Бог — это не сущность, это процесс, а человек и все, что с ним связано, — это больше, чем тело (совокупность отдельных сущностей), для функционирования которых, по сути, почти ничего не надо, главное — процесс постоянного изменения. Вот и ИТ — сегодня это не просто набор разрозненных технологий, а, как отмечают авторы этого выпуска журнала, процесс движения к интеграции технологий (сущностей). К сожалению, объять Бога невозможно, как, впрочем, и все аспекты процесса интеграции в одном номере журнала, но на примере архитектуры, ориентированной на сервисы, можно рассмотреть основные аспекты этого процесса.
Между автоматизированными системами управления техническими объектами и средствами управления бизнесом до сих пор было мало общего. Как отмечают наши авторы, первые базируются на классических методах математического анализа, а вторые на постулатах дискретной математики. Бизнес-системы разнообразнее и сложнее, правда, в состав цикла управления ими всегда был включен человек, принимающий решения. В бизнесе до сих пор не требовалось целиком охватить объект управления — можно было ограничиться отдельными средствами автоматизации рутинных функций, не увязывая их воедино, перекладывая функцию интеграции на человека. Вследствие этого сегодня в сфере управления бизнесом имеются сотни различных, мало зависящих друг от друга технологических направлений:— пришло время реальной интеграции.
Как видится сегодня, для создания бесшовных ИТ-конфигураций, адекватно решающих задачи бизнеса и оперативно реагирующих на его потребности, можно использовать архитектуру, ориентированную на сервисы. Действительно, эта архитектура оказалась, например, удобной для систем управления бизнес-процессами (BPM), рынок которых, по мнению аналитиков IDC, к 2009 году достигнет 3 млрд. долл. Правда, предсказания гадалок, как и аналитиков и прорицателей, обычно не сбываются — единственная ценность их прогнозов состоит в убеждении некоторой массы людей мыслить в определенном направлении. Учитывая, что мысль имеет свойство материализоваться, при достижении некоторой критической массы людей, размышляющих над трендом, указанным аналитиками, он действительно может воплотиться. Пока же в смысле прогнозов по SOA такой критической массы еще нет, даже несмотря на то, что, согласно исследованиям других аналитиков из Forrester, 67% предприятий и организаций намерены в ближайшее время реализовать у себя сервисный подход, причем 44% из них считают задачу реализации SOA важнейшей.
Основная проблема любых ИТ-сущностей состоит в том, что они решают, как часто кажется, проблемы бизнеса или помогают преодолеть организационные неурядицы. Архитектура, ориентированная на сервисы, может изменить паттерн поведения, благотворно повлиять на акционеров, поспособствовать консолидации часто несоизмеримых разрозненных систем или повысить гибкость и реактивность ИТ, однако никакие технические стандарты и инструменты не могут магическим образом сделать бизнес счастливым.
Для реализации потенциала архитектуры, ориентированной на сервисы, необходимо, чтобы все ведущие поставщики популярных бизнес-приложений взяли на себя работу по «обертыванию» компонентов своих монолитных приложений в композитные. Пока же такие приложения — это замкнутые системы с очень «узким» внешним интерфейсом. Аналогичную работу надо провести и над унаследованными приложениями, которых, как оказывается, сегодня еще очень много, и никто из здравомыслящих менеджеров не собирается их выбрасывать. Действительно, 490 компаний из списка Fortune 500 сегодня используют около 50 тыс. программных модулей на языках Кобол, PL/I и ассемблер. Несмотря на то, что некоторые написаны 30-40 лет назад, они до сих пор применяются в критически важных приложениях. Мало того, ежедневно во всем мире через CICS-мониторы совершается 30 млн транзакций на сумму 1 млрд долл. Как следствие, все ведущие ИТ-компании, включая даже тех, кто не был до сих пор замечен в любви к мэйнфреймам, активно создают сегодня альянсы и развертывают работы, направленные на конвергенцию унаследованных программ в SOA-среду. Из данного номера журнала можно узнать, что в этом плане уже делают некоторые из них.
Как обычно, человечеству вообще, да и ИТ-индустрии в частности, при решении спорных вопросов (особенно когда нет еще критической массы единоверцев) хотелось бы услышать некий «глас божий», предлагающий понятную трактовку происходящему. К сожалению, по мнению наших авторов, на место таких могучих фигур, как Винер или фон Нейман, сыгравших в свое время роль оракулов, сегодня претендуют разного рода ИТ-евангелисты, скорее проповедующие в своих презентациях, чем реально анализирующие. Проповедь, как известно, есть знание, не подкрепленное собственным примером, и она может быть велика, но не есть «глас божий». Фотография и отдельный кадр кинофильма внешне не отличаются —разница в движении. И возможно, ИТ-индустрии следует искать ответы на насущные проблемы не в технологиях (сущностях), а в процессах их интеграции.