Все технологии в своей эволюции проходят примерно один и тот же путь. На первых шагах, когда потребители воспринимают технологию, как новинку, когда еще не создана соответствующая инфраструктура, ее продвигает производитель, действует модель «рынка продавца». Позже, когда технология входит в круг естественных потребностей потребителей, а в системе «производитель-потребитель» устанавливается естественное равновесие, начинает действовать иная модель рынка, «рынка покупателя». К этому состоянию в начале XXI века, наконец, приходят и информационные технологии для корпоративных систем. Они становятся «естественными»; возможно, потому они и получили название Organic IT — «органичные ИТ».
Две классические кривые — кривая «хайпа», предложенная аналитиками Gartner Group, типичная для описания процесса вхождения в жизнь большинства новых технологий, и кривая, описывающая переходный процесс, которая иллюстрирует одну из основных закономерностей теории автоматического регулирования, — несмотря на разную природу схожи. Первая кривая — иллюстративная и получена эмпирическим путем, а вторая имеет простое и понятное математическое истолкование, полезное, в том числе, и для понимания метаморфоз компьютерных систем. Вторая кривая отражает изменение состояния системы; после получения входного импульса в ней начинается переходный процесс, по завершении которого система может прийти в новое стабильное состояние — либо асимптотически плавно, либо после затухания колебаний. Конкретная форма кривой переходного процесса и время его протекания зависят от свойств системы, однако в любом случае, если в системе есть отрицательная обратная связь между выходом и входом, то рано или поздно она приходит в установившееся состояние.
Разумеется, реальные процессы, наблюдаемые в компьютерной индустрии, намного сложнее, чем те, которые описывает теория автоматического регулирования. Однако после десятилетий волнообразного, а порой скачкообразного развития компьютерных систем неизбежно должна наступить фаза стабильности.
Последнюю волну компьютинга отличает повышенное внимание к потребителю. Аналитики из Forrester Research [1] назвали такие информационные технологии «естественными», или «органичными» (Organic IT); они считают, что «органичная фаза компьютерной революции» представляет собой реальную попытку поставить ИТ на службу бизнесу. (Кстати, Forrester принадлежит пальма первенства и в отношении введения в наш лексикон термина «клиент-сервер»). Среди множества значений для слова organic в англо-русском словаре можно найти: «жизненно важный», «органический», «врожденный», «естественный», «основной», «неотъемлемый», «основополагающий».
Основанием для появления концепции Organic IT стало то, что у каждого из крупных производителей есть собственная программа продвижения к «естественным» компьютерным системам:
- Dell — Dynamic Computing;
- Hewlett-Packard — Adaptive Infrastructure (Adaptive Enterprise);
- IBM — Computing On Demand, Autonomous Computing;
- Microsoft — Dynamic Systems;
- Sun Microsystems — N1.
Эти программы различаются, но имеют много общего. Наибольшее внимание ИТ-общественности привлекают к себе инициативы HP, IBM и Sun. По оценкам Forrester, поставлять продукты, укладывающиеся в концепцию Organic IT, эти компании начнут в интервале с 2004-го по 2006 год.
В Forrester предлагают следующее определение: «Organic IT — это компьютерная инфраструктура, построенная из дешевых компонентов с такой избыточностью, которая обеспечивает автоматическое разделение и администрирование корпоративных информационных ресурсов, в том числе программного обеспечения, процессоров, систем хранения данных и сетей между всеми приложениями, работающими в центре обработки данных».
Внедрение Organic IT призвано решить ряд задач.
- Использование ресурсов (Utilization). Organic IT допускает масштабирование вверх и вниз без перерывов в обслуживании; по своей надежности подобная инфраструктура аналогична современным энергетическим или телефонным сетям.
- Интеграция (Integration). Organic IT позволяет легко и просто объединять разнородные технологии.
- Управляемость (Manageability). Organic IT автоматизирует процессы инсталляции, балансировки нагрузки, обнаружения неисправностей и восстановления, оставляя оператору необходимость вмешательства только при нештатных обстоятельствах.
