ИТ-индустрия в кризисе, микропроцессорные технологии подошли к пределу плотности размещения физических проводников, между тем накопленный компьютерный парк используется в лучшем случае на 10-15%, а разнообразие и обилие имеющегося на предприятии программного обеспечения не позволяет руководителям быть уверенным в правильности выбора и реальности процесса консолидации корпоративной информации. Вспомнив, что Россия — фабрика идей, в нашу страну зачастили высшие менеджеры западных игроков ИТ-рынка, стремясь если и не найти ответ на вопрос «как жить дальше», то хотя бы встретить людей, способных навести на мысль о новых направлениях работ.
Возможно, ИТ-индустрия и переживет свою осень благодаря плечу, которое им подставит государство. Так, согласно данным IDC, в 2001 году американские госучреждения потратили на информационные технологии 28,9 млрд. долл., а к 2006 году стоимость ИТ-решений, оплаченных из американского бюджета, достигнет 42,2 млрд. долл. Это дает шанс производителям, однако не всем. Как показывает практика, в том числе и отечественная, заказчикам нужны сегодня интегрированные решения, особенностям построения которых и посвящен данный выпуск журнала.
По какому пути будут двигаться технологии, призванные обеспечить единую точку входа ко всем информационным ресурсам и ИТ-службам предприятия? Смогут ли ИТ предложить фундамент для консолидации бизнеса, какие именно решения и методы при этом окажутся востребованными: Web-службы, электронный документооборот, Grid...? Островная автоматизация стала повсеместным явлением, а «зоопарк» из гомогенных и гетерогенных компьютерных систем благодаря открытым стандартам и магическому слову «интероперабельность» превратился к настоящему времени в единый комплекс. Однако, как отмечается в одной из статей тематического блока, корпоративный зоопарк не исчез: ныне на большинстве предприятий имеется зоопарк приложений. Среди его новых обитателей могут быть унаследованные приложения и современные продукты: корпоративные порталы, системы планирования ресурсов предприятия, приложения управления отношениями с клиентами и цепочками поставок, хранилища данных и т.п. С точки зрения пользователя это «черные ящики», как правило, не рассчитанные на то, чтобы в режиме реального времени обмениваться данными с другими системами. Между тем, жизнь в облике активно распространяющихся сегодня решений B2B, B2C и им подобных требует предоставления консолидированной информации за приемлемое время.
Интегрированную корпоративную систему можно создавать путем интеграции пользовательских интерфейсов, данных, бизнес-процессов, а также с помощью функциональной интеграции, предполагающей непосредственное взаимодействие кросс-платформных распределенных в сети приложений, осуществляемое, в частности, с помощью Web-служб. Если до сих пор Web-службы играли роль консолидатора гетерогенных систем сильно децентрализованных предприятий, то на следующей стадии они станут неким подобием супермаркета по продаже информационных услуг. Web-службы будут строиться в этом случае из программных компонентов, которые должны быть идентифицированы, скомпонованы и динамически собраны в единое приложение. Правда, на сегодняшний день это еще невозможно. Отсутствуют четкие спецификации создания программных компонентов, позволяющие «положить» их на полку супермаркета; бизнес-пользователям придется изменить свои представления о ценности и открытости интеллектуального потенциала, применяемого в компонентах; необходимо еще создать общепризнанные стандарты по семантике безопасных строительных блоков для вновь создаваемых приложений. Статьи этого выпуска в той или иной степени посвящены разбору упомянутых вопросов, анализу альтернативных подходов к интеграции и оценке их адекватности роли консолидатора ИТ-ресурсов предприятия.
Говорят, что ИТ-рынок России меньше отечественного рынка шоколада, составляющего сегодня около 4 млрд. евро. Однако не надо забывать, что производство и сбыт этого сладкого продукта и всех прочих изделий сегодня уже трудно представить без ERP, CRM и других бизнес-приложений с названиями преимущественно из трех букв. Ведь недаром затраты на ИТ переходят сегодня в разряд капитальных затрат предприятий и, как утверждают аналитики Gartner, достигнут к 2010 году в среднем 54% всех капиталовложений компаний.