Система государственного надзора за промышленной безопасностью находится сегодня в стадии реформирования — создаваемая Федеральная служба экологического, технологического и атомного надзора (Ростехнадзор) объединяет в себе ведомства, функционировавшие ранее независимо друг от друга и наблюдавшие за состоянием потенциально опасных производств каждое в своей отрасли: Госгортехнадзор, Энергонадзор, Госатомнадзор и Служба экологического надзора. Административная реформа предпринята с целью создания единой службы наблюдения за опасными промышленными объектами для повышения эффективности контроля и оперативности принятия решений, сокращения расходов и улучшения информированности государственных инстанций и населения. Решение этих задач невозможно без автоматизированной системы сбора, хранения, передачи и обработки информации об опасных производствах.

Распределенность контролируемых предприятий по всей стране требует организации оперативного обмена информацией, касается ли это плановой отчетности, аварий или других чрезвычайных происшествий. Данную работу сегодня выполняет Госгортехнадзор — организация, входящая в Федеральную службу экологического, технологического и атомного надзора. Она курирует все этапы жизненного цикла промышленно опасного объекта от регистрации и выдачи лицензии до закрытия и ликвидации производства. Так как постоянно одни предприятия возникают, другие закрываются, третьи реорганизуются, то без автоматизации учета и единой для всех отраслей базы данных нельзя было бы даже назвать точное количество опасных промышленных объектов, существующих в России. Сбор сведений о состоянии этих объектов, авариях, травмах, ведение статистики, анализ — задачи еще более сложные, поэтому и было принято постановление Правительства РФ от 24.11.98 г. № 1371, предусматривающее автоматизацию этих видов деятельности. Для реализации данного постановления в Госгортехнадзоре была создана Автоматизированная информационно-управляющая система промышленной безопасности (АИС ПБ).

Прикладные задачи АИС ПБ

Автоматизированная система надзора за промышленной безопасностью должна быть хорошо адаптирована к исторически сложившимся в России условиям наблюдения за опасными производствами, строго следовать правовым и техническим нормам, принятым в этой сфере. В России, как и в других странах, на методы наблюдения влияют: особенности географического положения, рельеф, климат, наличие сырьевых ресурсов и способы их добычи, переработки и транспортировки, расположение предприятий, уровень развития экономики, техническая оснащенность надзирающих органов. Например, в США инспектор, не выходя из оборудованного служебного автомобиля, может запросить на компьютер любую информацию или пополнить удаленную базу данных. На небольшой территории Швейцарии, где у инспектора всегда есть выход в Internet, сбор информации об опасных объектах основан на передаче гипертекстовых документов. Подобный опыт пока неприменим в России из-за огромных расстояний, слабого развития телекоммуникационной связи на основной территории страны, отсутствия персонального транспорта у сотрудников удаленных инспекций. В разных странах сильно отличаются друг от друга правовые и организационные средства контроля, что заставляет разрабатывать собственные технические решения, удовлетворяющие правовым нормам и функциям контролирующих органов, формам отчетности, требованиям к безопасности секретной информации. Такая система должна иметь возможность настройки, не требующей от пользователя специальных знаний, что часто становится проблемой в государственных организациях с распределенной структурой.

Перечень прикладных задач, решаемых в рамках АИС ПБ, определяются законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». Например, в законе сказано, что все опасные объекты должны быть зарегистрированы в реестре — в АИС ПБ присутствует прикладная задача «Регистрация и ведение государственного реестра опасных производств». Отдельные виды деятельности могут вестись только при наличии лицензии — в системе имеется задача «Лицензирование отдельных видов деятельности и ведение реестра лицензий». Законом определяется гражданская ответственность собственников опасных объектов за ущерб, нанесенный третьим лицам, — требования этой статьи реализуются в задаче «Координация страхования». Сведения, накопленные в АИС ПБ, могут понадобиться другим ведомствам: МВД, МЧС, прокуратуре и т.п. — в случае необходимости нетрудно будет узнать, какие лицензии выданы предприятию, на котором произошла авария. Таким образом, подсистема прикладных задач представляет собой сборник электронных регламентов, впервые закрепленный в сфере деятельности должностных лиц федерального органа власти.

