В [1-3] предложены методические основы ИТ-образования по всем видам обучения: подготовка бакалавров и магистров ИТ, подготовка ИТ-специалистов по программам дополнительного образования, обучение ИТ для непрофильных направлений и специальностей. Ряд предложенных методических материалов для подготовки бакалавров и магистров ИТ приняты в качестве временных государственных стандартов (временные требования к минимуму содержания и уровню подготовки) на период проведения шестилетнего эксперимента с целью отработки на их основе уже окончательных версий образовательных стандартов бакалавра и магистра по направлению 511900 «Информационные технологии». Другие предложения представляют собой проекты образовательных стандартов. Разработка указанных методических материалов осуществлялась с учетом международных рекомендаций; по существу, сформирована методическая основа для нового поколения стандартов в области ИТ-образования.
К сожалению, сложившаяся практика стандартизации в образовании не позволяет в полной мере реализовать потенциал предлагаемых решений. Исчерпаны возможности императивного подхода к нормативно-методическому регламентированию подготовки кадров. С особой остротой это ощущается при воспроизводстве кадров для ИТ-отрасли, чрезвычайно востребованной и динамичной, формирующей спрос на кадры для современной экономики. Общезначимый характер ИТ-отрасли и тот факт, что от качества подготовки кадров для нее во многом зависит развитие и многих других областей знаний и видов деятельности, делают очевидной необходимость вовлечения в процесс создания образовательных стандартов главных потребителей выпускников вузов — представителей бизнеса, индустрии, научно-исследовательских центров, образовательных учреждений.
Существующая система стандартизации в образовании не обеспечивает открытости процесса разработки образовательных стандартов, интеграции усилий заинтересованных в максимальной эффективности таких стандартов субъектов и профессиональной общественности, не поддерживает демократические принципы принятия решений в области стандартизации. Ей присущи и другие недостатки:
- статичность образовательных стандартов (периодичность обновления составляет пять лет, что для столь динамичной области, подобной ИТ, вряд ли приемлемо);
- отсутствие эффективного механизма сопровождения, проведения изменений и обновлений нормативно-методической базы образования в период между переходами от одного поколения стандартов к другому;
- доминирование узковедомственного подхода в разработке стандартов, изолированность этой деятельности от профессиональной общественности, а также от процессов международной стандартизации.
Это делает актуальным принципиально иной подход к стандартизации в сфере образования, основанный на использовании современных технологий стандартизации. Такой подход должен обеспечить:
- разработку образовательных стандартов на принципах открытости и консенсуса с привлечением к этой деятельности заинтересованных в ее результатах сторон (бизнес, индустрия, наука, вузы, эксперты);
- технологию сопровождения спецификаций стандартов, поддерживающую непрерывность их развития и поддержания в актуальном состоянии;
- гибкость профилирования образовательных стандартов для различных вариантов их применения; в частности, это подразумевает модульность построения образовательных стандартов, их модифицируемость как на структурном уровне (например, на уровне магистерских программ), так и на уровне отдельных модулей.
Предлагаемый подход к разработке стандартов образования открывает возможность реализации следующего важного этапа в развитии профессионального ИТ-образования в России — а именно, создания открытой национальной системы ИТ-образования. Базовым механизмом построения подобной образовательной системы служит процесс консорциумной стандартизации, предоставляющий возможность построения нормативно-методической базы современного образования на принципах коллегиальности, открытости, консенсуса в широкой профессиональной среде.
Консорциумная стандартизация в ИТ-образовании
Стратегически важная задача подготовки востребованных в индустрии, бизнесе и в науке ИТ-профессионалов должна решаться на основе эффективной открытой национальной системы ИТ-образования, динамично развивающейся в ногу с мировым научным и технологическим прогрессом, опирающейся на традиции и опыт отечественной высшей школы, построенной в соответствии с международными образовательными стандартами и рекомендациями, с тенденциями развития мировой образовательной системы.
Эффективность создания и использования любой сложной системы во многом зависит от качества разработки нормативно-методической базы — в частности, от стандартов, профилей, методов тестирования и конформности стандартам и профилям. Примером, демонстрирующим роль стандартов, может служить современная практика разработки новых технологий, когда первоначально организуется деятельность по формированию соответствующей нормативно-методической базы, например, в виде индустриальных стандартов или открытых спецификаций проектируемых технологий. Такая деятельность называется процессом стандартизации; ее назначение — создание на принципах консенсуса гармонизированной системы спецификаций конкретного класса технологий, на основе которой субъекты отрасли осуществляют выпуск конечных продуктов, сервисов и систем. При таком подходе обеспечивается высокая степень открытости конечных решений, высокая степень их соответствия исходным стандартам.
