Бизнес, в сущности, - процесс перемещения ресурсов и энергии между разными точками и состояниями. Мы следуем из одной точки в другую, оставляя в первой начальные ресурсы, идеи (в виде схем и диаграмм будущих бизнес-процессов) и ожидая увидеть во второй дивиденды (в виде прибылей и побед над конкурентами). Однако, чтобы это произошло, требуется материализовать бизнес-идею, то есть претворить в жизнь диаграммы бизнес-процессов. А последние обычно существуют в виде бумажных схем, электронных эскизов и текстов, которые никак не коррелируют с поддерживающими бизнес ИТ-системами. Если на пути ко второй точке вам попалась хорошая система BPM (Business Process Management), то, считают авторы данного выпуска журнала, при наличии грамотного персонала и благоприятной экономической обстановки бизнес-успех вам обеспечен.
Мы решили разобраться с тем, как обстоят дела в области управления бизнес-процессами, взглянув на BPM с трех точек зрения: методологии, технологии и персонала.
Методология. Наши авторы отмечают, что отдельные системы порождают океан данных, но зачастую компания не имеет средств их адекватной интерпретации. Отсутствие целостного видения и неспособность понять, как из разрозненных технологий может быть собрана целостная система управления, — сегодня достаточно типичные явления. С помощью деления процессов на отдельные приложения, такие как CRM (Customer Relationship Management), SCM (Supply Chain Management), ERP (Enterprise Resource Planning) и т.п., не удается сформировать единый взгляд на события, происходящие на предприятии. Перегруженность современных информационных систем фактами и данными вступает в противоречие с неспособностью к их интерпретации.
Одним из возможных подходов, потенциально способных избавить бизнес от информационной «слепоты», может оказаться его мониторинг, который позволяет объединить в дееспособную систему не связанные между собой и не способные к взаимодействию приложения. Способы повышения эффективности процессов на предприятиях, основанные на преодолении организационной и технологической разрозненности, образуют основу методологии BPM. Но реализовать эту методологию удается не всегда: инфраструктурная неготовность компаний становится причиной ограниченного успеха при внедрении BPM. Концепция SOA позволяет, как сегодня кажется, реализовать потенциал BPM.
Технология. Концепция мониторинга бизнеса предполагает выявление и отслеживание бизнес-событий, происходящих в режиме реального времени. BPM является, с одной стороны, философией менеджмента, позволяющей сфокусировать внимание на бизнес-процессах и производительности их выполнения, а с другой — набором методов и средств их эффективной организации. Преодоление технологической разрозненности таких методов и средств — типичная и посильная для ИТ задача, а сервис-ориентированная архитектура может стать мощным катализатором развития BPM. Непрерывное совершенствование процессов (вне зависимости от систем, которые поддерживают их исполнение) подразумевает наличие гибкой инфраструктуры, способной поддерживать интеграцию приложений и широкие возможности адаптации. Как показано в одной из статей данного выпуска, SOA - это именно сумма технологий, которые могут обеспечить удобство интеграции приложений, их виртуализацию.
Как и в сфере средств моделирования, где представлены хорошо известные, но, по сути, нишевые поставщики, на рынке программных платформ для BPM прежде успешно действовали небольшие компании. Однако сегодня это направление всерьез заинтересовало крупных ИТ-игроков, расширивших линейки своих продуктов за счет приобретений или собственных разработок в данной области. Одна из статей сегодняшнего выпуска журнала специально посвящена имеющимся конкретным решениям в области BPM.
Персонал. Два года назад появилось мнение, основанное на анализе прошлых тенденций в ИТ-индустрии, в соответствии с которым ИТ превратились в товар и перестали быть источником конкурентного преимущества. Мол, теперь для управления информационной инфраструктурой компаниям достаточно использовать стратегию минимальной стоимости и тщательно просчитывать риски. Как известно, сокровище таится в вопросе, а не в ответе: это мнение вызвало ожесточенные споры, побудило топ-менеджеров и ИТ-директоров пересмотреть их представления о роли ИТ в бизнесе. Данные, полученные из прошлого опыта, не должны становиться основанием для истины нынешней, они всегда — лишь основание для новых вопросов. В публикуемой нами статье роль ИТ-директора анализируется по трем основным направлениям: круг обязанностей, место в организационной структуре и риски для предприятия в случае несостоятельности ИТ-директора. Один из выводов автора таков: при постоянном следовании чьим-то правилам роста не достигнешь, а будешь просто послушным. Однако в деле претворения диаграмм в жизнь трудно переоценить роль квалифицированного активного ИТ-директора, вооруженного средствами BPM.