Дополнительное ИТ-образование дает возможность осуществлять комплексное обучение с акцентированной профильной подготовкой, позволяющей готовить востребованных в экономике специалистов. Однако квалификационные характеристики выпускников программ такого дополнительного образования пока не определены, а перспективность объединения усилий вузов и специализированных отраслевых учебных центров с целью разработки и реализации совместных учебных программ требует своего обоснования.
Приказом по Министерству образования РФ № 4175 от 29.11.2002 создано новое направление подготовки бакалавров и магистров 511900 «Информационные технологии» [1-2]. Как показывает опыт, дополнительное образование — важная составляющая ИТ-образования в целом; его основными целями являются освоение нового вида профессиональной деятельности или получение дополнительной квалификации, связанной с деятельностью в области ИТ, а также повышение существующей квалификации.
Дополнительное профессиональное образование многообразно по своим формам, особенно в сфере повышения квалификации. Дополнительные образовательные программы могут осуществляться с отрывом, без отрыва и с частичным отрывом от работы. Они могут осваиваться параллельно с основными образовательными программами. Наиболее емкими по объему учебных часов считаются программы обучения для получения дополнительной квалификации и освоения нового вида профессиональной деятельности [3]. При этом обучение на дополнительную квалификацию характеризуется не только большим объемом и, как следствие, длительным, обычно двухгодичным учебным циклом, но и тем, что в результате успешного освоения соответствующих учебных программ выпускники получают диплом государственного образца. Поэтому данный вид образования и представляет основной интерес с точки зрения разработки учебно-нормативных материалов, регламентирующих соответствующую образовательную деятельность.
В соответствии с требованиями Минвуза нормативный объем профессиональной переподготовки для получения дополнительной квалификации должен составлять не менее 1000 часов аудиторных занятий (с учетом самостоятельной работы — около 2000 часов), а для освоения нового вида профессиональной деятельности — не менее 500 часов. Это делает обучение на дополнительную квалификацию перспективным для подготовки высокопрофессиональных, востребованных на практике ИТ-кадров.
Необходимое условие присвоения дополнительной квалификации — наличие диплома о высшем образовании по специальности, указанной в качестве допустимых в каждой программе дополнительного образования. Так, дополнительная квалификация «Разработчик профессионально ориентированных компьютерных технологий» может присуждаться лицам, имеющим высшее профессиональное образование по следующим направлениям и специальностям: 010000 «Естественнонаучные специальности»; 510000 «Естественные науки и математика»; 060000 «Специальности экономики и управления»; 350000 «Междисциплинарные специальности»; 654600 «Информатика и вычислительная техника»; 550000 «Технические науки»; 650000 «Техника и технологии».
Сегодня в области дополнительного образования делаются первые шаги. Имеется только предварительный Перечень программ дополнительного образования по направлению ИТ, составленный Минвузом, включающий следующие программы:
- «Специалист в области компьютерной графики и Web-дизайна (Web-дизайнер)»;
- «Системный инженер (специалист по эксплуатации аппаратно-программных комплексов персональных ЭВМ и сетей на их основе)»;
- «Разработчик профессионально ориентированных компьютерных технологий»;
- «Менеджер наукоемких технологий».
Чрезвычайно важно с момента становления данной области четко определить ее цели и задачи, квалификационные требования к выпускникам дополнительных образовательных программ, гарантирующие определенный уровень подготовки.
Стоит заметить, что предлагаемые программы дополнительного образования не имеют ничего общего с высказываемыми иногда предложениями вспомнить опыт военных лет (тогда ускоренная подготовка младших офицеров действительно позволила решить проблему кадров) применительно к подготовке ИТ-специалистов и создать негосударственные училища по типу программистских ПТУ, предлагающие краткую подготовку на методической базе CC2001. Возможно, ПТУшников готовить проще, чем профессионалов высокого класса, однако серьезным компаниям такие «специалисты» не нужны. В индустрии, в бизнесе, в исследовательских проектах не хватает именно специалистов, способных эффективно использовать и развивать современные ИТ, ставить и решать новые задачи в быстро прогрессирующей области. Одного эксперта не заменит армия недоученных статистов от программирования. Учитывая динамику развития самой области ИТ, любой профессионал должен систематически заниматься самообразованием и быть готовым к решению новых задач. Ему необходимо изучать соответствующую научно-техническую литературу, разбираться в системе стандартов, для чего требуется достаточно высокий уровень как базовой, так и профессиональной подготовки.