Готовя необходимый документ, например свидетельство о регистрации опасного производственного объекта, сотрудник Госгортехнадзора заполняет поля экранной формы: «вид собственности», «собственник», «место расположения», «виды опасности» и т.д. На следующем этапе, при выдаче лицензии на объект, часть сведений о нем можно взять из базы, а если их нет, собственнику предлагается сначала пройти регистрацию. Взаимосвязь между данными отражена в 330 таблицах, где содержится информация о подконтрольных объектах и деятельности любого территориального органа или удаленного отдела. Для унификации терминологии единого информационного пространства АИС ПБ в базе данных имеется словарь из 65 тыс. терминов, описывающих предметную область деятельности Госгортехнадзора.

Решение прикладной задачи, например подготовки лицензии, предполагает обращение управляющей программы к нескольким таблицам (перечень предприятий, видов деятельности, календарь выдачи и срока действия лицензий, условия лицензирования и т.д.). Возможное изменение лицензионного законодательства и порядка выдачи лицензий потребует от разработчика переназначения связей между таблицами или добавления еще какой-либо таблицы, но структуру базы данных менять не придется. Упорядоченность информации в таблицах позволяет также путем назначения новых ссылок выявить не замеченные ранее закономерности взаимного влияния процессов друг на друга, установить причинно-следственные связи.

Для обработки данных по секретным объектам в системе предусмотрена регистрация пользователей и закрепление за ними прав доступа к сведениям — в системном журнале АИС ПБ отражается, какой сотрудник какую задачу запускал и в какое время. Есть также данные о работе с самой информацией: кто вводил, просматривал, изменял. На основе этой статистики строится анализ работы системы, необходимый для ее дальнейшего развития (классификация ситуаций, возникающих в работе системы и на объектах, интересы пользователя, процент использованных задач и т.д.). Согласно статистике, наиболее востребованными оказались «Сведения о происшествиях» (авариях, травмах, утрате взрывчатых веществ и т.д.). Из общего числа обращений к прикладным задачам на их долю приходится 16%. На втором месте задача «Лицензирование».

В процессе работы система автоматически собирает и анализирует информацию о самой себе. Например, число обращений к АИС ПБ в июне 2004 года составило 3 тыс., а количество обратившихся к ней сотрудников — 90 человек против 800 обращений и 25 человек в июне-июле 2002 года, когда АИС ПБ была установлена только в центральном аппарате. Аналогично можно проанализировать данные, внесенные в базу данных пользователями в одной из прикладных задач, — сведения об аварийности. Согласно собранной статистике наибольшее число аварий — 433 произошло в 1992 году, а наименьшее — 208 — в 2002-м. Прошлый, 2003 год, был менее удачным — 213 аварий, однако это меньше, чем в 2001 году, — 247 аварий.

Структура АИС ПБ

Проектирование АИС ПБ с самого начала предполагало четкое разграничение системообразующих и прикладных задач — тела программ этих двух составляющих системы не должны пересекаться и дублировать функции друг друга. Для реализации первой группы задач были выбраны готовые программные продукты компании ИВК — «ИВК Юпитер» [1] и «ИВК Кольчуга» уже известные в Министерстве обороны и других силовых ведомствах. «ИВК-Юпитер» выполняет все функции промежуточного программного обеспечения в гетерогенных сетях, а «ИВК Кольчуга» — средство для защиты информации: межсетевой экран, механизм интеграции антивирусных программ и Internet-серверов. Сочетание этих двух продуктов добавляет в АИС ПБ новое качество — возможность организации виртуальной сети, которая частично находится внутри каждой территориальной единицы организации, а частично проходит поверх общедоступных каналов Internet. Уровень защищенности такой сети позволяет хранить и пересылать информацию, составляющую гостайну.

Выбор в пользу данных продуктов был сделан на основе ряда соображений.