Объективность появления Organic IT в Forrester объясняют тем, что за пятьдесят с лишним лет своего существования компьютинг прошел несколько фаз, но ни на одной из них не был органичен по отношению к бизнесу; компьютерами пользовались, но все же они оставались вторичными по отношению к основному бизнесу. Неопределенность положения и вторичность ИТ были причинами постоянных неудач при попытках обосновать их экономическую эффективность. И вот только сейчас, с появлением модели вычислений, ориентированной на сервисы, компьютинг становится естественным и «правильным».
Авторы отчета Forrester считают, что во времена мэйнфреймов и миниЭВМ компьютерные системы развивались, по сути, ради самих себя, а отнюдь не ради конечной цели — сослужить пользу бизнесу. С появлением персональных компьютеров, локальных сетей, реляционных баз данных и других новаций того времени удалось сблизить бизнес и технологии. Но эти решения принесли с собой новые издержки, в том числе избыточные вычислительные мощности на «толстых» клиентах, сложность администрирования; осталась нерешенной проблема связи между внутренними подразделениями компании и ее внешними партнерами и поставщиками. И вот появление Internet в 90-е годы «сломало спину» традиционным информационным технологиям, поскольку появилась возможность использовать недорогие серверы. Однако расплатой за удобства стали чудовищные проблемы интеграции приложений и управления.
Профессионалам еще предстоит переосмыслить ряд казавшихся прежде незыблемыми аксиом. В частности, успели серьезно устареть фундаментальные представления об информации и компьютере. Вдохновленные трудами Алана Тьюринга, мы всегда рассматривали компьютер как универсальную машину, которая может делать все. Казалось вполне естественным, что для решения любой задачи необходимо иметь универсальное железо и специализированную программу. В итоге практически одни и те же компьютеры использовались и для научных расчетов, и для решения экономических задач, и в других сферах — скажем, для сочинения музыки и стихов.
Когда-то это казалось совершенно естественным, но не сегодня. Да, там, где компьютер используется в своем первородном предназначении, как вычислитель, там все было и есть правильно. Однако в бизнесе универсальный компьютер мог с успехом использоваться только для выполнения рутинных операций. Он стал мощным технологическим средством для материализации бюрократии. Ярчайшие тому иллюстрации — мэйнфреймы и системы класса ERP.
Первое реальное столкновение производителей с потребителями, в котором обнаружилось несовпадение взглядов двух сторон, стало появление персонального компьютера. По сути, это был величайший идеологический кризис. Серьезные специалисты не хотели признавать ПК; программирующих на Basic они называли «обезьянами». Драма Digital Equipment состояла в том, что ее руководство не осознало изменившихся правил игры, посчитав достаточным предлагать рынку компьютеры, в их понимании являющиеся лучшими — а потребители-то хотели совсем другого. IBM смогла устоять по причине своих размеров, а кроме того, «бюрократическая» инсталляционная база была настолько велика, что мэйнфреймы живы и по сей день, хотя их кончину предрекали давным-давно. И, наконец, именно корпорация IBM предложила IBM PC.
Попутно стоит заметить, что на фоне рассуждений об общих тенденциях, в прослеженной выше траектории движения от мэйнфреймов к органичным ИТ видны странные эволюционные зигзаги. Первый пример — идея горизонтальных компьютерных систем, которую как альтернативу мэйнфреймам в 80-е годы предложила DEC. Инженерам DEC удалось разработать технологию кластеризации весьма популярных в те годы миникомпьютеров VAX, отголоски которой обнаруживаются в новейших решениях HP Utility Data Сenter. Но идея явно опередила свое время, еще не были достаточно развиты компьютерные сети, и возможности кластеров как прообразов центров обработки данных не удалось использовать. А вскоре появились персональные компьютеры и недорогие рабочие станции под управлением ОС Unix, и потребитель отвернулся от «мини». Второй пример более близкий; всего года три-четыре назад оформилось поколение хорошо известных суперсерверов, которые стали называть «мидфреймами». Адепты этого направления упорно доказывали их перспективность, хотя, конечно же, это был своего рода ренессанс мэйнфреймов в сетевую эпоху. Мощные серверы — естественно, отнюдь не тупиковая ветка — подобного типа компьютеры будут нужны всегда, — но, видимо, и не основная.