Субъекты программ дополнительного образования
Обучение на дополнительную квалификацию характеризуется значительным объемом учебной нагрузки, что дает возможность осуществлять программы профессиональной подготовки, отвечающие высоким требованиям. Во-первых, оно реализуется для тех, кто уже имеет высшее образование или завершает обучение по основной программе высшего образования (т.е., как правило, имеет подготовку по естественнонаучным и техническим дисциплинам и математике), что позволяет преподавать ИТ-дисциплины на высоком уровне. Во-вторых, объем часов подобных учебных программ дает возможность реализовывать комплексную и одновременно профилированную подготовку слушателей к профессиональной деятельности в области ИТ. В-третьих, слушатели этих программ обычно обладают серьезной мотивацией для обучения, а также определенным практическим опытом в интересующей их области ИТ.
Таким образом, данный вид дополнительного образования наряду с магистерским обучением позволяет осуществлять комплексное обучение профессии с акцентированной профильной подготовкой по выбранным направлениям специализации (сетевые технологии, системное администрирование, технологии мультимедиа и др.). Однако, в отличие от магистерской подготовки, где значительное внимание уделяется научной работе, оно направлено, в первую очередь, на подготовку экспертов, способных эффективно решать сложные задачи производственного характера.
Важное достоинство дополнительного ИТ-образования — его высокая адаптивность к текущим потребностям в профессиональных кадрах. Поэтому программы дополнительного образования могут охватывать более широкий спектр по сравнению с «консервативными» программами магистерского образования. Учитывая предназначение и характер применения выпускников программ дополнительного обучения, их квалификацию можно было бы обозначить понятием технолог ИТ — профессионал по конкретному классу технологий, способный решать в этой области сложные производственные задачи.
Введение квалификации технолога ИТ с облегчением было бы воспринято техническими университетами, которые сейчас не поддерживают развитие данного вида дополнительного образования, опасаясь, что оно может претендовать на подготовку кадров для занятия инженерных должностей на предприятиях, минуя — и тем самым дискредитируя — подготовку инженеров по пяти-шестилетним вузовским программам. Такие опасения происходят из-за распространенного отождествления квалификации инженера как выпускника вуза с должностью инженера. Инженерное образование — одно из самых мощных в российской системе высшего образования, дающее обширные знания выпускникам, по физике, химии, математике, многим инженерным дисциплинам общего и специального характера. Однако выпускник вуза, пусть даже с инженерным дипломом, не может претендовать на роль эксперта по ИТ, востребованного на практике. Для этого выпускнику вуза потребуется более специализированное обучение по одной из магистерских программ или программ дополнительного образования, в частности, программ на дополнительную квалификацию. Наиболее подходящим названием для такой квалификации было бы понятие «технолог ИТ» (или «технолог ИТ конкретного направления» — например, «технолог по системному администрированию» или «технолог по безопасности компьютерных сетей»).
Анализ имеющихся программ дополнительного образования на дополнительную квалификацию показывает ряд их недостатков:
- отсутствие четко определенных квалификационных требований к выпускникам;
- отсутствие курсов для формирования базовых знаний в области ИТ в соответствии с рекомендациями СС2001 [4], которыми слушатели программ дополнительного образования часто не обладают (прежде всего, по таким дисциплинам, как дискретные структуры, основы современных языков программирования, архитектура компьютеров, основы операционных систем, основы баз данных и компьютерных сетей);
- отсутствие системного подхода к изучению ИТ (в частности, отсутствие курса, изучающего систему стандартов в ИТ, глобальные концепции развития ИТ, фундаментальные модели) [5];
- упрощенный уровень изучения отдельных дисциплин;
- недостаточный почасовой объем конкретных рабочих программ, а также практикуемый перезачет необоснованно большого количества часов по программированию, пройденных по основной образовательной программе, часто не соответствующих современным требованиям;
- заниженные требования к выпускной работе;
- отсутствие целостной системы программ дополнительного образования.