  • Согласно классификации Гостехкомиссии, АИС ПБ — это многопользовательская система, и каждый ее пользователь имеет разные права по отношению к ресурсам (программному обеспечению и содержимому информационной базы данных).
  • На момент ввода в действие опытного участка АИС ПБ («Пилотного проекта АИС ПБ») в Госгортехнадзоре отсутствовала собственная система связи и передачи данных, поэтому разработчик должен был выбрать и предложить средства, позволяющие создать виртуальную частную сеть на базе каналов общего пользования. Немалую роль сыграло и то соображение, что заказчик для обеспечения безопасности информации, циркулирующей в АИС ПБ, должен обладать правами полного контроля и управления этой сетью. При сопоставлении затрат и учете возможных ограничений в части контроля сети были отклонены решения об аренде мощностей операторов сетей связи на территории России. Нельзя реализовать такие отношения со сторонним собственником сети связи, при которых он может допустить ее полный контроль, — можно только купить часть его собственности.
  • Реализованные к моменту испытаний АИС ПБ компоненты ее специального программного обеспечения не исчерпывают всех информационных потребностей Госгортехнадзора. Значительную часть программ планировалось создать после развертывания средств АИС ПБ во всех территориальных органах организации. При этом успех всего проекта создания АИС ПБ определяется тем, сможет ли разработчик системы создать ситуацию, когда развитие специальных программных средств будет потребностью всей массы пользователей (сотрудников Госгортехнадзора), а не потребностью заказывающего подразделения отчитаться в затраченных финансовых средствах. Развитие автоматизации должно превратиться из моды в потребность. При ограниченных ресурсах разработчиков задача одновременного внедрения новых компонентов программного обеспечения без специальных мер может привести к краху — весьма сложно за одну-две недели установить очередную версию системы на 200 объектах. Отсюда требование — комплекс системообразующего программного обеспечения должен обеспечить возможность дистанционной установки компонентов при минимальном участии обслуживающего персонала на объектах автоматизации.
  • «Транспортная» часть продукта (почтовая система) должна обеспечивать гарантированную доставку сообщений.

Оба продукта сертифицированы Гостехкомиссисей. Наконец, в системе реализована модель безопасности, концептуально приближенная к системе понятий, в которых формулируются требования к безопасности на организационном уровне. Это тем более важно, что, хотя по действующему законодательству каждое передаваемое сообщение в отдельности не является государственной тайной, но несанкционированный доступ ко всей совокупности сведений об отдельных предприятиях, территориях, промышленности в целом и т.д. может нанести экономический ущерб и создать реальную угрозу национальной безопасности.

Разработку приложений и их интеграцию выполняла самостоятельная некоммерческая организация «Информационно-аналитический центр «Промышленная безопасность», специально учрежденная Госгортехнадзором. Такое решение оказалось удобным — разработка подсистемы прикладных задач и внедрение АИС ПБ была возложена на специалистов, на практике знакомых с системой слежения за промышленной безопасностью, формами отчетности, техническими и правовыми нормами.

Следуя структуре Госгортехнадзора, АИС ПБ предполагает три уровня автоматизации: программно-аппаратные средства автоматизации центрального аппарата — 150 АРМ сотрудников; 46 комплексов средств автоматизации территориальных органов по 30 — 100 АРМ; 212 комплексов в удаленных отделах по 10 — 20 АРМ (рис. 1).

На страже безопасности промышленности

Рис. 1. Уровни автоматизации АИС ПБ

Архитектура АИС ПБ

Поскольку довольно большая часть информации, имеющей значение для безопасности производства, поступает из переписки с организациями, эксплуатирующими поднадзорные объекты, одной из важных функций АИС ПБ является телекоммуникационная связь. Распределенность объектов автоматизации по всей территории страны требует налаженного механизма обмена информацией между инстанциями Госгортехнадзора. В связи с этим АИС ПБ ориентирована на четкое взаимодействие всех своих объектов, что повлекло разработку определенных технических решений.

Конфигурация сети, состав серверов, топология подключения, маршрутизаторы, операционные системы стандартны и не требуют специального оборудования, что облегчает тиражирование системы на многочисленных удаленных объектах. Вход в Internet осуществляется через сетевой экран «ИВК Кольчуга». «ИВК Юпитер» вместе со специальным программным обеспечением устанавливается на АРМах и сервере АИС ПБ.

