Обзор мартовского, 2002 г. номера журнала Computer (IEEE Computer Society, V. 15, No 3, March 2002).
Основная тема мартовского выпуска журнала Computer — «Человеко-машинное взаимодействие» (Human-Computer Interaction»). В тематической подборке три статьи, поэтому удельный вес темы в этом номере меньше обычного, и я начну с других статей.
Статья «Использование Coplink для анализа данных об уголовном судопроизводстве» («Using Coplink to Analyze Criminal-Justice Data») написана авторами из Аризонского университета: Рослин Хаук (Roslin V. Hauck, rrv@bpa.arisona.edu) и др. Проект Coplink интересен как своим техническим содержанием, так и тем, что он выполнялся совместно Лабораторией искусственного интеллекта Аризонского университета и полицейским управлением г. Таксон, шт. Аризона. Базовой концепцией подхода Coplink является понятийное пространство, в котором связи между объектами устанавливаются за счет автоматической поддержки тезаурусов и статистических методов. Понятно, что связанная подобным образом информация очень полезна для полицейских.
У следующей статьи «Отслеживание подач для вещательного телевидения» («Tracking Pitches for Broadcast Television») один автор —Андре Гуежич (Andre Gueziec, andre@trianglesoftware.com, Triangle Software). В ней обсуждаются технические проблемы телевизионной трансляции бейсбольных матчей. Для болельщиков бейсбола очень важно как можно быстрее понять, какова траектория полета мяча. Описывается практически применяемая технология распознавания и демонстрации этой траектории в момент подачи мяча в реальном времени, прямо во время телевизионной трансляции матча.
Статья «Самоорганизация и идентификация Web-сообществ» («Self-Organization and Identification of Web Communities») написана авторами, связанными с Исследовательским институтом NEC. Первым в списке авторов указан Джерри Вильям Флейк (Gary William Flake, flake@research.nj.nec.com). Web-сообществом авторы называют такой набор Web-страниц, в каждой странице которого содержится больше гиперссылок на страницы этого набора, чем на страницы вне сообщества. Утверждается, что Web при всей своей децентрализованной, неорганизованной и разнородной природе имеет тенденцию к образованию естественных сообществ. Описывается новый алгоритм распознавания сообществ, в котором используется только информация о ссылках (без анализа текстов), и за счет этого обеспечивается высокая эффективность.
Следующую статью — «Планирование и выполнение ограниченных по времени проектов» («Planning and Executing Time-Bound Projects») — написал Эдуардо Миранда (Eduardo Miranda, eduardo.miranda@ericsson.ca). Ограниченные по времени проекты характеризуются тем, что время сдачи результатов настолько же важно, как и сами результаты. Причиной срыва сроков проекта обычно является переоценка возможностей проектной группы. В ограниченных по времени проектах важно установить приоритеты требований. Описывается метод планирования и выполнения таких проектов, названный SPID (Statistically Planned Incremental Deliveries).
У первой статьи тематической подборки шесть авторов из разных академических и промышленных организаций, причем первым в списке числится чисто японский исследователь, сотрудник научной лаборатории компании Sony Иван Пупырев (Ivan Poupyrev, poup@csl.sony.co.jp). Статья называется «Разработка родового интерфейса расширенной реальности» («Developing a Generic Augmented-Reality Interface»). Интерфейс расширенной реальности (Augmented-Reality - AR) динамически накладывает образы интерактивной машинной графики на объекты реального мира. Соответствующая технология развивалась с 1960-х гг., но взаимодействие с AR-средами ограничивалось пассивным просмотром виртуальной информации, приписанной к реальному миру. В системе Tiles пользователь работает в трехмерном виртуальном пространстве, где графические образы интерфейса соответствуют физическим предметам реального мира, а система отслеживает реальное положение этих предметов и соответствующим образом корректирует содержимое виртуального пространства.
Вторая статья написана двумя авторами из Аризонского университета: Куртом Фернстермашером и Марком Гинзбургом (Kurt D. Fenstermacher, Mark Ginsburg, kurtf|mark@eller.arisona.edu) и называется «Облегченная структура для пользовательского мониторинга с пересечением границ приложений» («A Lightweight Framework for Cross-Application User Monitoring»). Речь идет об облегченной системе мониторинга поведения пользователя при его взаимодействии с компьютером в отрыве от специфики используемых приложений — появляется возможность анализа индивидуальных особенностей пользователей.
Наконец, третья статья подборки имеет страшноватое название «Электрофизиологически интерактивные компьютерные системы» («Electrophysiologically Interactive Computer Systems»). Автор статьи Дженнифер Аллатсон из Ланкастерского университета (Jennifer Allanson, allanson@comp.lancs.ac.uk). У обсуждаемого класса систем имеется устойчивое сокращенное название EpICS. В них комбинируются технология физиологических сенсоров и интерактивные компьютерные приложения. Обсуждаются два вида EpICS: мониторинговые и трейнинговые.
Больше ничего особенно интересного в мартовском номере нет. В обзоре новых книг наблюдается скудность и ущербность, а американский юмор в маленьких заметках не смешит. Чтобы немного вас подбодрить, порекомендую новую книгу под редакцией Бринка Хансена: Classic Operating Systems, Brink Hansen, ed., Springer-Verlag New York, Inc. New York, NY, USA, 2001, ISBN:0-387-95113-X. Это второй сборник классических статей по операционным системам, выходящий под редакцией Хансена. Эта книга гораздо полезнее любого отдельно взятого учебника по операционным системам.
Кстати, очень хорошим источником информации о новых компьютерных книгах является портал www.acm.org/portal. И вообще, члены IEEE Computer Society и ACM получают от своего членства очень многое. Подумайте об этом!
Всегда рад вам помочь, Сергей Кузнецов, kuzloc@ispras.ru