Весьма эффективным инструментом стандартизации показала себя стандартизация консорциумов (consortia standadization) [4]. Хотя данная форма стандартизации не гарантирует качество стандартов и уровень регламентированности процесса их сопровождения, свойственные официальным международным стандартам, ее достоинствами является быстрота процесса разработки и высокий уровень консенсуса разрабатываемых стандартов (как правило, в форме открытых спецификаций). Хорошо известны такие представители этой группы организаций-разработчиков стандартов, как IEEE, IETF, OMG, ECMA, W3C и др.
В сфере образования роль нормативно-методической базы не менее значима, чем в отраслях, связанных с высокими технологиями. Образовательные стандарты и сопутствующие им методические материалы являются основой для организации массового «производства» профессиональных кадров с контролируемым уровнем качества образования. Таким образом, образовательную деятельность следует рассматривать как сложную социокультурную технологию, для функционирования которой необходима высокая степень регламентированности (стандартизации) с предъявлением самых высоких требований к качеству нормативной базы.
Однако создание консорциумов, структурно сложных организаций, требует значительных начальных затрат и организационных усилий. В то же время сам процесс консорциумной стандартизации достаточно адекватно можно смоделировать посредством некоторой «электронной деятельности». Для успешного воплощения на практике такого подхода необходимы: наличие профессиональной команды, поддерживающей эту деятельность и заинтересованной в ней; актуальность целей и задач самой деятельности, способствующей интегрировать широкий круг профессионалов-волонтеров; эффективная стратегия продвижения в Сети. Поэтому в качестве начального этапа перехода к консорциумной стандартизации в ИТ-образовании представляется целесообразным развертывание соответствующей деятельности, направленной на разработку спецификаций нормативно-методической базы для актуальнейшего образовательного направления — «Информационные технологии». Результаты этой деятельности (проекты образовательных стандартов, учебных программ, других методических материалов), отработанные в рамках технологического процесса консорциумной стандартизации до требуемого уровня качества и согласованности, станут предметом рассмотрения их в соответствующем учебно-методическом объединении университетов и Министерстве образования и науки РФ в качестве кандидатов для прохождения процедур формальной стандартизации.
Важной задачей такой деятельности является вовлечение в процесс стандартизации широкого круга профессиональных организаций, включая университеты, компании отрасли, академические институты, а также экспертов в области ИТ — профессоров и преподавателей университетов, крупных ученых и научных работников, лучших специалистов отрасли, профессиональных писателей и издателей научно-технической литературы, активных студентов и аспирантов. Предполагается, что такой подход позволит создать и поддерживать в актуальном состоянии на принципах открытости и консенсуса высококачественные, соответствующие требованиям науки и практики образовательные стандарты и учебные программы, составляющие основу нормативно-методической базы системы ИТ-образования.
Командой проекта, взявшей на себя технологическую и организационную поддержку данной деятельности, а также формирование начального состояния информационной базы стандартов по направлению «Информационные технологии», создан ресурс www.it-edu.ru, который поддерживает деятельность консорциума в Сети.
Основные цели деятельности е-консорциума направлены на стандартизацию основных разделов профессионального высшего ИТ-образования, включая подготовку бакалавров ИТ с учетом международных рекомендаций, определенных в Computing Curricula 2001, магистров ИТ по всему спектру важнейших научных направлений области ИТ, высокопрофессиональных кадров на основе дополнительного ИТ-образования.
На начальном этапе основными для консорциума становятся следующие задачи.
- Развитие проекта стандарта бакалавра ИТ, принятого в качестве временных государственных требований для проведения, начиная с 2003 года, шестилетнего эксперимента по отработке образовательного стандарта бакалавра по направлению 511900 "Информационные технологии". Разработка сопутствующих учебно-методических материалов (учебные планы, программы учебных курсов и пр.).
- Развитие проекта стандарта магистра ИТ, принятого в качестве временных государственных требований для проведения шестилетнего эксперимента по отработке образовательного стандарта магистра по направлению 511900 "Информационные технологии". Разработка сопутствующих учебно-методических материалов.
- Разработка программ магистерского обучения, соответствующих важнейшим научным направлениям области ИТ (в том числе, на основе интеграции усилий вузов и академических институтов).
- Разработка и развитие стандарта дополнительного ИТ-образования на дополнительную квалификацию "ИТ-специалист".
- Разработка программ дополнительного образования на дополнительную квалификацию (в том числе, на основе интеграции усилий вузов и индустриальных учебных центров).
В перспективе работу консорциума предполагается расширить, охватив вопросы ИТ-образования в интересах других специальностей и направлений, а также школьное ИТ-образование.
Базовый процесс
Собственно формирование версий разрабатываемых технических документов или отчетов с учетом анализа замечаний и предложений от участников е-консорциума осуществляется рабочими группами, состоящими из экспертов в области ИТ-образования и других сфер деятельности, связанных с созданием и использованием современных ИТ. Задача рабочей группы — осуществление процесса стандартизации конкретного технического отчета, называемого рекомендацией. Целью этого процесса является достижение высокой степени согласованности содержания такой рекомендации в профессиональной среде. Для каждого процесса стандартизации, соответствующего разработке некоторой рекомендации, формируется своя рабочая группа (конечно, в принципе, одна группа может осуществлять реализацию более одного процесса одновременно).