АИС ПБ имеет единую базу данных (рис. 2), в которую помещена вся имеющаяся информация, в том числе прикладные задачи с запускными файлами. Исключение составляет только управляющая SQL-программа. Такое устройство дает возможность удаленного обновления версий программ из центрального аппарата на всех объектах одновременно, облегчает работу неподготовленного пользователя, избавляя его от необходимости разыскивать папку с нужным приложением.

На страже безопасности промышленности

Рис. 2. Архитектура АИС ПБ

Обмен данными между центральным аппаратом и удаленным объектом может происходить автоматически в периоды наименьшей нагрузки. Для этого на сервере удаленного объекта производится сканирование базы данных и определение появившихся в ней за день изменений. Подсистема обмена на прикладном уровне формирует пакет, который по Internet передается на сервер центрального аппарата. Там он распаковывается, данные помещаются в соответствующие таблицы, а к утру следующего рабочего дня завершается синхронизация баз данных в центре, в удаленных инспекциях и в территориальных округах.

Информацию из базы нельзя удалить — ее можно только исключить из рассмотрения. Это касается всей информации: о подконтрольных объектах, о документах, о всех территориальных органах и удаленных инспекциях, о работе самой системы, о действиях пользователя, в том числе явно ошибочных. Хранение всех этих сведений исключает возможность случайно или намеренной порчи информации, что важно при работе с секретными сведениями об опасных объектах. Пока в системе вообще нет функции удаления — она будет добавлена в АИС ПБ года через три, когда данные начнут устаревать. Согласно нормативам хранения информации об опасных объектах, которые сформировались задолго до разработки АИС ПБ, акты расследования аварий, несчастных случаев, травматизма, например, должны храниться бессрочно. Появление автоматизированной системы добавляет к этим нормативам свою специфику. Ежеквартально в базе данных обновляется реестр опасных объектов, и хотя старая информация о них пока не стирается, практически понадобиться могут только данные за предыдущий квартал. Сроки хранения некоторых сведений еще не установились: не ясно, в течение какого срока могут быть востребованы предписания инспекторов по результатам проверок поднадзорных объектов, это выявится позднее, в процессе эксплуатации АИС ПБ.

Ядро системы включает блоки «Кадры», «Финансы и бухгалтерия», «Делопроизводство», причем база данных по кадрам была специально разработана для Госгортехнадзора — к работе с опасными производственными объектами допускаются только обученные и аттестованные, а также имеющие соответствующие допуски специалисты, поэтому в базе должна содержаться дополнительная информация.

Отдельно в системе выделена нормативно-справочная подсистема по юридическим и техническим вопросам, содержащая общегосударственные нормативные документы и нормативно-методическую документацию Госгортехнадзора.

Обмен информацией в системе возможен по следующим каналам: электронная почта, формализованные сообщения, а также официальный сайт Госгортехнадзора России. Обмен данными между каждой парой программно-технических комплексов АИС ПБ происходит путем передачи формализованных сообщений, представляющих собой файлы с определенной структурой, типы которых определяются автоматически на основании анализа заголовков. Для каждого типа таких файлов разработаны две программы — передающая, которая выгружает изменения базы, и принимающая, которая распределяет полученную информацию по таблицам базы данных. Обработка принятого сообщения заканчивается формированием «квитанции» — формализованного сообщения, которое может потребовать повторной передачи информации в случае ее искажения.

В обязанности ведомства входит информирование общественности и заинтересованных кругов о состоянии дел в поднадзорной сфере. Один из источников сведений — Web-сайт Госгортехнадзора, также являющийся элементом АИС ПБ. Обновление информации на нем происходит без участия оператора, по инициативе специального программного модуля, который периодически запрашивает из базы данных отчеты, например по вопросам аварийности и травматизма, и с помощью механизма обмена помещает их на сайт.

Электронные регламенты реализуются в подсистеме прикладных задач — приложений, предназначенных для обработки данных по предметным областям Госгортехнадзора. Сюда относятся государственный реестр опасных производственных объектов, лицензирование, сертификация, страхование, обеспечение системы экспертизы, надзорная деятельность, аварийность и травматизм, декларирование, сведения о происшествиях, координация подготовки кадров.