Справедливости ради отметим, что еще одна аналитическая компания, Gartner Group использует собственное название — Real-Time Infrastructure (RTI), т. е. инфраструктура реального времени [2]. Определяют ее следующим образом. «Информационная инфраструктура — это набор из клиентских устройств, серверов, систем хранения, сетей и баз данных, поддерживающий выполнение бизнес-приложений и обеспечивающий соответствующие бизнес-процессы. Инфраструктура реального времени — такая информационная инфраструктура, действие которой распространяется и на пользователей, на те подразделения, которые действуют в динамическом режиме». Подобная инфраструктура должна обладать свойством автоматической оптимизации, чтобы обеспечить требования бизнеса и снизить уровень затрат на ИТ. В представлении Gartner Group, в концепцию RTI укладывается видение перспектив распределенных компьютерных систем на предстоящее десятилетие. Основные принципы RTI:
- ИТ-ресурсы станут распределенными, а не отдельными островами современной вычислительной модели.
- Приоритеты бизнеса будут определять отношение к ресурсам и их распределение, выполняемое автоматически.
- Уровень обслуживания будет предсказуемым и непрерывным несмотря на непредсказуемость требований к ИТ-услугам.
Что нужно бизнесу?
При внимательном анализе в рассуждениях аналитиков Forrester Research обнаруживается логическая неточность. Они не отражают изменений, происходящих на стороне потребителей. Применение компьютеров в бизнесе началось с автоматизации рутинных операций; типичным примером могут служить банковские системы, в том числе, поддержка банкоматов. Несмотря на понятные технические сложности, с информационной точки зрения системы проводок платежей, обслуживание банкоматов и прочие подобные операции тривиальны; это системы передачи данных и не более. Однако реальный бизнес и реальная работа с информацией начинается там, где в работе с информацией участвует человек. В свою очередь, роль, которую играет человек, зависит от типа организации. А сами организации также эволюционируют, и без учета изменений в бизнес-среде невозможно во всей полноте судить об эволюции компьютерных систем.
Классические предприятия были и остаются ориентированными на эффективность и качество своего функционирования. Но со временем появились предприятия с иными целевыми функциями, некоторые из них ставят своей целью успех за счет инноваций, другие ориентируются на запросы потребителей. Условно, для примера в качестве первого типа компании можно назвать IBM, второго — Sun Microsystems, третьего — Dell.
В [3] убедительно показано, что для того, чтобы стать лидером рынка, необходимо придерживаться одной из трех стратегий, приведенных в таблице 1. Идея проста — максимизировать функцию сразу по трем критериям сложно. Можно соглашаться или не соглашаться с этой идеей, но таблица чрезвычайно интересна. Из нее следует, что в зависимости от того, на что ставит компания, ей требуются совершенно разные информационные технологии. В последние десятилетия рынок очень сильно менялся, количество компаний второго и третьего типа становилось все больше, а ИТ оставались в основном идеологически привязанными к представлению о потребителе как о компании первого типа.
В аргументах в пользу Organic IT как-то неявно, иносказательно говорится об этих изменениях. Это, по меньшей мере, странно. Ведь если речь идет о создании адаптивных систем, то надо более ясно представлять то, к чему они должны адаптироваться. Если этого не делать, становится возможным повторение старых ошибок. Пользователи часто плохо осознают преимущества новых моделей компьютинга, которые вроде бы созданы по их требованиям. Действительно: «Вендоры пытаются продавать нечто, например, коммунальные вычисления (utility computing), а пользователи не понимают, что это. Производители пока еще вынуждены обучать своих покупателей и потенциальных клиентов» [4].
Литература
- "Organic IT". Forrester Research, April 2002.
- "Real-Time Infrastructure: Vision and Progress". Gartner Group, June 2003.
- Michael Treacy, Fred Wiersema, "The Discipline of Market Leader: Choose Your Customers, Narrow Your Focus, Dominate Your Market ". DIANE Publishing, 1995.
- "Utility Computing Survey: Vendors Don't "Get" User Needs?", Saugatuck Technology.