Все это снижает эффективность, а в итоге, и престижность дополнительного ИТ-образования, что подтверждает актуальность введения квалификации «технолог ИТ» и создания соответствующей нормативной базы для разработки программ дополнительного образования на единой методической основе.
Квалификационная характеристика технолога ИТ
Квалификационная характеристика выпускников дополнительных образовательных программ на дополнительную квалификацию — неотъемлемая часть образовательного стандарта. Она включает перечни объектов и видов профессиональной деятельности выпускников соответствующих программ.
Объекты профессиональной деятельности технолога ИТ
Объектами профессиональной деятельности выпускников дополнительных образовательных программ на дополнительную квалификацию «технолог ИТ» являются:
- информационные технологии (информационно-вычислительные сети, компьютерные системы, информационные системы, базы данных, электронные коллекции, сетевые приложения, продукты системного и прикладного программного обеспечения;
- стандарты, профили, открытые спецификации, протоколы взаимодействия, другие технические характеристики систем, продуктов и сервисов ИТ;
- языки программирования, языки описания информационных ресурсов, языки спецификаций, а также инструментальные средства проектирования и создания систем, продуктов и сервисов ИТ;
- документация на системы, продукты и сервисы ИТ;
- средства администрирования и управления безопасностью;
- проекты по созданию и внедрению ИТ, соответствующая проектная документация;
- стандарты, процедуры и средства управления жизненным циклом ИТ;
- комплекты аттестационных тестов для установления соответствия систем, продуктов и сервисов ИТ исходным стандартам и профилям;
- производственные процессы, подлежащие автоматизации и реинжинирингу;
Виды профессиональной деятельности
Технолог ИТ должен быть подготовлен к следующим видам деятельности:
- разработке, созданию и использованию новых ИТ, реализованных в виде систем, продуктов и сервисов ИТ;
- разработке стандартов, профилей, открытых спецификаций систем, продуктов и сервисов ИТ;
- разработке и применению программных и информационных моделей процессов и объектов в науке, технике, экономике и управлении;
- использованию ИТ в проектно-конструкторской, управленческой и финансовой деятельности.
Принципы разработки стандарта дополнительного образования
Анализ задач дополнительного образования и квалификационных характеристик к выпускникам показывает, что соответствующая учебная программа должна ориентироваться на комплексную и одновременно профильную подготовку специалистов, обладающих знаниями научно-методических основ, стандартов, методов и средств, обладающих базовыми знаниями в соответствии с рекомендациями СС2001, владеющих практическими навыками использования современных технологий, способных решать сложные научно-технические задачи и осуществлять проекты научно-производственного характера.
Определим основные принципы построения образовательных программ на дополнительную квалификацию.
- Подобная учебная программа должна быть направлена на подготовку высокопрофессиональных кадров, которые должны хорошо ориентироваться во всем пространстве ИТ, быть подготовленными к созданию, интеграции, сопровождению и использованию сложных систем, продуктов и сервисов ИТ, удовлетворяющих принципам открытых систем, построенных в соответствии с требованиями международных стандартов.
- В учебной программе должна быть отражена стратегическая роль концепции открытых систем для развития методологии и практики ИТ и, как следствие, роль стандартов и процесса стандартизации ИТ.