Прикладная задача «Учет происшествий» позволяет в едином формате оперативно получить информацию о происшествиях на территории России в целом и в любой точке страны, что позволяет сократить время подготовки информационных сообщений для информационных агентств. Кроме того, на основе информации из единой информационной базы данных автоматически формируется ряд обобщенных показателей, например количество аварий и случаев со смертельным исходом, и визуализируется на сайте Госгортехнадзора.

Функционал перечисленных прикладных задач АИС ПБ (кроме задачи для обработки кадровой информации) вытекает из требований всех федеральных законов относящихся к промышленной безопасности. Закон определяет типы опасных производственных объектов и условия их эксплуатации: например, собственник (хозяйствующий субъект) не может эксплуатировать опасный производственный объект, если персонал не прошел обучение или отсутствует лицензия на соответствующий вид деятельности. Обе меры призваны снизить риски аварий, травм, смертельных случаев и чрезвычайных ситуаций.

Решение о предоставлении лицензии или разрешения на применение технического устройства принимаются на основе соответствующих экспертных заключений, выдаваемых организациями, аккредитованными с участием Госгортехнадзора. Инспекторский состав Госгортехнадзора проводит проверки и обследования промышленных производств, одной из целей которых является контроль соблюдения эксплуатирующими организациями всех требований, установленных при получении лицензии и разрешений.

Федеральное законодательство требует, чтобы собственник опасного производственного объекта обязательно застраховал риск причинения ущерба «третьим лица» — населению, проживающему в непосредственной близости. Поскольку в каждом субъекте Федерации эксплуатируются тысячи опасных производственных объектов, а страховые договора действуют не более одного года, реальное отслеживание ситуации со страхованием невозможно без прикладной задачи АИС ПБ «Координация страхования».

На всех трех уровнях (центральный аппарат, территориальные органы, удаленные инспекции) автоматизации система устанавливается в полном составе. Разница функций и полномочий уровней Госгортехнадзора в АИС ПБ регулируется с помощью настроек. Так, в обязанности инспектора в удаленном отделе не вход ит выдача лицензий, поэтому соответствующая функция на его АРМ отключена. В центральном аппарате только четыре сотрудника имеют право вносить проекты лицензий, а остальные могут лишь просматривать. Это регулируется системой разграничения прав доступа пользователей. Аналогично сведения по аварийности и травматизму вносит только дежурный. Все это дает возможность прийти к единому для всех трех уровней автоматизации стандарту системы, что облегчает ее внедрение, настройку, централизованное обновление.

Проблемы и перспективы

Внедрение АИС ПБ в структуру Госгортехнадзора начинались с пилотного проекта, охватившего все три уровня автоматизации. В 2002 году были проведены испытания на специально разработанном стенде — сервер и три рабочих места, — представляющем соответствующие уровни. Такой набор вычислительной техники позволил смоделировать все типовые ситуации и продемонстрировал возможность четкого информационного взаимодействия предполагаемых уровней АИС ПБ. Стенд существует до сих пор и используется для развития функциональных возможностей АИС ПБ, допуская виртуальное подключение любого количества АРМ.

Далее, средствами АИС ПБ был оснащен центральный аппарат Госгортехнадзора и проведена опытная эксплуатация, одновременно с которой велось обучение сотрудников. На следующем этапе система была установлена в двух территориальных органах (Центральном и Приокском) и в одном удаленном отделе (Тверском).

Сегодня АИС ПБ разворачивается в территориальных органах. Для этого системный интегратор проекта АНО ИАЦ «Промышленная безопасность» провел предпроектное обследование объектов, были составлены спецификации на поставку техники, в некоторых территориальных органах проведено объединение компьютеров в сеть.

