Семейство программных продуктов от Hewlett-Packard для управления информационными системами пополнилось еще одним представителем.
Сегодня все новации компании Hewlett-Packard в управлении информационными системами так или иначе подверстываются в концепцию, которую в HP называют Адаптивным предприятием (Adaptive Enterprise). В конце 2003 года компания объявила о своем следующем шаге в этом направлении. То, что было ранее известно под кодовым именем Nimbus Project, предстало под продуктовым именем Systems Insight Manager. Инструментарий Systems Insight Manager можно назвать интегрированным по той причине, что в нем совмещены возможности трех предшественников: менеджера Insight Manager, унаследованного от корпорации Compaq и предназначавшегося для мониторинга серверов на платформах Windows и Alpha, системы Service Control Manager для ОС HP-UX и Linux, а также HP Toptools Device Manager.
Архитектура HP Systems Insight Manager
Systems Insight Manager нельзя рассматривать в отрыве от контекста, который составляют другие программные средства, предназначенные для управления, выпускаемые Hewlett-Packard. Systems Insight Manager является одним из опорных звеньев в технологической цепи программных средств для управления информационной инфраструктурой предприятия, которая сама, в свою очередь, входит составной частью в корпоративную стратегию управления предприятием. В трактовке HP подобная стратегия состоит из трех базисных составляющих, их можно считать верхним уровнем иерархии управления.
- Персонал. Управление персоналом предлагает методики для создания социальной структуры, распределения ролей и оперирования другими гуманитарными и культурными составляющими, необходимыми для поддержки информационных технологий, ориентированных на бизнес.
- Процессы. Сюда входят средства для выстраивания цепочек технологий, подчиненных бизнесу.
- Собственно технологии. Технические средства для оптимального использования ресурсов в максимальной степени подчиненного требования со стороны бизнеса.
Следующий уровень образуют средства для управления информационной инфраструктурой. По сравнению с другими производителями, предложения от HP включают, пожалуй, наиболее обширный набор такого рода средств. В него помимо HP Systems Insight Manager входят: HP IT Service Management — управление ИТ-сервисами; HP OpenView — программный пакет централизованного управления гетерогенными структурами; HP Storage Management — управление системами хранения данных; HP Information Lifecycle Management — управление жизненным циклом данных; HP Total Print Management — управление печатью; HP Business PC Management — управление клиентскими рабочими местами; HP Utility Data Center — комбинированное решение для центров обработки данных.
Среди всех перечисленных средств управления Systems Insight Manager выделяется, поскольку он представляет собой инструмент, ориентированный сугубо на серверы. Он обеспечивает выполнение ряда технических функций.
- Развертывание программного обеспечения на серверах, управляемых ОС HP-UX, Windows и Linux.
- Автоматическое распознавание и идентификация подключенных систем. Использование специального фильтра Discovery Filters позволяет исключить опознавание нежелательных систем.
- Обнаружение неисправностей и обработка сообщений о событиях с элементами проактивного прогнозирования событий. Модуль Automatic Event Handling позволяет выбирать наиболее удобную форму оповещения; кроме того, он обеспечивает возможность выполнения скриптов и передачу сообщений о событии в корпоративные платформы HP OpenView Network Node Manager или HP OpenView Operations.
- Осуществление всех операций по управлению средствами команд, выполняемых на центральном сервере администрирования Central Management Server.
- Обеспечение безопасности дистанционного администрирования с использованием средств аутентификации и шифрования коммуникаций с использованием Secure Sockets Layer и secure shell (SSH).
- Распределение ответственности за безопасность на базе ролевого механизма. Системный администратор может контролировать регламент доступа для каждого пользователя.
- Определение используемого инструментария (командные строки Web-приложения, скрипты), применяя для этой цели несложные XML-документы, которые позволяют ограничиться либо готовыми инструментами, либо дополнить их собственными.
- Сбор данных в процессе эксплуатации системы и подготовка итоговых отчетов непосредственно в формате HTML или с экспортом в формат CSV. (Comma-Separated Values — это универсальный формат, используемый для экспорта данных в электронные таблицы и базы данных.)
- Сравнение «мгновенных снимков» с нескольких (до четырех) серверов одновременно, что упрощает анализ, особенно в ситуациях, для которых характерна нестабильность.
- Управление версиями BIOS, драйверов и агентов, в том числе, загрузка их последних редакций.
- Использование двух типов интерфейса (либо графический на базе Web-браузера, либо интерфейс командной строки).
Объектом управления для монитора HP Systems Insight Manager является домен, в состав которого входит один центральный сервер управления Central Management Server (CMS). На этот сервер устанавливается сам менеджер, а также множество управляемых систем. Сервер CMS оснащается монитором HP Systems Insight Manager, с него инициируются все централизованно выполняемые операции; кроме того, на нем размещается и база данных по управляемым объектам. Здесь обнаруживается любопытная рекурсия: поскольку CMS является частью системы, то ее можно построить так, что он входит в собственный домен и сам управляет собой (можно поступить и иначе, включив его в множество управляемых систем другого домена). Управляемыми системами могут быть любые устройства, которые в состоянии взаимодействовать с HP Systems Insight Manager по сети в том числе, серверы, настольные компьютеры, ноутбуки, принтеры, рабочие станции, концентраторы и маршрутизаторы. Обычно эти устройства имеют IP-адрес, причем управляемая система может быть подключена более чем к одному серверу CMS. Связь с CMS обеспечивают агенты, работающие на управляемых системах, в их функцию входит мониторинг аппаратного и программного обеспечения.
