Говорят, Россия — страна не отсталая, а преждевременная. Соглашаться с этим или нет — дело вкуса, но данное утверждение во многом справедливо по отношению к отечественной ИТ-индустрии. Идеи и технологии, активно обсуждаемые западной ИТ-общественностью, мгновенно находят отклик у отечественных специалистов. И хотя, может, это и преждевременно, но сегодня мы предлагаем вашему вниманию тематический номер, посвященный архитектуре, ориентированной на сервисы (service-oriented architecture, SOA). Напомним, первые упоминания о ней появились в России два-три года назад, почти одновременно с зарубежными публикациями.
Человек рождается и развивается как единая, интегральная сущность, то же самое можно сказать об ИТ-концепции SOA. Главное ее достоинство состоит в обеспечении реальной поддержки бизнес-процессов, а не отдельных прикладных компонентов и их взаимодействий, как в широко распространенных объектно-ориентированных технологиях.
Если обратиться к сервису «прослушивания музыки, записанной на компакт-диске», отмечается в одной из статей данного выпуска журнала, то в случае применения объектно-ориентированной технологии каждый диск должен комплектоваться собственным плейером. А вот при использовании архитектуры, ориентированной на сервисы, можно выбрать плейер, который отвечает индивидуальным вкусам потребителя. Один и тот же компакт-диск будет озвучен и на портативном плейере, и в стереосистеме, напичканной всеми мыслимыми средствами улучшения качества звука и формирования максимального комфорта. Предоставляемые в SOA бизнесу сервисы — программные компоненты (устройства проигрывания компакт-дисков), при необходимости заменяются другими, распределенными в Сети и отвечающими выбранным критериям.
Для бизнеса SOA может обернуться простотой адаптации к изменениям и снижением расходов (за счет нового подхода к повторному использованию кода). Как отмечают наши авторы, вместо традиционного объектно-ориентированного наследования в архитектуре, ориентированной на сервисы, предполагается создание сложных служб путем композиции сервисов низкого уровня. При этом нивелируются эффекты специализации, поскольку элементарные операции интегрируются в бизнес-функции требуемого прикладного уровня. Совместно со стандартизованными интерфейсами и слабой связанностью, такая композиция формирует столь актуальный для бизнеса фундамент адаптивности.
Еще Козьма Прутков отмечал: об оборотной стороне медали нелепо говорить — не ожидали. SOA — не просто набор Web-сервисов, а средство достижения необходимой эластичности ИТ-инфраструктуры, оборотная сторона которой заключается в возможности переориентации имеющейся конфигурации на решение новых задач бизнеса. Традиционная, статическая инфраструктура не позволяет работать в быстро меняющихся условиях. Например, предприятиям постоянно приходится решать проблемы, связанные с недостаточно быстрым реагированием на требования к информационной безопасности (которая, в свою очередь, непосредственно влияет на непрерывность бизнеса). Между тем, утверждают аналитики (в том числе из Gartner), для руководителей современных компаний эта проблема имеет наибольший приоритет, и на ее решение средств не жалеют. Как свидетельствуют результаты исследований IDC, к 2006 году на продукты и услуги, нацеленные на обеспечение непрерывности бизнеса, будет потрачено 155 млрд долл.
По вкусу это бизнесу или нет, но, опять-таки, по данным аналитиков, ИТ-подразделения большинства компаний фокусируются на решениях для автоматизации лишь отдельных частей данного процесса, хотя инвестиции в средства обеспечения непрерывности бизнеса составляют сегодня 0,75-1,5% от ИТ-бюджетов, увеличившись втрое за последние три года. Вряд ли таким образом удастся действительно добиться непрерывности и надежности бизнеса: если где-то сделать толсто, порвется там, где осталось тонко.
SOA способна помочь бизнесу, поскольку позволяет оптимально интегрировать произвольное количество сервисов, наилучшим в отрасли образом решающих конкретные задачи. Правда, несмотря на наличие необходимых технологий, еще не все специалисты до конца понимают, что означает интеграция и как ее достичь. Цена же такого недопонимания растет: по мнению аналитиков Gartner, 40% компаний, столкнувшихся с проблемами обеспечения непрерывности бизнеса и не имеющих плана ее восстановления, в следующие двенадцать месяцев выбывают из игры.
Траектория развития ИТ-индустрии сродни ходу конем. Сегодня накоплено достаточно программ и технологий для удовлетворения запросов бизнеса, и пришло время нелинейных решений, обеспечивающих их качественную интеграцию. Если ИТ-менеджеры, как пешки, продолжат ходить только вперед, поступательно, это можно будет расценить как дурной вкус. Исключительно линейное использование всего, что создало ИТ-сообщество, — также дурной вкус.