Говоря о проблемах внедрения системы прежде всего надо отметить трудности, возникающие с телекоммуникационной связью, — не везде возможно подключение выделенной линии, не всегда надежно работают модемы, кроме этого, до момента внедрения системы техническая оснащенность некоторых отделов сводилась к нескольким разрозненным компьютерам. Для автоматизации технически слабых объектов, в том числе удаленных отделов, на начальном этапе проводится установка стартовых комплексов — АИС ПБ, полностью реализованная на одном компьютере. На сегодняшний день все 46 территориальных органов уже оснащены, как минимум, стартовыми комплексами. Полноценная сеть действует в Северном округе (Вологда), Средневолжском (Саратов), Нижневолжском (Волгоград), Ростовском (Шахты), Якутском (Якутск), Алтайском (Барнаул), Приамурском (Хабаровск) и ряде других. По предварительным оценкам, к концу 2004 года АИС ПБ в составе локальной сети может быть оснащено две трети из 46 территориальных органов.

Во многих территориальных органах и в центральном аппарате еще до создания АИС ПБ имелись свои базы данных, форматы которых не всегда позволяют импортировать накопленную информацию в АИС ПБ с помощью встроенного в систему механизма конвертации. В этом случае применяется индивидуальный подход — если база достаточно велика, то специально для нее разрабатывается конвертирующая программа.

Автоматизация процедуры надзора за промышленной безопасностью касается только структуры Госгортехнадзора, в функции которого не входит постоянный мониторинг работы опасных объектов (это обязанность соответствующей службы предприятия), тем не менее в будущем планируется совмещение интерфейсов АИС ПБ и систем управления производством. Информационное взаимодействие будет происходить с помощью формализованных сообщений или текстовых документов. Главным аспектом этого вопроса является правовой — на опасном секретном предприятии регулярный обмен информацией с внешними организациями не всегда возможен. Комплексы АИС ПБ с такими совмещенными интерфейсами могут быть установлены там, где позволяет режим секретности предприятия и есть необходимость более пристального наблюдения за промышленной безопасностью, чем периодические проверки инспектора.

Литература

  1. Валерий Андреев, Константин Здирук, «ИВК Юпитер»: реализация корпоративной политики безопасности. «Открытые системы.СУБД», 2003, №7-8. URL: http://www.osp.ru/os/2003/07-08/183273


Госгортехнадзор России

К объектам контроля Государственного горного и промышленного надзора России (Госгортехнадзора России) относятся шахты, рудники, металлургические заводы, предприятия по добыче, транспортировке и переработке нефти и газа, химические производства, котлы, работающие под высоким давлением, подъемные устройства и т.д. — все предприятия, где существует опасность аварий и вероятность нанесения ущерба здоровью работникам и населению.

Деятельность Госгортехнадзора основана на федеральном законе «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и охватывает следующие направления работ:

  • лицензирование видов деятельности, связанных с опасными производственными объектами, регистрация опасных производственных объектов и других объектов надзора (включая ведение реестра опасных производственных объектов);
  • обеспечение деятельности системы экспертизы промышленной безопасности;
  • сбор, учет и анализ данных по аварийности и травматизму;
  • координация внедрения страхования гражданской ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасных производственных объектов;
  • сертификация поднадзорной продукции и выдача разрешений на применение технических устройств, надзорная деятельность и контрольно-профилактическая работа;
  • координация работ по декларированию промышленной безопасности опасных производственных объектов;
  • подготовка и аттестация специалистов и персонала.

Для выполнения этих функций в Госгортехнадзоре создана трехуровневая структура: Центральный аппарат и Научно-технический центр «Промышленная безопасность» в Москве; 46 территориальных органов в регионах; 212 отделов (удаленных инспекций). Такая иерархия охватывает всю территорию России, и каждый опасный промышленный объект доступен для контроля своему отделу Госгортехнадзора. Всего в Госгортехнадзоре занято около 5 тыс. сотрудников. В основном это инспектора удаленных отделов, в ведении которых находится более 200 тыс. объектов. Контроль осуществляется периодически, с выездом инспектора на предприятие, частота проверок определяется спецификой производства. В случае обнаружения неисправностей оборудования, отступления от норм эксплуатации, нарушения техники безопасности инспектор может наложить штрафные санкции вплоть до требования немедленной остановки производства и передачи дела в следственные органы.