Регламентированная последовательность технологических этапов, которой следуют рабочие группы в процессе разработки рекомендаций (например, проектов образовательных стандартов), составляет базовый процесс разработки рекомендации. Технологические этапы связаны с состояниями жизненного цикла рекомендации, которые идентифицируются специальными метками. Скажем, в начале процесса стандартизации рекомендация может иметь метки состояния «техническое задание» или «рабочая рекомендация», а на выходе — «проект рекомендации», «экспериментальная рекомендация», «финальная рекомендация» или «аннулируемая рекомендация».
Состав меток состояний, соответствующих этапам жизненного цикла рекомендации, и определение их семантики приведено в Таблице 1.
Таблица 1. Метки состояний жизненного цикла рекомендации
Техническое задание | Отчет, разработанный рабочей группой по исходным данным заказчика проекта (например, Комитета по информатике Министерства образования и науки РФ) и согласованный с заказчиком в качестве спецификаций требований к разрабатываемой рекомендации. Консорциум публикует техническое задание для того, чтобы с ним могли ознакомиться его участники, а также все заинтересованные организации и лица, желающие принять участие в разработке соответствующей рекомендации. |
Рабочая рекомендация | Состояние технического отчета, при котором рабочая группа считает преждевременным вынесение его на процедуру формального согласования как внутри е-консорциума, так и с другими организациями, с которыми он сотрудничает. Рабочая рекомендация может публиковаться с целью получения замечаний и предложений по ее разработке от заинтересованных в продвижении этой рекомендации участников консорциума. Данная стадия может повторяться неоднократно (обычно используется механизм версий), пока не будет достигнут более высокий уровень консенсуса или проект не будет аннулирован. |
Проект рекомендации | Состояние технического отчета, при котором рабочая группа считает, что технический отчет в целом соответствует техническому заданию, и может быть запущена процедура его формального согласования как внутри е-консорциума, так и с другими организациями-партнерами. Результат передается из рабочей группы в высший орган технического управления е-консорциума для согласования и регистрации. Проект рекомендации публикуется с целью получения замечаний и предложений по данному состоянию разработки от участников консорциума. Данная стадия может повторяться неоднократно (обычно используется механизм версий), пока не будет достигнут более высокий уровень консенсуса или проект не будет аннулирован. |
Экспериментальная рекомендация | Тщательно проработанный проект рекомендации, удовлетворяющий требованиям технического задания, гармонизированный с другими документами и рекомендуемый для экспериментальной реализации. |
Финальная рекомендация | Рекомендация, характеризующаяся еще более высоким по сравнению с предшествующей стадией уровнем согласованности, учитывающая полученные в результате выполнения этапа экспериментальной отработки замечания и предложения. Считается подготовленной для внедрения в современную практику и представляется в официальные структуры для прохождения формальной процедуры утверждения в качестве государственного стандарта. |
Аннулируемая рекомендация | Рекомендация, которая может находиться в одном из перечисленных состояний, и относительно которой заявлено, что она больше не поддерживается консорциумом. |
Началом деятельности е-консорциума стала загрузка в репозиторий разработанных рекомендаций и проектов рекомендаций основных стандартов ИТ-образования, а также открытие свободного доступа для ознакомления с этими документами. Следующим этапом явилось начало функционирования конференций и форумов для обсуждения рекомендаций, находящихся в репозитории. Все желающие принять участие в создании современных стандартов ИТ-образования получили возможность, используя эти средства, формировать в базе данных указанного ресурса консорциума свои замечания и предложения, относящиеся к содержанию тех или иных рекомендаций.
Параллельно с этим сформированные для каждой из рекомендаций рабочие группы экспертов осуществляют анализ предложений и замечаний, относящихся к конкретным техническим документам репозитория. Рабочие группы выполняют свою работу в соответствии с базовым процессом, принятым в качестве основной модели жизненного цикла стандартизуемых рекомендаций. Цель их деятельности — разработка рекомендаций и представление их учебно-методическому объединению университетов для одобрения в качестве проектов образовательных стандартов с последующим проведением их через формальные процедуры присвоения статуса государственных стандартов.
Работа посвящается сыну, сетевому программисту и журналисту В.В. Сухомлину, на протяжении ряда лет помогавшему автору в развитии ИТ-образования.
Литература
- Сухомлин В.А., Сухомлин В.В. Концепция нового образовательного направления. "Открытые системы", 2003, № 2.
- Сухомлин В. Программы дополнительного ИТ-образования. "Открытые системы", 2004, № 2.
- Сухомлин В. ИТ-образование для непрофильных специальностей, "Открытые системы". 2004, № 7.
- Сухомлин В.А. Введение в анализ информационных технологий. М: Горячая линия - Телеком, 2003.
Владимир Сухомлин (www.sukhomlin.ru) — профессор ВМК МГУ им. Ломоносова.