- В состав программы должны быть включены лекционные и практические занятия, обеспечивающие слушателям получение базовых профессиональных знаний в объеме, примерно соответствующем объему знаний представленного в СС2001 ядра для подготовки бакалавров. К обязательным базовым курсам следует отнести курсы, содержательно соответствующие аналогичным курсам стандарта бакалавра ИТ и составляющие не менее 30-40% от общего объема часов: дискретные структуры (2-семестровый курс с семинарскими занятиями); основы современных языков программирования (2-семестровый курс, поддержанный практикумом); архитектура ЭВМ и основы ОС (семестр); базы данных (семестр); компьютерные сети (семестр).
- В состав программы должен входить базовый методологический курс «Анализ информационных технологий» [6], посвященный научно-методическим основам ИТ, включая основные тенденции и концепции развития ИТ, концептуальный базис и эталонные модели важнейших разделов ИТ, организационная структура процесса стандартизации, аппарат профилирования, таксономия профилей и стандартов, используемые для определения стандартов языки и нотации, а также общие аспекты ИТ (управление, безопасность, интернационализация и др.).
- Профессионально-ориентированная часть курсов должна включать как курсы по основам современных ИТ, так и курсы профилирующей подготовки. Первые предназначены для получения слушателями фундаментальных знаний по важнейшим разделам ИТ, вторые — по конкретным видам технологий и продуктам.
- Программа должна включать обязательные и факультативные лекционные курсы, учебно-практические курсы и лабораторные работы, семинарские занятия, исследовательско-практические разработки и пр. Разнообразие видов обучения способствует более гармоничному развитию слушателей.
- В программе важное место отводится проведению так называемых учебно-практических курсов, которые включают как разбор теоретических аспектов ИТ, так и выполнение практических (лабораторных) работ с использованием наиболее распространенных ИТ-продуктов. Учебно-практические курсы целесообразно использовать в разделе профильных курсов.
- В программу может быть включен набор дополнительных лекционных курсов для обеспечения возможности составления гибких индивидуальных учебных планов с учетом интересов и способностей слушателей, индивидуальных установочных целей обучения.
- Важное место в программе отводится исследовательско-прикладным проектам, что способствует более глубокому осознанию и пониманию методологических основ ИТ, углубленному изучению стандартов ИТ, практическому освоению современных технологий реализации жизненного цикла систем и сервисов ИТ, развитию профессионального творчества.
- Программа должна характеризоваться основательностью и высоким профессиональным уровнем содержания курсов. Она должна реализовываться опытным преподавательским коллективом, ведь по существу это и есть вечерняя магистратура — но с более прагматическим уклоном.
- Состав учебных курсов и занятий призван адекватно отразить в учебной программе критические фазы жизненного цикла систем, продуктов и сервисов ИТ:
- проектирование спецификаций функциональности создаваемых технологий с использованием аппарата профилирования;
- реализацию профилей ИТ — создание систем, продуктов и сервисов ИТ на основе технологий комплексной поддержки жизненного цикла изделий;
- тестирование соответствия реализаций ИТ исходным профилям и стандартам.
Стратегия развития программ дополнительного образования
Образование на дополнительную квалификацию обеспечивает возможность комплексного обучения ИТ-профессии с акцентированной профильной подготовкой по выбранным направлениям специализации. Немаловажно и то, что данный вид образовательной деятельности реализуется, как правило, без отрыва от основной работы. Такое образование включает два компонента, сравнимых по объему часов.
Первый компонент обеспечивает общую профессиональную подготовку и включает как базовые, так и специальные курсы по важнейшим разделам ИТ. Его задача — дать слушателям необходимое базовое образование с учетом рекомендаций СС2001, а также фундаментальные знания по важнейшим направлениям ИТ. Эта часть программы дополнительного образования может называться академической, так как оптимально она должна даваться в традиционной университетской среде.
Второй компонент предназначен для акцентированной профильной подготовки по конкретному направлению специализации. Его задачи — ознакомление с новыми технологиями, а также получение необходимых навыков и умений для их профессионального использования на практике. С такой задачей лучше всего справляются специализированные учебные курсы, разработанные производителями технологий и продуктов и реализуемые в специализированных учебных центрах.
