметь доступ к электронной библиотеке, нужно стать членом этого сообщества. Информацию можно найти на сайтах www.computer.org или www.computer.org.ru. Кроме того, можно связаться со мной по телефону (095) 912-4614 или по электронной почте kuzloc@ispras.ru.