Взаимосвязь с OpenView
HP OpenView Operations используется для установления соответствия между информационной инфраструктурой и предоставляемыми ею сервисами, такими, как электронная почта, системы планирования ресурсов предприятия, приложения электронной коммерции и др. Система OpenView Operations позволяет строить политику управления с использованием мониторинга операционных систем, приложений, обеспечивать автоматическую реакцию на события общего характера. OpenView Operations предоставляет средства распределенного управления информационными системами, собранных из компонентов от разных производителей, включая программное обеспечение промежуточного слоя и приложения.
Система OpenView Network Node Manager (NNM) предназначена для управления гетерогенными сетями, в которых требуется совершенное управление коммутаторами и маршрутизаторами, утонченный анализ причин, вызывающих изменения состояний и распределенное управление. NNM обнаруживает причины сбоев и в графической форме представляет текущее состояние сложной сетевой конфигурации. Как готовое решение, обладающее достаточным запасом интеллекта, NNM позволяет осознать взаимоотношения между сетевыми устройствами в комплексе.
Рис. 1. Архитектура домена, управляемого HP Systems Insight Manager |
При совместном использовании, HP OpenView и HP Systems Insight Manager позволяют построить консолидированную платформу для управления гетерогенной информационной инфраструктурой, поскольку удается объединить разные ресурсы управления. HP OpenView, со своей стороны, вносит независимость от конкретного производителя, от того, кем поставлен тот или иной компонент, управление сетевой топологией и возможность управления операционными системами и приложениями. А HP Systems Insight Manager дополняет эту функциональность управлением жизненным циклом аппаратного обеспечения, управлением состоянием и сбоями аппаратного обеспечения, управлением конфигурациями и версиями.
Для интеграции между Systems Insight Manager и OpenView разработан специальный конвектор, поддерживающий связь с NNM и OpenView Operations.
Systems Insight Manager и SNMP
На «атомарном» уровне вся функциональность HP Systems Insight Manager основана на возможности посылать устройствам управляющие воздействия посредством SNMP и по этому же протоколу получать аварийные сообщения (trap). Это обстоятельство нуждается в дополнительном комментарии: перед нами очередное заимствование технологий, созданных для Internet, и перенос их в корпоративную среду. Так было с корпоративными сетями и Web-сервисами уже много-много раз. Для того чтобы лучше понять то, каким образом функционирует Systems Insight Manager, кратко рассмотрим историю появления и внутреннее устройство протокола SNMP.
В 1988 году развитие Internet достигло такого уровня, что комитет Internet Architecture Board (IAB), отвечавший за стандартизацию Сети, счел необходимым разработать спецификации на средства администрирования для протоколов TCP/IP. Тогда же были опубликованы рекомендации для разработки стандартов в форме IAB Recommendations for the Development of Internet Network Management Standards, основным требованием которых было создание всеобъемлющего и масштабируемого набора протоколов для задач управления. К этому моменту уже существовал протокол Simple Gateway Monitoring Protocol (SGMP); он и стал базой для создания «черновика» стандарта Simple Network Management Protocol (SNMP). Затем прошла традиционная процедура одобрения стандарта, в результате которой Internet Engineering Steering Group рекомендовала принять SNMP в качестве окончательного стандарта. В мае 1991 года он был утвержден в версии 1.0, в которой было определено, как информация, необходимая для управления, должна быть структурирована, а также необходимые ограничения и правила присвоения имен объектам.
Были также определены аварийные сообщения, посылаемые системой в случае возникновения проблем. В апреле 1993 года был принят стандарт SNMP V2, а в 1997-м была создана версия SNMP V3, учитывающая появившийся к тому времени язык Java и новые протоколы, в том числе Hypermedia Management Protocol (HMMP).
Сетевые устройства снабжены данными, описывающими их специфику (параметры, статистика), поэтому для практической реализации SNMP требуется логическая база данных, содержащая информацию о сетевых устройствах, она получила название Management Information Base (MIB).
Отделение протокола от структуры необходимых для управления данных и строгое следование модели OSI позволяет SNMP управлять разнотипными устройствами и дает возможность распространить действие протокола на такие приложения, как базы данных и электронная почта, а также на эталонную модель J2EE.
В соответствии с моделью Internet Standard Management Model процесс управления реализует менеджер (manager) — так называют человека-оператора, или программное обеспечение, установленное на сетевой станции управления (network management station). В задачу менеджера входит обработка аварийных сообщений, поддержка устройств и поддержание переменных в базе MIB. Необходимую информацию они могут получать от программных агентов, установленных на каждом из устройств, они же могут получать информацию, посылаемую менеджером. Упрощенная схема взаимодействия между менеджером и агентом показана на рис. 2. Реальная же модель SNMP изящнее, она состоит их трех компонентов. На самом деле агент делится на две части — главный агент (master agent), который осуществляет синтаксический разбор и форматирование, получает и передает запросы подчиненным агентам (subagent). Стремясь избежать излишней сложности, эту связку называют просто агентом.
Рис. 2. Взаимодействие между агентом и менеджером |
HP Systems Insight Manager позволяет интегрировать SNMP и базы MIB третьих компаний.