Поэтому оптимальным подходом к развитию рассматриваемой формы дополнительного образования представляется объединение усилий учреждений высшей школы с отраслевыми учебными центрами для реализации на практике совместных учебных программ дополнительного образования. Такая форма сотрудничества обладает рядом достоинств:
- фундаментальность академического профессионального обучения, реализуемого силами опытного профессорско-преподавательского состава вузов;
- эффективность практического освоения современных технологий на базе специализированных тренинговых центров, высокий уровень соответствующих учебно-методических материалов;
- актуальность и непосредственная целевая применимость результатов обучения;
- объединение ресурсов для разработки и издания соответствующих учебно-методических материалов, а также создание совместной учебно-технологической базы;
- возможность проведения совместных исследовательских и экспериментальных работ, направленных на разработку и апробирование новых образовательных технологий;
- соответствие учебных процессов, реализуемых в рамках совместной деятельности, как требованиям государственных образовательных стандартов, так и современным требованиям к профессиональным кадрам;
- использование маркетинговых ресурсов учебных центров для продвижения совместных учебных программ на рынке услуг дополнительного профессионального образования;
- возможность получения выпускниками программ дополнительного образования как диплома государственного образца о присвоении дополнительной квалификации, так и сертификатов (в том числе, международных), отражающих уровень владения технологиями, изучаемыми по программе профилированной подготовки.
Примером таких дуальных программ могут служить программы подготовки по направлениям дополнительного образования «Системное администрирование» и «Безопасность ИТ», разработанные совместно лабораторией открытых информационных технологий ВМК МГУ им. Ломоносова и Учебным центром «Сетевая академия ЛАНИТ».
Заключение
В статье рассмотрены принципы разработки программ профессионального дополнительного образования. Для дополнительной квалификации предложено наименование — «технолог ИТ», предложен подход к подготовке востребованных в индустрии и бизнесе специалистов по конкретным направлениям, основанный на совместной разработке и реализации учреждениями высшей школы и отраслевыми учебными центрами учебных программ дополнительного образования.
Литература
- Владимир Сухомлин. «Подготовка бакалавров и магистров в области ИТ», Открытые системы, 2002, № 3.
- Владимир А. Сухомлин, Владимир В. Сухомлин. «Концепция нового образовательного направления», Открытые системы. 2003, № 2.
- Методические рекомендации и основные требования к проведению экспертиз документов, представляемых для лицензирования дополнительной квалификации профессиональной подготовки. Приказ от 06.09.2000 г. № 2571: «Об утверждении Положения о порядке и условиях профессиональной переподготовки специалистов».
- Computing Curricula 2001. Association for Computing Machinery and Computer Society of IEEE.
- Сухомлин В.А. «»Анализ ИТ» — базовая дисциплина для программ профессиональной подготовки специалистов в области информационных технологий», Сб. трудов «Теоретические и прикладные проблемы информационных технологий», научной конференции, посвященной 250-летию МГУ и 10-летию ВКШ, МГУ, М.2001».
- Сухомлин В.А. «Введение в анализ информационных технологий» // М.: «Горячая линия — Телеком» 2003 г.
Владимир Сухомлин (www.sukhomlin.ru) — профессор ВМК МГУ им. Ломоносова. Работа посвящается сетевому программисту и журналисту Сухомлину В.В., на протяжении ряда лет помогавшему автору в развитии дополнительного ИТ-образования. Автор выражает благодарность Еремину С.В. (ЛАНИТ) и Парчевской Л.Н. за практическую поддержку предложенного подхода.
Введение в государственный реестр специальностей квалификации «технолог ИТ» стало бы естественным отражением реалий, сложившихся в практике кадрового обеспечения ИТ-специалистами. В индустрии и бизнесе, как и в исследовательских проектах нужны именно профессиональные технологи ИТ, обладающие экспертными знаниями и умениями по конкретным направлениям ИТ. А из какого «сорта» бакалавров, специалистов, магистров куются эти эксперты своего дела, как правило, не столь существенно.